г. Краснодар |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А32-33997/2023 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Алексеева Р.А. без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ИНН 2308164365, ОГРН 1037835069986) и ответчика - акционерного общества "Таманьнефтегаз" (ИНН 2352013076, ОГРН 1022304740237), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Таманьнефтегаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по делу N А32-33997/2023, установил следующее.
ООО "Трансойл" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Таманьнефтегаз" (далее - компания) о взыскании 787 686 рублей 62 копеек убытков, а также 18 754 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением от 30.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.01.2024, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, акты общей формы, представленные обществом в подтверждение наличия убытков, являются ненадлежащим доказательством, поскольку не соблюдена установленная законодательством процедура их составления. Суды не приняли во внимание доводы компании о необходимости составления актов о повреждении вагонов формы ВУ-25. Доказательств вины компании и причинно-следственной связи между выявленными повреждениями и действиями ответчика по сливу нефтепродуктов не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон (часть 2 статьи 288.2 Кодекса).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по железнодорожным транспортным накладным в адрес грузополучателя (компании) прибыли груженые вагоны. Грузы направлены в технически исправных и коммерческих пригодных вагонах, принадлежащих обществу на праве собственности и/или ином законном основании платежным поручениям об оплате подготовки и ремонта составила 787 686 рублей 62 копейки.
Нормами транспортного законодательства непосредственно на ответчика возложена обязанность по очистке вагонов после выгрузки.
В соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) после выгрузки грузов, вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.
В рассматриваемом случае выгрузка осуществлялась компанией.
В силу пунктов 6 и 8 "Общих требований к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам", утвержденных Приказом Минтранса России от 29.05.2019 N 155, все находящиеся на вагоне, контейнере ЗПУ перед выгрузкой или погрузкой должны быть сняты грузополучателем (получателем) грузоотправителем (отправителем) или перевозчиком в зависимости от того, кем обеспечивается выгрузка или погрузка. Перед предъявлением к перевозке порожних вагонов, контейнеров ЗПУ пломбируются двери, крышки люков или штанги, фиксирующие крышки загрузочных люков цистерн.
На основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2019 N 245 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума" (далее - Правила N 245) грузополучатели обязаны обеспечивать слив груза (пункт 31).
Пунктом 34 данных Правил установлено что, слив грузов из вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. Нефть и нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), а в вагонах бункерного типа допускается остаток не более 30 мм (по замеру в средней части бункера), если документами национальной системы стандартизации не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 36 указанных правил после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:
- очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама;
- удалить возникшие при сливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа);
- установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорнопредохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора.
- установить на место уплотнительную прокладку загрузочного люка и закрыть крышку загрузочного люка вагона-цистерны.
- установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа.
- снять знаки опасности, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт.
- опломбировать порожний вагон-цистерну в порядке, установленном Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам.
- восстановить транспортную маркировку об опасности (знаки опасности, таблички оранжевого цвета) ранее перевозимого груза, если после выгрузки опасного груза очистка, промывка вагона-цистерны не производились.
В соответствии с пунктом 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 21 - 22.05.2009 N 50 (Правила N 50) после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:
- установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорнопредохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора;
- опломбировать порожний вагон-цистерну, если он в соответствии с названными Правилами должен возвращаться по полным перевозочным документам.
Поскольку выгрузка осуществлялась силами грузополучателя - ответчика, на него возложена обязанность по обеспечению сохранности вагонов при выгрузке и пломбированию ЗПУ порожних вагонов.
Указанные обязанности компанией в нарушение требований Устава и правил компанией надлежащим образом не исполнены.
Акт общей формы является допустимым доказательством факта наличия неисправности в цистерне без составления других актов.
Заявленные обществом требования основаны на фактах выявления неисправностей и наличием остатка груза в ходе осмотра вагонов по их прибытию на станцию назначения и зафиксированы актами общей формы ГУ-23 и ГУ-7а.
Вагоны прибыли с исправными пломбами, при снятии пломбы и открытии верхнего загрузочного люка произведен внутренний осмотр котла и запорной арматуры, в результате чего выявлены неисправности/непригодности, которые по своему характеру являются следствием нарушения технологии выгрузки груза и нарушении технологии закрытия и опломбирования.
Расходы общества в виде вынужденной оплаты стоимости работ по подготовке вагонов в указанном размере являются внедоговорными убытками истца, возникшими вследствие причинения имущественного вреда ответчиком (деликтное обязательство).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 15, 196, 200, 393, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 19, 20, 44, 119 Устава, Правил N 245, Правил составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.07.2020 N 256 (далее - Правила N 256), а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь. Недоказанность одного из указанных элементов свидетельствует об отсутствии состава гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со статьей 44 Устава после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи грузополучателем (получателем) или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, в частности, Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.04.2013 N 119 (далее - Правила N 119).
Пунктом 11 Правил N 119 предусмотрено, что при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. В пункте 4 Правил N 119 указано, что очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если на внутренней и внешней поверхностях котлов или бункеров не имеется остатков грузов.
Пунктом 3.3.9 Правил N 50 предусмотрено, что грузополучатель после выгрузки (слива) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора; опломбировать порожний вагон-цистерну, если он в соответствии с названными Правилами должен возвращаться по полным перевозочным документам.
После выгрузки грузополучатель обязан полностью очистить вагон от остатков всех грузов, опломбировать и привести в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотное закрытие клапанов и заглушек сливного прибора. Ответственность за очистку вагонов от остатков всех грузов лежит на грузополучателе, если выгрузка груза осуществлялась его средствами.
Суды указали, что в рамках данного дела грузополучателем выступала компания.
Суды верно установили, что доказательств надлежащего исполнения обязательств по очистке вагонов грузополучателями ответчик не представил.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава железнодорожного транспорта).
Общество в подтверждение исковых требований представило в материалы дела транспортные железнодорожные накладные и акты общей формы ГУ-23/ГУ-7а.
Суды, исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 Кодекса в совокупности и взаимосвязи, в частности, представленные обществом акты ГУ-7а и акты формы ГУ-23, подтверждающие факт возвращения вагонов-цистерн в непригодном для перевозки состоянии и с остатками перевозимого ответчиком груза, суды признали названные акты надлежащими доказательствами допущенных грузополучателем нарушений. Суды отметили, что составление данных актов не противоречит статье 119 Устава. Установив, что расходы на очистку и ремонт вагонов-цистерн в сумме 787 686 рублей 62 копеек в связи с ненадлежащим исполнением компанией как грузополучателем обязательств по их очистке и возврату в исправном состоянии понесло общество, суды правомерно указали на обязанность компании возместить обществу спорные убытки с учетом статьи 15 Гражданского кодекса. Расходы подтверждены документально, расчет проверен судами и признан правильным. При этом суды отклонили доводы компании о том, что в материалы дела не представлены акты формы ВУ-25 о повреждении вагона, верно отметив, что при выявленных неисправностях (обрыв внутренней лестницы, излом кронштейна и т.д.) составление акта о повреждении вагона названной формы действующим законодательством не предусмотрено.
Приведенные компанией доводы повторяют доводы, исследованные судами обеих инстанций в процессе рассмотрения дела. Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований суд округа не установил.
Нарушения норм процессуального права (часть 4 статьи 288 Кодекса) отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по делу N А32-33997/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и дальнейшему обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что грузополучатель не выполнил обязательства по очистке вагонов после выгрузки, что привело к убыткам истца. Суд признал акты общей формы допустимыми доказательствами неисправностей и подтвердил законность требований о возмещении убытков в размере 787 686 рублей 62 копеек, понесенных истцом в результате ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2024 г. N Ф08-3021/24 по делу N А32-33997/2023