Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.С. Атаманова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.С. Атаманов оспаривает конституционность абзаца второго (в жалобе ошибочно названного абзацем первым) части второй статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в редакции, предусматривающей, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 39 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет органам Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) (далее - Фонд) самостоятельно принимать решение о внесении сведений об отдельных периодах обучения зарегистрированного (застрахованного) лица в его индивидуальный лицевой счет.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" принят в целях обеспечения реализации прав граждан в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Для достижения данных целей законодатель наделил всех участников указанных правоотношений определенными правами и обязанностями, в том числе установил обязанность страхователя предоставлять в Фонд сведения о застрахованных лицах, страховщика (в лице органов Фонда) - своевременно включать в индивидуальные лицевые счета предоставленные сведения, хранить их и осуществлять контроль за правильностью их предоставления, а застрахованных (зарегистрированных) лиц - правом получать эти сведения и в случае несогласия обратиться с заявлением об их исправлении (абзацы второй и четвертый части первой статьи 14, абзац третий части второй статьи 15, абзацы второй и третий части второй статьи 16).
Оспариваемый В.С. Атамановым абзац второй части второй статьи 16 названного Федерального закона является элементом правового механизма, способствующего полному и своевременному учету сведений о трудовой деятельности застрахованных (зарегистрированных) лиц, направлен на создание условий для назначения страховых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение полноты и достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой пенсии при ее назначении, и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, у которого, как следует из представленных материалов, на момент обращения в суд общей юрисдикции спорные периоды обучения уже были отражены в его индивидуальном лицевом счете.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Атаманова Валерия Семеновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2024 г. N 339-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Атаманова Валерия Семеновича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-