В соответствии с пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерством образования Чувашской Республики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году (приложение).
2. Начальнику отдела профилактической работы и информационного сопровождения контрольной (надзорной) деятельности в управлении по контролю (надзору) в сфере образования (Савчук В.И.) разместить доклад на официальном сайте Министерства образования Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления по контролю (надзору) в сфере образования М.А. Скирневскую.
Министр |
Д.А. Захаров |
Приложение
к приказу
Минобразования Чувашии
от 28.02.2024 N 289
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерством образования Чувашской Республики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерством образования Чувашской Республики (далее - Министерство, контрольный (надзорный) орган) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 997 (далее - Положение).
Согласно части 3 статьи 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, определено Министерство образования Чувашской Республики. В структуре Министерства функционирует управление по контролю (надзору) в сфере образования (далее - Управление), непосредственно осуществляющее федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования.
В соответствии с Положением объектами государственного контроля (надзора) являются образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Чувашской Республики, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
а) единого реестра учета лицензий;
б) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
в) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
г) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
д) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
На 31 декабря 2023 года общее количество объектов государственного контроля (надзора) в сфере образования составило 1020.
Согласно пункту 6 Положения объекты контроля подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска) согласно установленных Положением критериев.
Критерии риска определены без взаимодействия с контролируемыми лицами на основе анализа сведений, имеющихся в государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования.
На 1 октября 2022 года из 1018 объектов контроля 948 объектов отнесены к низкой категории риска (93,1% от общего числа объектов контроля), 70 - к средней (6,9%), объекты высокой категории риска отсутствуют. По сравнению с 2022 годом количество объектов контроля средней категории риска снизилось на 1,9 процента (приказ Министерства об отнесении к категории риска от 29 сентября 2022 г. N 1392).
Наибольшая доля объектов контроля среднего риска приходиться на профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования, организация для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Основанием для отнесения к средней категории риска являлось несоблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных законодательством об образовании, наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: частью 1 статьи 19.5, статьями 19.7, 19.20 и 19.30 в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска.
Министерством организован постоянный мониторинг сведений, используемых для оценки и управлениями рисками. В 2023 году принято 4 решения об изменении категории риска объекта контроля. Заявлений от контролируемых лиц об изменении категорий риска не поступало.
В соответствии с требованиями пункта 7 части 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" перечень объектов контроля, учитываемый в рамках формирования ежегодного плана контрольных надзорных мероприятий, с указанием категории риска опубликован на официальном сайте Министерства.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования установлено проведение следующих видов контрольных (надзорных) мероприятий: документарная проверка, выездная проверка (далее также вместе - проверка), наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). В 2023 году проведено 1357 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении 616 контролируемых лиц, что составляет 60,4 процента от общего количества контролируемых лиц, что на 17,4 процента больше, чем в 2022 году.
В связи с отсутствием объектов высокой категории риска и исключением объектов контроля средней категории риска на основании пункта 11.3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) плановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году не проводились.
В отношении контролируемых лиц в 2023 году проведено 1 контрольное (надзорное) мероприятие с взаимодействием с контролируемым лицом - внеплановая документарная проверка. Проверка была проведена после согласования с Прокуратурой Чувашской Республики. По итогам проверки были выявлены следующие нарушения обязательных требований:
N п/п |
Перечень нарушений обязательных требований, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий |
Действия контролируемого лица, которые привели к нарушению обязательных требований |
Причина нарушений |
1. |
Неполнота внесения данных в ФИС ФРДО |
Образовательной организацией не внесены в ФИС ФРДО сведения об аттестатах об основном общем образовании, выданных в 2022 году, в установленный срок |
Не выполнение требований пункта 6 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825 |
2. |
Несоблюдение порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов установленного образца |
образовательной организацией был выдан аттестат об основном общем образовании за пределами срока (три рабочих дня) после даты издания распорядительного акта об отчислении выпускников |
Не соблюдение требований пункта 22 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 546, зарегистрированным в Минюсте России 22 декабря 2020 г. N 61709 |
По фактам вышеуказанных нарушений, выявленным в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, учитывая Постановление N 336 и отсутствие фактов нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений не выдавалось. Согласно статьи 19.7 Ко АП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности дело об административной ответственности не возбуждалось.
В 2023 году проведено 1356 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводилось, как правило, посредством анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет", федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Количество наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), по результатам которых выявлены нарушения, составило 570 или 42 процента от общего числа наблюдений за соблюдением обязательных требований.
Сведения о количестве контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований в 2023 году в разрезе образовательных организаций, ед.
См. графический объект
При проведении наблюдений за соблюдением обязательных требований выявлено 1233 нарушения обязательных требований.
Количество выявленных нарушений (правонарушений) в разрезе образовательных организаций в 2023 г., ед.
См. графический объект
Выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований:
Перечень нарушений обязательных требований, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий |
Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивалось в рамках КНМ |
Краткое изложение нарушений |
Организации дополнительного образования | ||
Соблюдения Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и размещения информации на официальном сайте образовательной организации. |
п. 8 Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденного приказом Минкультуры России от 14 августа 2013 г. N 1145 |
На официальном сайте организации отсутствует: - информация об особенностях проведения приема поступающих с ограниченными возможностями здоровья; - сведения о работе апелляционной комиссии; - правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам приема в образовательную организацию. |
Дошкольные образовательные организации | ||
Обеспечение открытости и доступности информации на официальных сайтах в отношении образовательных организаций, получивших в 2022 году лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. |
подпункты "б", "в" пункта 5, пункты 6, 11, 13, 16, 18 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802; подпункты 3.3, 3,4, подпункт "г" подпункта 3.6, подпункт 3.7, подпункты "а", "б" подпункта 3.9 пункта 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831. |
В специальном разделе "Сведения об образовательной организации" на официальном сайте отсутствует: - в подразделе "Документы" правила приема обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе; - в подразделе "Образование" информация о реализуемой дополнительной общеобразовательной программе; - о численности обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе; - в подразделе "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав" информация о персональном составе педагогических работников реализуемой дополнительной общеобразовательной программы; - в подразделе "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса" информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по реализации дополнительной общеобразовательной программы; - в подразделе "Платные образовательные услуги" информация о порядке оказания платных образовательных услуг , в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, об утверждении стоимости обучения по дополнительной общеобразовательной программе. |
Соблюдение порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования и размещения информации на официальном сайте образовательной организации. |
пункты 6, 15 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. N 236 |
Не размещены: - распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, муниципального округа городского округа о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа городского округа, издаваемый не позднее 1 апреля текущего года; - реквизиты распорядительных актов о зачислении детей в образовательную организацию, наименование возрастной группы, число детей, зачисленных в указанную возрастную группу. |
Организации дополнительного профессионального образования | ||
Соблюдение требований законодательства в сфере образования к структуре официального сайта и при размещении информации на официальном сайте образовательной организации |
Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802; пункты 2-7 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831 |
Нарушение обязательных требований законодательства РФ в сфере образования, связанные с размещением информации и ведение официального сайта в сети "Интернет" |
Профессиональные образовательные организации | ||
Размещение на официальном сайте образовательной организации информации о приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в 2023 году |
пункты 8, 17, 18, 18.1, 19, 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 457 |
На официальном сайте организации отсутствует; - локальный нормативный акт, регламентирующий правила приема в образовательную организацию на 2023-2024 учебный год в виде электронного документа, подписанного электронной подписью; - информация об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе на 2023-2024 учебный год; - информация о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг. |
2. Размещение на официальном сайте образовательной организации отчета о результатах самообследования |
подпункта 3.3 пункта 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831 |
На официальном сайте организации отсутствует отчет о результатах самообследования в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью |
Общеобразовательные организации | ||
Нарушение порядка приема в образовательные организации по общеобразовательным программам |
пункты 6, 16 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 458 |
На официальном сайте организации: - не размещен распорядительный акт органа местного самоуправления о закреплении образовательных организаций за соответственно конкретными территориями; - размещен распорядительный акт органа местного самоуправления о закреплении образовательных организаций за соответственно конкретными территориями не в форме копии документа |
Нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации |
пункт 24 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513; пункт 33 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512. |
На официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует информация: - о сроках проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА), проводимой в основной и дополнительной периоды; - о сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА по учебным предметам; - о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году: о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций; - о сроках, местах и порядке информирования о результатах экзамена; - о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций; - о сроках, местах и порядке информирования о результатах о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования , проводимой в дополнительный и основной периоды |
Нарушение утвержденного перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ |
Приказ Минпросвещения России от 21 июня 2022 г. N 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ" |
- на педагогических работников, а именно на учителей, выполняющих функции классного руководителя в общеобразовательных организациях возложены работы, связанные с подготовкой документов, не включенных в перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками |
Нарушение требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации |
пункты 2-7 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831 |
В специальном разделе официального сайта организации "Сведения об образовательной организации" в подразделах "Документы", "Образование", "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав", "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса", "Доступная среда" "Платные образовательные услуги" не содержится необходимая информация согласно пункту 3 |
Несоответствие образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) |
часть 6.1 статьи 12 Федерального Закона "Об образовании в Росси2йской Федерации" |
установленные частью 6.1 статьи 12 Федерального закона об образовании - образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования не приведены в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами (далее - ФООП) начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденными приказами Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372, 370, 371. |
Всего в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в 2023 году, выявлено 1235 нарушений обязательных требований. В целях предупреждения нарушений обязательных требований, устранение причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям приказом Министерства от 6 декабря 2022 г. N 1797 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2023 год. В целях профилактики планировались и реализовывались следующие виды профилактических мероприятий: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит.
За 2023 год проведено 47 консультирований, 79 профилактических визитов, 1 обобщение правоприменительной практики по итогам 2022 года, осуществлено 86 информирований посредством размещения на сайте Министерства обязательной информации, предусмотренной 46 статьей Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также в иных формах.
Вместе с тем, предлагаем в целях совершенствования:
обязательных требований нормативных правовых актов в сфере образования:
- в подпункте "д" подпункта 1 пункта 13 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 4 августа 2023 г. N 1493, после слов "о наличии" исключить слово "оборудованных" (в отношении средств воспитания и обучения);
нормативного правового регулирования и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:
- дополнить пункт 17 Положения возможностью проведения консультирования в виде устных разъяснений по телефону в соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- пункт 14 Положения дополнить иными формами информирования в соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Положением предусмотреть возможность привлечения экспертов для контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) в соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Чувашской Республики от 28 февраля 2024 г. N 289 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерством образования Чувашской Республики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году"
Опубликование:
-