г. Краснодар |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А32-7265/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Калуцких Р.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ИСК-Система" (ОГРН 1187746902617) - Ильина А.Е. (доверенность от 06.05.2024), в отсутствие заинтересованных лиц: администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А32-7265/2023, установил следующее.
ООО "ИСК-Система" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация), департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения департамента, изложенного в письме от 11.11.2022 N 17417/02.01-25, об отказе в предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:193 площадью 7605 кв. м, по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Якорная Щель, ул. Главная, 111/1; возложении на департамент обязанности в тридцатидневный срок, с момента вступления судебного акта в законную силу, подготовить и направить в адрес заявителя для подписания проект договора аренды данного земельного участка.
Заявленные требования основаны на положениях статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивированы тем, что общество как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0119002:193, принадлежащем субъекту Российской Федерации (Краснодарскому краю), обладает исключительным правом на предоставление данного участка в аренду без торгов.
Решением от 22.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2024, заявление удовлетворено: признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) решение департамента, выраженное в письме от 11.11.2022 N 17417/02.01-25;
на данный орган возложена обязанность в течение тридцати дней, с момента вступления судебного акта в законную силу, подготовить и направить в адрес общества подписанный и содержащий все существенные условия проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:193 (единое землепользование, состоящее из земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0119002:194 и 23:49:0119002:195), общей площадью 7605 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Якорная Щель, ул. Главная, 111/1; распределены судебные расходы. Судебные инстанции исходили из того, что общество является собственником объектов недвижимости, расположенных в границах арендуемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:193 (единое землепользование, состоящее из двух частей: 23:49:0119002:194 площадью 6701 кв. м и 23:49:0119002:195 площадью 891 кв. м), что также подтверждено заключенным ранее договором аренды земельного участка между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) и ООО "Стройпресс" (предыдущий собственник объектов и арендатор земельного участка) от 18.05.2006 N 04-24/224С и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 28.04.2022 N КУВИ-001/2022-64524825. Принимая во внимание ранее заключенный договор аренды данного земельного участка той же площадью, общество как собственник объектов не может быть лишено права на оформление прав на земельный участок, который фактически представляет собой территорию промышленной базы с проходящими по участку железнодорожными путями. Указание на расположение земельного участка в территориальной зоне "Р-1" - пляжная зона общего пользования в соответствии с Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи" (далее - решение N 202) не исключает возможность заключения договора аренды с обществом как собственником расположенных в границах данного участка объектов недвижимости промышленного назначения, включая железнодорожные пути. По сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (ИСОГД) от 20.10.2022 N 657068 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0119002:193 площадью 7605 кв. м расположен также в зоне "ЖК" - зоне гостиничного фонда высотой до 12 метров, одним из основных видов разрешенного использования которой предусмотрены "железнодорожные пути". Возобновление арендных правоотношений не противоречит градостроительному регулированию, поскольку ранее данный земельный участок выступал предметом договора аренды от 18.05.2006 N 04-24/224С, заключенного федеральным собственником земельного участка в лице территориального управления и предыдущим собственником объектов в целях эксплуатации зданий и сооружений, пунктом 6.1.5 которого предусмотрено право арендатора на предоставление участка в преимущественном порядке по истечении срока аренды. Констатировав, что заявитель вправе претендовать на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка и незаконность оспариваемого решения департамента, судебные инстанции удовлетворили заявленные обществом требования.
В кассационной жалобе администрация и департамент просят решение от 22.11.2023 и постановление апелляционного суда от 01.02.2024 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0119002:195 и 23:49:0119002:194 входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0119002:193, расположенного в границах первой и второй зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи.
На испрашиваемом земельном участке расположены нежилые здания - бытовки, складконтора и железнодорожные подъездные пути. Нахождение спорного земельного участка в первой и второй зонах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта исключает возможность предоставления его в аренду.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представлены.
В судебном заседании окружного суда представитель заявителя отметил, что выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
Иные участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, во исполнение распоряжения от 27.10.2005 N 04-04/1631С территориальное управление в лице Сочинского филиала (арендодатель) и ООО "Стройпресс" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 18.05.2006 N 04-04/224С, в соответствии с которым данному лицу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0119002:193 площадью 7605 кв. м, расположенный в первой зоне округа санитарной охраны курорта, категория земель - земли поселений, для обеспечения эксплуатации зданий и сооружений, расположенных по адресу: ул. Главная, 111/1 в пос. Якорная Щель Лазаревского района города Сочи, в границах, указанных в кадастровым плане участка, являющемся его неотъемлемой частью. Договор аренды заключен на срок по 18.05.2021 (пункт 2.1 договора).
В ноябре 2009 года земельный участок передан из федеральной в муниципальную собственность, номер договора аренды изменен на N 4900770224, что зафиксировано в дополнительном соглашении от 21.04.2010 N 1 (т. 1, л. д. 22).
Собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:193 является муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи, о чем в ЕГРН произведена запись о регистрации от 13.11.2009 N 23-23-46/070/2009-311 (т. 1, л. д. 30).
На основании договоров купли-продажи от 17.12.2018 N 1-12/18, 2-12/18, 3-12/18, 4-12/18, 5-12/18 собственником объектов недвижимости и арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:193 стало общество.
В период с 2021 года по конец 2022 года в связи с окончанием срока действия договора аренды, указанного в пункте 2.1, общество обращалось в адрес департамента с заявлениями о продлении арендных отношений, на что получило отказы.
13 октября 2022 года заявитель обратился через ГАУ КК "МФЦ КК" в городе Сочи в администрацию с заявлением N 13192922-24454190-23-1923 о предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:193, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, поселок Якорная Щель, ул. Главная, 111/1.
В письме от 11.11.2022 N 17417/02.01-25 департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без торгов, поскольку одна его часть расположена в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в которой какая-либо хозяйственная деятельность, кроме прямо обозначенной в законе, запрещена.
Полагая, что решение департамента об отказе в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка без торгов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован норами главы V.1 Земельного кодекса.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 данного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 данного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В силу статьи 65 Кодекса обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 Кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии (доказанности заявителем) оснований для удовлетворения требований общества. Суды при разрешении спора установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0119002:193 площадью 7605 кв. м ранее выступал объектом аренды по договору от 18.05.2006 N 04-24/224С, заключенному территориальным управлением и предыдущим собственником расположенных на данном участке объектов недвижимости в целях эксплуатации зданий и сооружений. На испрашиваемом в аренду участке находятся: склад-контора (литера А) площадью 424,4 кв. м, кадастровый номер 23:49:0119002:1188; железнодорожный подъездной путь N 7, протяженностью 118 м, кадастровый номер 23:49:0119002:1544; железнодорожный подъездной путь N 8, 9, протяженностью 278 м, кадастровый номер 23:49:0119002:1545; бытовка (литера В) площадью 7,6 кв. м, кадастровый номер 23:49:0119002:1186; бытовка (литера Б) площадью 18,1 кв. м, кадастровый номер 23:49:0119002:1187, право собственности на которые подтверждено сведениями ЕГРН. Перечисленные объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:193, представляющего собой единое землепользование, состоящее из двух частей: 23:49:0119002:194 площадью 6701 кв. м и 23:49:0119002:195 площадью 891 кв. м. Пунктом 6.1.5 договора от 18.05.2006 N 04-24/224С закреплено право арендатора на предоставление арендуемого земельного участка в преимущественном порядке по истечении срока действия договора. Общество как собственник объектов недвижимости не может быть лишено возможности оформить права на соответствующий земельный участок под своими объектами. Констатировав, что заявитель вправе претендовать на предоставление в аренду спорного земельного участка, а также незаконность оспариваемого решения департамента, судебные инстанции удовлетворили заявленные обществом требования.
Материалы настоящего дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края 22.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А32-7265/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение о отказе в предоставлении в аренду земельного участка, так как заявитель, являясь собственником объектов недвижимости на данном участке, имеет право на аренду без торгов. Судебные инстанции обязали департамент подготовить проект договора аренды в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2024 г. N Ф08-3400/24 по делу N А32-7265/2023