Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции от 13 марта 2024 г. N 134
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 547583-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части предоставления национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 547583-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Законопроектом предлагается введение единых правил предоставления национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - закупки).
В указанных целях основные изменения предлагается внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (новая статья 3.1-4 и другие новые положения) и Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (новая редакция статьи 14 и другие новые положения) (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ), которыми предусматриваются следующие основные положения:
1. При осуществлении закупок товару, работе, услуге иностранного происхождения обеспечиваются равные условия с товаром, работой, услугой российского происхождения (национальный режим) за исключением случаев, когда Правительством Российской Федерации установлены запреты, ограничения закупок иностранных товаров, работ, услуг или преимущества в отношении отечественной продукции (далее соответственно - запрет, ограничение, преимущество). В целях установления запрета, ограничения, преимущества Правительство Российской Федерации определяет информацию и документы, которые подтверждают страну происхождения товара.
2. Установление Правительством Российской Федерации запрета, ограничения, преимущества допускается в случаях, при которых международным договором Российской Федерации предусматривается возможность непредоставления национального режима товару, работе, услуге иностранного происхождения.
3. Если Правительством Российской Федерации устанавливается запрет или ограничение закупки товара, работы, услуги иностранного происхождения, то не допускается заключение договора (контракта), предусматривающего поставку иностранного товара, выполнение работ, оказание услуг иностранным лицом (при установлении ограничения закупки заключение такого договора (контракта) не допускается если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара российского происхождения - механизм "второй лишний", согласно пояснительной записке), а также замену в ходе исполнения договора (контракта) на иностранный товар или перемену подрядчика (исполнителя) на иностранное лицо.
4. При установлении Правительством Российской Федерации преимущество в отношении товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом при рассмотрении (оценке) предложений участников закупки применяется условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключить договор или контракт) на 15% ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке товар только российского происхождения (участника, являющегося российским лицом в отношении закупки работы или услуги). В случае в случае заключения по результатам указанной закупки договора (контракта) с указанным участником закупки такой договор (контракт) заключается без учета указанного снижения (увеличения) ценового предложения.
5. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых при осуществлении закупок промышленной продукции заявка, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, будет приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, если также подана заявка, соответствующая установленным заказчиком требованиям и содержащая предложение о поставке товара российского происхождения с более высоким уровнем локализации производства.
6. Порядок формирования и размещения в единой информационной системе заказчиками отчета об объеме закупок товаров российского происхождения.
7. Правительство Российской Федерации вправе установить минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения. Таким образом, сохраняется, предусмотренный Законом N 223-ФЗ, механизм обеспечения приоритета, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Комитет не имеет возражений относительно проектируемых положений. Одновременно следует обратить внимание, что, учитывая бланкетный характер проектируемых норм и предусматриваемые законопроектом широкие пределы правоприменительного усмотрения, для анализа полноты регулирования требуется изучение указанного в материалах к законопроекту проекта постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по применению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в частности относительно наделения Правительства Российской Федерации полномочием по определению информации и документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей законопроекта, а также последующий мониторинг в рамках осуществления парламентского контроля.
Учитывая изложенное и цели законопроекта, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции считает возможным поддержать его концепцию и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.