г. Краснодар |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А53-41236/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Мироненко О.Н. (доверенность от 10.01.2024), в отсутствие финансового управляющего Братякиной О.А. Борохова Ю.А. (ходатайство без участия), представителей общества с ограниченной ответственности "Банкрот.ру", акционерного общества "Аукционы Федерации", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024 по делу N А53-41263/2023, установил следующее.
Финансовый управляющий Братякиной О.А. Борохов Ю.А. (далее - финансовый управляющий) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 02.11.2023 N 061/10/18.1-3859/2023.
Решением суда от 18.01.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.02.2024, признано незаконным решение управления от 02.11.2023 N 061/10/18.1-3859/2023.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления финансового управляющего. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В действиях финансового управляющего установлены нарушения порядка проведения торгов. Рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках исполнительного производства либо в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, относятся к компетенции антимонопольного органа. Управление ссылается на законность и обоснованность принятого им решения.
В отзыве на кассационную жалобу финансовый управляющий просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.10.2023 в управление поступила жалоба ООО "Банкрот.ру" в интересах Драпей Н.А. на неправомерные действия организатора торгов - финансового управляющего, допущенные при организации и проведении электронных торгов в форме публичного предложения о цене по реализации имущества должника Братякиной О.А. (сообщение в ЕФРСБ от 15.08.2023 N 12210352).
Нарушения со стороны организатора торгов, по мнению ООО "Банкрот.ру", выразились в неопубликовании протоколов об определении участников торгов посредством публичного предложения в электронной форме по продаже имущества должника на официальном сайте в сети Интернет по окончании периодов ценовых предложений.
2 ноября 2023 года по результатам рассмотрения указанной жалобы комиссия управления приняла решение, которым жалоба ООО "Банкрот.ру" расценена обоснованной, организатор торгов - финансовый управляющий Борохов Ю.А. признан нарушившим пункт 12 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Согласно части 20 статьи 18.1, пункту 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) ввиду заключения договора по результатам проведенных торгов и утраты права управлением на выдачу обязательного к исполнению предписания, влияющего на изменение хода торгов, комиссия управления приняла решение не выдавать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Полагая, что указанное решение управления является незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 18.1, 23 Закона N 135-ФЗ, статьей 110, 139 Закона о банкротстве.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу пункта 42 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен в статье 18.1 Закона N 135-ФЗ. Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона N 135-ФЗ антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, на что указано в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства".
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые по правилам Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 8) и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 3), согласно которым обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок.
В свою очередь реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац 16 статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о банкротстве). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 N 305-ЭС21-21247).
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечиваться баланс между интересами названных лиц.
Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Следовательно, антимонопольный контроль за торгами, проводимыми в рамках дела о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона N 135-ФЗ.
В данном случае торги проводились для удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к Братякиной О.А.
Из материалов дела не следует, что продажа имущества Братякиной О.А. не могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитие на соответствующем товарном рынке. Такого рода доказательства управление в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
На основании совокупности установленных по делу обстоятельств суды признали оспариваемое решение нарушающими права и законные интересы финансового управляющего и противоречащими действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024 по делу N А53-41263/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение антимонопольного органа, которое обвинило финансового управляющего в нарушении порядка проведения торгов. Суд установил, что антимонопольный контроль за торгами в рамках банкротства не является безусловным и требует обоснования, так как целью торгов является удовлетворение интересов кредиторов, а не обеспечение конкуренции на рынке. Кассационная жалоба управления оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2024 г. N Ф08-3476/24 по делу N А53-41236/2023