г. Краснодар |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А32-53180/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Рассказова О.Л. и Тамахина А.В., при участии от истца - акционерного общества "Крайжилкомресурс" (ИНН 2308124997, ОГРН 1062308034920) - Набокова Е.А. (доверенность от 28.12.2023), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя Шунаева Анатолия Евгеньевича (ИНН 232201717614, ОГРН 311236534200012), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шунаева Анатолия Евгеньевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А32-53180/2022, установил следующее.
АО "Крайжилкомресурс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Шунаеву Анатолию Евгеньевичу (далее - предприниматель) о взыскании 22 167 рублей 88 копеек задолженности с 01.01.2020 по 31.07.2022, 4659 рублей 50 копеек неустойки с 11.02.2020 по 31.03.2022, 1905 рублей 59 копеек неустойки с 03.10.2022 по 28.02.2023 (уточненные требования).
Определением от 23.05.2023 приняты встречные требования предпринимателя о взыскании с общества 31 тыс. рублей задолженности за пользование построенной им контейнерной площадкой с 01.01.2020 по 20.05.2023.
Решением от 30.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.11.2023, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. Заявитель ссылается на то, что объект не использовался с 2018 года по июль 2022 года. Обществом не оказывались услуги с 01.01.2020 по июль 2022 года. Обществом неверно произведен расчет неустойки, так как с августа 2022 года оплата производится в полном объеме. Судом первой инстанции после перерыва в судебном заседании не объявлена резолютивная часть, заседание после перерыва проведено без участия явившегося ответчика.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 N 6 статус регионального оператора по обращению с ТКО по Белореченской зоне деятельности присвоен обществу.
В Белореченскую зону деятельности входят Белореченский, Туапсинский районы, города Горячий ключ и Сочи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
С учетом изложенного, договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Филиалу общества "Туапсинский" поступила заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО от предпринимателя по фактическому адресу накопления отходов: Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Кирова, д. 60А.
Региональный оператор по обращению с ТКО в лице указанного филиала общества "Туапсинский" направил предпринимателю 2 экземпляра подписанного со своей стороны договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 03.08.2022 N ЮЛ22-4133.
Предприниматель подписанный со своей стороны договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 03.08.2022 N ЮЛ22-4133 по объекту фактического накопления ТКО обществу не предоставил.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Так, в соответствии с условиями договора от 03.08.2022 N ЮЛ22-4133 (далее - договор) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги истца в порядке и сроки, предусмотренные договором (пункт 2.1 договора).
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе ТКО, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяется согласно приложению N 1 к договору (пункт 2.2 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2020 (пункт 2.4 договора).
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 3.4 договора потребитель самостоятельно получает у регионального оператора акт оказанных услуг до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, и до 10-го числа этого месяца возвращает надлежащим образом оформленный, а именно подписанный уполномоченным лицом и скрепленный печатью (при ее наличии) акт оказанных услуг региональному оператору либо предоставляет мотивированный отказ от его подписания.
В случае если в течение указанного в пункте 3.4 договора срока акт оказанных услуг не будет подписан потребителем и представлен региональному оператору, и потребитель не представит в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме (пункт 3.5 договора).
Региональный оператор принятые обязательства по договору исполнил в полном объеме и оказал потребителю услуги по обращению с ТКО с 01.01.2020 по 31.07.2022 на общую сумму 22 167 рублей 88 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг от 03.08.2022 N 15022, от 04.08.2022 N 15025, от 05.08.2022 N 15026.
Предприниматель свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнил, в связи с чем, образовалась задолженность в сумме 22 167 рублей 88 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Правил N 1156 и Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Суды установили, что региональный оператор, принятые обязательства по договору от 03.08.2022 N ЮЛ22-4133 исполнил в полном объеме и оказал потребителю услуги по обращению с ТКО с 01.01.2020 по 31.07.2022 на общую сумму 22 167 рублей 88 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг от 03.08.2022 N 15022, от 04.08.2022 N 15025, от 05.08.2022 N 15026.
Согласно пункту 2.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2020.
В пункте 10.1 договора стороны определили, что договор считается заключенным с даты подписания его сторонами, указываемой региональным оператором в правом верхнем углу на первой странице договора, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020 и действует по 31.12.2020.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения первоначального иска.
Довод заявителя о закрытии спорного объекта с 01.01.2020 по 01.07.2022 рассмотрен судом первой инстанции, который обоснованно указал, что согласно данным, размещенным на Интернет-ресурсе "Яндекс Карты", "2ГИС" коммерческая деятельность объекта осуществляется с 2019 года по настоящее время под салон мебели, что подтверждается скрин-копиями указанных страниц и размещенными на них фото и отзывами от 2019, 2020 - 2022 гг. Кроме того, условия типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО не приостанавливают свое действие в какой-либо период.
Ссылка предпринимателя на то, что судом первой инстанции после перерыва в судебном заседании не объявлена резолютивная часть, заседание после перерыва проведено без участия явившегося ответчика, отклоняется судом округа, поскольку нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления (часть 3 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А32-53180/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 мая 2024 г. N Ф08-1166/24 по делу N А32-53180/2022