г. Краснодар |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А53-26617/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Гиданкина А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Эко-Грин" (ИНН 6167200985 ОГРН 1216100015230), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500 ОГРН 1026103173172), направивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Верхнеподпольненского сельского поселения Аксайского района Ростовской области (ИНН 6102021427 ОГРН 1056102027134), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Грин" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А53-26617/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эко-Грин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 07.07.2023 N 061/10/104-2501/2023 о включении сведений о нем и его руководителе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр). К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Верхнеподпольненского сельского поселения Аксайского района Ростовской области (далее - администрация).
Решением суда от 06.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2024 в удовлетворении требования отказано по мотиву наличия у управления оснований для включения общества в реестр вследствие нарушения им условий муниципального контракта.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на свое добросовестные попытки выполнить муниципальный контракт и неправомерное поведение администрации, не обеспечившей условия его исполнения.
В отзыве на кассационную жалобу управление и администрация просят оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что в управление обратилась администрация в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) о включении сведений об обществе и его руководителе в реестр в неисполнением им муниципального контракта от 14.12.2021 N01583000280210000070001 (далее - контракт) по результатам электронного аукциона N 0158300028021000007 "Текущий ремонт автомобильной дороги по ул. Мира в х. Верхнеподпольный Верхнеподпольненского сельского поселения Аксайского района" (далее - аукцион) стоимостью 3 659 495 рублей 32 копейки. Общество нарушило пункт 1.1 контракта о выполнении текущего ремонта автомобильной дороги в сроки их выполнения (приложение N 1), исходя из ведомости объема работ и сметы (приложение N 2, 3). Пунктом 3.1 контракта определено, что сроки выполнения работ по объекту определяются графиком выполнения работ (приложение N 1), их начало указано 01.05.2023, окончанием - 30.08.2023. В силу пункта 6.4 контракта не позднее пяти рабочих дней со дня его заключения общество обязано осмотреть и принять строительную площадку и имеющиеся на местности знаки закрепления геодезической разбивочной основы согласно проекту; выполнить работы по восстановлению трассы, включая восстановление утерянных и поврежденных, некорректно расположенных знаков закрепления геодезической разбивочной основы; обеспечить сохранность принятых от заказчика знаков закрепления на местности ГРО (реперы, оси, углы поворота, закрепление сооружений) и передать их администрации по окончании строительно-монтажных работ. В течение одного рабочего дня с момента полного завершения работ письменно уведомляет администрацию об их завершении с приложением документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ, в том числе: а) подписанного со своей стороны акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) в отношении соответствующего этапа выполнения работ по контракту;
б) подписанного со своей стороны справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), составленной в соответствии с актом о приемке выполненных работ (форма КС-2); в) обеспечение гарантийных обязательств в соответствии с требованиями раздела 15 контракта; г) счета на оплату работ; д) счета-фактуры (при наличии) (пункт 8.3.1 контракта). Пунктом 16.4 контракта оговорено, что за исключением установленных им случае стороны имеют право отправлять юридически значимые сообщения, касающиеся процесса исполнения, изменения, расторжения контракта, или иных вопросов, связанных с контрактом, по адресу электронной почты стороны, указанному в пункте 16.6 контракта. Такое сообщение считается полученным стороной с момента получения уведомления о доставке сообщения. Сообщение, отправляемое по электронной почте, должно содержать сканированное изображение документа, содержащего юридически значимый текст, с подписью уполномоченного лица и печатью (при наличии у стороны печати) или юридически значимый текст с электронной подписью стороны, используемой при открытых процедурах в электронной форме, проводимых по Закону N 44-ФЗ. Общество обязано представить отчеты: первичный, промежуточные, итоговый. Первичный отчет представляется администрации до начала производства работ, но не позднее десяти рабочих дней с момента заключения контракта (пункты 17.1, 17.1.1 контракта).
Администрация 05.05.2023 направила обществу письмо N 63.22/811 о нарушении им сроков выполнения работ по контракту и необходимости их соблюдения, на которое оно 12.05.2023 проинформировало о намерениях приступить к выполнению работ в скором времени и исполнить обязательства в срок. Одновременно общество направило предложение о внесении изменений в проектно-сметную документацию на основании ГОСТа 9128-2013 "смеси асфальтобетонные, полимер-асфальтобетонные, асфальтобетон, полимер-асфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 9128-2013), на которое администрация 15.06.2023 сообщила о готовности его рассмотреть при представлении переработанного сметного расчета для определения стоимости вносимых изменений, но при этом направила письмо о нарушении сроков выполнения работ по контракту и приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.06.2023 по мотиву нарушения сроков выполнения работ, разметила его с соблюдением части 2.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в ЕИС 19.06.2023, надлежащим образом доведя его до общества. Решение вступило в силу 30.06.2023, поскольку нарушения, послужившие основанием для принятия администрацией решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, общество не устранило в десятидневный срок.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно счел обоснованным включение управлением сведений об обществе в реестр, поскольку оно нарушило сроки выполнения работ по контракту, не предоставило отчетную информацию о ходе мероприятий, предшествующих началу производства работ на объекте, и не предприняло необходимых действий по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств. Основания для отказа во включении в реестр не установлены, поэтому решение управления от 07.07.2023 N 061/10/104-2501/2023 обоснованно признано судом законным и обоснованным.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ). В реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ). В силу части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1078) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее - орган контроля).
В силу статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Таким образом, общество могло в течение десяти дней принять меры по устранению причин, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, что оно не выполнило. Работы по ремонту автомобильной дороги реализуются в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" и контроль за их выполнением ведется как на областном, так и федеральном уровне. Ссылки общества на установление билбордов в соответствии с эскизами, приведенными в приложении N 4 к контракту, суд проверил и обоснованно отклонил их, поскольку эти работы произведены также с нарушением срока по контракту (01.06.2023). Общество также не представило доказательства заключения им соглашений о поставке строительных материалов в целях исполнения контракта.
Суд правомерно отметил, что исходя из пункта 12.2 контракта сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств вследствие действия непреодолимой силы, должна не позднее десяти дней с момента наступления таких обстоятельств в письменной форме уведомить другую сторону о препятствии и его влиянии на исполнение обязательств по контракту. В материалы дела не представлены документы, подтверждающие уведомление администрации обществом об обстоятельствах, затрудняющих начало выполнения работ и их фактическое выполнение. Довод общества о неподходящих погодных условиях не подтвержден материалами дела, эти обстоятельства не назывались администрации и в переписке, в том числе при неоднократных сообщениях заказчика о нарушении сроков исполнения контракта и возможность одностороннего отказа от его исполнения. Доказательства исполнения предложения администрации от 15.06.2023 о возможном изменении цены контракта не более чем на 10% с предложением предоставить сметный расчет на исключаемые и включаемые объемы работ для определения стоимости изменений и переработанный сметный расчет для определения стоимости вносимых изменений, общество не представило. Поскольку общество не приступило к работе в срок, указанной в муниципальном контракте, 05.05.2023 ему направлена претензия о необходимости соблюдения сроков выполнения работ с указанием на возможный односторонний отказ от исполнения контракта. Администрация 15.06.2023 повторно направила обществу письмо о нарушении сроков выполнения работ, по истечении 50 дней общество не начало их выполнение, не представило первичный отчет, 19.06.2023 администрация приняла решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А53-26617/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, обосновав это нарушением условий муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дороги. Общество не выполнило обязательства в установленные сроки и не представило необходимую отчетность, что стало основанием для одностороннего отказа от контракта со стороны администрации.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2024 г. N Ф08-4056/24 по делу N А53-26617/2023