г. Краснодар |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А32-4256/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от государственного автономного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Тимашевский комплексный центр реабилитации инвалидов" (ИНН 2369000533, ОГРН 1112369000435) - Алещенко К.И. (доверенность от 15.03.2024), Шестериковой Н.С. (доверенность от 15.03.2024), Министерства труда и социального развития Краснодарского края - Гоголь О.Ю. (доверенность от 11.01.2024), в отсутствие представителей отдела надзорной деятельности и профилактической работы Тимашевского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования Тимашевский район, департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного автономного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Тимашевский комплексный центр реабилитации инвалидов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А32-4256/2023, установил следующее.
Государственное автономное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Тимашевский комплексный центр реабилитации инвалидов" (далее - учреждение) обратилось в суд к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Тимашевского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - отдел), Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 07.11.2022 N 4 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны; просило возложить на управление обязанность снять с регистрационного учета защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск.
Решением суда от 30.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суды не установили балансодержателя защитного сооружения гражданской обороны. Выводы судов о бездействии учреждения и непринятии мер в отношении спорного защитного сооружения не соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 12.10.2022 N ДГ-П4-17220 с 25.10.2022 по 07.11.2022 отдел провел внеплановую выездную проверку учреждения, по результатам которой составил акт от 07.11.2022 N 4.
7 ноября 2022 года учреждению выдано предписание N 4 о необходимости устранить нарушения обязательных требований в области гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными и введенными в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583.
Учреждение обратилось с жалобой от 07.11.2022 N 2022110700008802 о несогласии с нарушениями, внесенными в акт проверки.
Главным государственным инспектором Тимашевского района по пожарному надзору подполковником внутренней службы Кроквым А.А. жалоба оставлена без удовлетворения.
Полагая, что предписание от 07.11.2022 N 4 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны является незаконным, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания заявления о признании недействительным предписания контрольного (надзорного) органа, учреждение не согласно с присвоенным статусом защитного сооружения, считает, что сооружение не отвечает установленным требованиям, поскольку защитных свойств и инженерно-технического оборудования как противорадиационное укрытие объект никогда не имел, в связи с чем инициирует снятие защитного сооружения в судебном порядке.
При принятии судебных актов суды руководствовались пунктами 7, 9, 12 постановления Правительства от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок N 1309), пунктами 2.1, 2.2, 2.5, 2.6 - 2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.02.2002 N 583 (далее - Правила N 593), приказом МЧС России от 28.05.2018 N 226 "О мероприятиях по подготовке и проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 2.5 Правил N 593 с учета снимаются защитные сооружения гражданской обороны при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К акту о снятии защитного сооружения гражданской обороны с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия защитного сооружения по учетному адресу.
В пунктах 2.6 - 2.11 Правил N 593 предусмотрен порядок снятия ЗС ГО с учета, в том числе порядок формирования комиссии, подготовки комплекта документов для снятия с учета, порядок согласования и утверждения актов о снятии ЗС ГО с учета.
Как установили суды, сведения о наличии защитного сооружения подтверждены выпиской из таблицы сведений о защитных сооружениях гражданской обороны на территории муниципального образования Тимашевский район, из которого следует, что подвальное помещение входит в группу противорадиационных убежищ, класс-П-4, 1990 года ввода, а также включен в реестр защитных сооружений МЧС России, реестровый номер 1882.
Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений ГО ГУ МЧС России по Краснодарскому краю объект государственного автономного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Тимашевский комплексный центр реабилитации инвалидов" находится на учете как противорадиционное укрытие (ПРУ) со статусом "НГ" (не готово).
Суды установили, что 07.09.2018 по адресу учреждения проведена инвентаризация, оценка содержания и использования защитного сооружения, о чем составлен соответствующий акт, который подтверждает наличие данного защитного сооружения.
Согласно выводам комиссии в акте в связи с отсутствием потребности в противорадиационном убежище предложено подготовить документы к снятию с учета ПРУ (инвентарный номер 1316-23).
19 октября 2020 года комиссия муниципального образования Тимашевский район обследовала данное сооружение, указала, что объект не является защитным сооружением гражданской обороны (акт N 33), в связи с чем предложено его исключить.
Из материалов дела видно, что Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по Краснодарскому краю, а также администрация муниципального образования Тимашевский район неоднократно указывали на необходимость инициирования перевода спорного защитного сооружения и снятия его с учета, однако учреждение в отношении спорного защитного сооружения не предприняло никаких действий.
В соответствии с Правилами N 583 следовало организовать работу по обследованию защитных сооружений, создать комиссию по списанию защитных сооружений гражданской обороны согласно приложению к приказу, в состав которой надлежало включить представителей ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и территориальное управление Росимущества, составить акты о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны, в которых должны быть отражены расчеты, свидетельствующие об утрате расчетных защитных свойств убежища и обстоятельства, подтверждающие аварийное состояние, вследствие физического износа, а также приведены расчеты экономической нецелесообразности восстановления.
Поскольку доказательства такой работы в материалы дела не представлены, суды обоснованно исходили из того, что снятие защитных сооружений гражданской обороны с учета в рамках оспаривания предписания административного органа является ненадлежащим способом реализации прав заявителя и недопустимо с учетом порядка, предусмотренного Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583.
Кроме того, управление в рамках своих полномочий только ведет учет (отслеживание) существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, расположенных на территории Краснодарского края, и при наличии актов снятия с учета защитных сооружений, согласованных и утвержденных в установленном порядке, вносит соответствующие изменения.
Довод подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае суду первой инстанции следовало назначить экспертизу, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку проведение судебной экспертизы не может поменять необходимые этапы установленного порядка снятия защитного сооружения с учета.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А32-4256/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу учреждения, оспаривающего предписание о необходимости устранения нарушений в области гражданской обороны. Суд установил, что учреждение не предприняло необходимых действий для снятия защитного сооружения с учета, и выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела и нормам права.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2024 г. N Ф08-3366/24 по делу N А32-4256/2023