г. Краснодар |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А32-39703/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ОГРН 1092312004113) - Волкова Р.В. (доверенность от 26.12.2023), в отсутствие ответчика - муниципального бюджетного учреждения "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, индивидуального предпринимателя Бесчастной Светланы Владимировны, общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Инвест", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А32-39703/2020, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к МБУ "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ (далее - учреждение) со следующими требованиями:
- возложить на учреждение обязанность провести работы по лесовосстановлению на площади 1,3870 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства;
- прекратить предоставленное учреждению приказом министерства от 10.07.2018 N 1054 "О предоставлении муниципальному бюджетному учреждению "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка из состава земель лесного фонда, площадью 1, 3870 га, в Горячеключевском лесничестве, Ключевском участковом лесничестве, с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - приказ N 1054) право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, расположенным в квартале 26А, части выделов 2, 3, 8 Ключевского участкового лесничества Горячеключевского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 002302-2018-04, кадастровый номер 23:41:0707001:31 площадью 1,3870 га, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
- в случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскать с учреждения в пользу министерства 10 000 рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения судебного акта.
Исковые требования основаны на положениях статей 1, 8, 12, 307, 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 1, 3, 7, 8, 9, 61, 63, 63.1, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по разработке и направлению на государственную экспертизу проекта освоения лесов, а также по проведению на лесном участке мероприятий по лесовосстановлению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу (далее - департамент), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление), администрация муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (далее - администрация), ООО "Прогресс-Инвест" (далее - общество), ИП Бесчастная С.В. (далее - предприниматель).
Решением от 09.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2024, исковые требования удовлетворены в части: на учреждение возложена обязанность в течение трех лет с момента вступления судебного акта в законную силу провести работы по компенсационному лесовосстановлению на площади 1,3870 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства; прекращено право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, предоставленное учреждению на основании приказа N 1054; в случае неисполнения решения суда в установленный срок, с учреждения в пользу министерства взыскана судебная неустойка в размере 1000 рублей, ежедневно до полного исполнения судебного акта; в остальной части иска отказано. Суды исходили из того, что учреждению на основании приказа N 1054 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен участок из состава земель лесного фонда площадью 1,3870 га с кадастровым номером 23:41:0707001:31, расположенный в квартале 26А, части выделов 2, 3, 8 Ключевского участкового лесничества Горячеключевского лесничества, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществления рекреационной деятельности. В течение 6 месяцев со дня издания приказа N 1054 учреждение обязано разработать и представить в министерство проект освоения лесов в целях получения заключения государственной экспертизы; осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. В период с 27.05.2019 по 31.12.2019 учреждением осуществлена рубка лесных насаждений на площади 1,387 га, что подтверждается лесной декларацией от 16.05.2019 и письмом учреждения от 12.12.2018 N 77 (сведения об объемах и породном составе вырубаемой древесины), направленными в министерство. Факт рубки подтвержден также актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 19.10.2020 N 06-360, актом патрулирования лесов от 18.05.2023 N 06-202, составленными Горячеключевским лесничеством - филиалом ГКУ КК "Комитет по лесу", в которых зафиксировано, что в Горячеключевском лесничестве Ключевском участковом лесничестве на лесном участке в квартале 26А, части выделов 2, 3, 8, площадью 1,3870 га, предоставленном учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, осуществлена рубка лесных насаждений, произведены строительные, земляные работы, устройство фундаментов, сборка, установка и закрепление опор канатной дороги. Рубка лесных насаждений предусмотрена проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. Поскольку использование леса ответчиком производилось в рамках приказа N 1054, ввиду отсутствия обстоятельств, исключающих применение статьи 63.1 Лесного кодекса, ответчик обязан осуществить компенсационное лесовосстановление в силу указанной статьи на лесном участке площадью, равной площади вырубленных насаждений. Работы по лесовосстановлению осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения. Срок исполнения обязанности по лесовосстановлению определен судом с учетом срока обжалования судебного акта, необходимости выбора участка для проведения компенсационного восстановления, подготовки и согласования проекта лесовосстановления (лесоразведения), климатических условий и возможных сроков посадки лесных насаждений с учетом пункта 7.2 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 N 1014 (далее - Правила N 1014) и пунктов 16, 19 Правил осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897 (далее - Правила N 897) (три года с момента вступления решения суда в законную силу). Руководствуясь статьями 308.3, 330 Гражданского кодекса, пунктами 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса об ответственности за нарушение обязательств", суды пришли к выводу о возможности определения размера судебной неустойки в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 09.11.2023 и постановление апелляционного суда от 25.01.2024 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что проект освоения лесов прошел государственную экспертизу. В настоящее время на рассматриваемом земельном участке установлено обременение в виде сервитута на 49 лет по соглашению от 15.10.2019 N 12, заключенному администрацией и ООО "Прогресс-Инвест" во исполнение решения от 09.09.2019 по делу N А32-36871/2019, которым удовлетворен иск ООО "Прогресс-Инвест" к администрации о признании незаконным отказа от 26.07.2019 N 101-1770/19.01-01-12 в заключении соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0707001:31 (категория "земли населенных пунктов"). Указанный участок не подлежал лесовосстановлению на основании части 3 статьи 63.1 Лесного кодекса не только как участок, на котором эксплуатируется линейный объект, но и как участок земель населенных пунктов. К данным правоотношениям не применяются изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, об обязании лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указало на несостоятельность ее доводов, а также законность принятых по делу судебных актов. Министерство действует в интересах Российской Федерации в целях обеспечения непрерывного воспроизводства, рационального использования лесов с учетом их глобального экологического значения и длительности выращивания.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, приведенные в отзыве. Иные участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда площадью 23 044 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, кварталы 1А - 82А, 1Б - 51Б, 1В - 15В.
На основании приказа N 1054 учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен участок из состава земель лесного фонда площадью 1,3870 га с кадастровым номером 23:41:0707001:31, расположенный в квартале 26А, части выделов 2, 3, 8 Ключевского участкового лесничества Горячеключевского лесничества для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с пунктом 3.4 приказа N 1054 учреждение обязано в течение 6 месяцев со дня издания разработать и представить в министерство проект освоения лесов в целях получения положительного заключения государственной экспертизы. Пунктом 3.11 приказа N 1054 на учреждение возложена обязанность по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Лесной участок по акту приема-передачи от 10.07.2018 передан учреждению.
16 мая 2019 года учреждение направило в министерство лесную декларацию, в которой заявило об использовании с 27.05.2019 по 31.12.2019 лесного участка для строительства линейных объектов. Письмом от 12.12.2018 N 77 учреждение направило в министерство сведения об объемах и породном составе вырубаемой древесины в рамках приказа N 1054, согласно которым произведена рубка древесины на площади 1,387 га.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика истец направил претензию от 13.07.2020, предложив учреждению согласно статье 63.1 Лесного кодекса в срок до 10.08.2020 направить заявление о проведении мероприятий по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению на землях лесного фонда Краснодарского края.
Неурегулирование возникшего спора послужило основанием обращения истца в суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 данного кодекса).
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Земельного кодекса).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Лесного кодекса предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 данного Кодекса регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).
Согласно статье 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Статьей 62 Лесного кодекса предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Статья 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом N 212-ФЗ (до 01.01.2019), устанавливала, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов; на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Также Законом N 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой, за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законом N 303-ФЗ в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 2 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Во исполнение статьи 63.1 Лесного кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 566, которыми установлен порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению и лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса, соответственно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897 утверждены новые Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса, а также признано утратившим силу постановление от 07.05.2019 N 566, которым утверждены Правила N 566.
Согласно статье 62 Лесного кодекса разработаны Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденные приказом N 1014, вступившие в силу с 01.01.2021.
В настоящее время действуют Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024 (далее - Правила N 1024), которые устанавливают требования (критерии) к лесовосстановлению на землях лесного фонда во всех лесных районах Российской Федерации.
В силу пункта 14 действующих Правил N 1024 лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил N 1024, выполняют работы по лесовосстановлению на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления, в составе земель лесного фонда, определенных уполномоченным органом, на основании проекта лесовосстановления.
В соответствии с пунктом 7.2 Правил N 1024 лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, проводят работы по лесовосстановлению путем посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород с закрытой или открытой корневой системой, выращенных в лесных питомниках, с учетом положений пунктов 4 и 5 Правил, а также обеспечивают проведение агротехнических уходов за созданными лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки. Лесовосстановительные мероприятия на землях, предназначенных для лесовосстановления, осуществляемые лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" Правил N 1024, в соответствии с проектом лесовосстановления, считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления в части достижения количественных показателей жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления (пункт 10 Правил N 1024). Аналогичные положения содержатся в Правилах N 897 (пункты 13 - 20).
Согласно статье 308.3 Гражданского кодекса в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 данного кодекса).
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения в части воспроизводства лесов или лесоразведения является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута (часть 4 статьи 61 Лесного кодекса).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности истцом) оснований для удовлетворения исковых требований. Суды при разрешении спора установили, что лесной участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование до 01.01.2019. Площадь лесных насаждений, вырубленных на лесном участке, составила 1,3870 га, что подтверждается лесной декларацией от 16.05.2019 и письмом учреждения от 12.12.2018 N 77 (сведения об объемах и породном составе вырубаемой древесины), направленными в министерство. Факт рубки подтвержден также актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 19.10.2020 N 06-360 и актом патрулирования лесов от 18.05.2023 N 06-202, составленными Горячеключевским лесничеством - филиалом ГКУ КК "Комитет по лесу". Поскольку использование леса учреждением производилось в рамках приказа N 1054, ввиду отсутствия обстоятельств, исключающих применение статьи 63.1 Лесного кодекса, ответчик обязан осуществить компенсационное лесовосстановление в силу указанной статьи на лесном участке площадью, равной площади вырубленных лесных насаждений. В части требования о взыскании судебной неустойки суды исходили из принципов справедливости и соразмерности, присудив 1000 рублей неустойки за каждый день неисполнения судебного акта. Невыполнение учреждением мероприятий по компенсационному лесовосстановлению на землях лесного фонда Краснодарского края и проектированию данных работ на площади 1,387 га в связи с истечением срока действия лесной декларации, поданной 16.05.2019, является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Материалы настоящего дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А32-39703/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности истцом) оснований для удовлетворения исковых требований. Суды при разрешении спора установили, что лесной участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование до 01.01.2019. Площадь лесных насаждений, вырубленных на лесном участке, составила 1,3870 га, что подтверждается лесной декларацией от 16.05.2019 и письмом учреждения от 12.12.2018 N 77 (сведения об объемах и породном составе вырубаемой древесины), направленными в министерство. Факт рубки подтвержден также актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 19.10.2020 N 06-360 и актом патрулирования лесов от 18.05.2023 N 06-202, составленными Горячеключевским лесничеством - филиалом ГКУ КК "Комитет по лесу". Поскольку использование леса учреждением производилось в рамках приказа N 1054, ввиду отсутствия обстоятельств, исключающих применение статьи 63.1 Лесного кодекса, ответчик обязан осуществить компенсационное лесовосстановление в силу указанной статьи на лесном участке площадью, равной площади вырубленных лесных насаждений. В части требования о взыскании судебной неустойки суды исходили из принципов справедливости и соразмерности, присудив 1000 рублей неустойки за каждый день неисполнения судебного акта. Невыполнение учреждением мероприятий по компенсационному лесовосстановлению на землях лесного фонда Краснодарского края и проектированию данных работ на площади 1,387 га в связи с истечением срока действия лесной декларации, поданной 16.05.2019, является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Материалы настоящего дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 мая 2024 г. N Ф08-2638/24 по делу N А32-39703/2020