В целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить Региональную программу повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Республики Бурятия согласно приложению к настоящему постановлению (далее - Региональная программа).
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановление Правительства Республики Бурятия от 08.06.2022 N 332 "Об утверждении Региональной программы повышения финансовой грамотности жителей Республики Бурятия".
2.2. Постановление Правительства Республики Бурятия от 13.10.2022 N 617 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 08.06.2022 N 332 "Об утверждении Региональной программы повышения финансовой грамотности жителей Республики Бурятия".
3. Определить координатором по реализации Региональной программы Министерство образования и науки Республики Бурятия.
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в Республике Бурятия, организациям независимо от форм собственности оказать содействие и принять участие в реализации Региональной программы.
5. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Поздняков В.А.) представлять сводную информацию о выполнении Региональной программы в Правительство Республики Бурятия ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия |
В. Мухин |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 21.03.2024 N 149
Региональная программа
повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Республики Бурятия
1. Паспорт Региональной программы
Основания создания и реализации Региональной программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее - Стратегия 2030), утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р |
Заказчики Региональной программы |
Правительство Республики Бурятия |
Руководители Региональной программы |
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия; Управляющий Отделением - Национальный банк по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение - НБ Республика Бурятия) |
Координаторы Региональной программы |
Министерство образования и науки Республики Бурятия, Региональный центр финансовой грамотности (далее - РЦФГ), Отделение - НБ Республика Бурятия |
Участники Региональной программы |
Члены межведомственной координационной комиссии по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения Республики Бурятия (далее - МКК) |
Цели и задачи Региональной программы |
Стратегическая цель реализации Региональной программы повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Республики Бурятия (далее - Региональная программа) - формирование к 2030 году у большинства населения Республики Бурятия ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений. Задачи: 1. Продвижение ценностей и формирование установок финансовой культуры среди взрослых экономически активных граждан в целях выработки осознанных и рациональных поведенческих практик. 2. Сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры. 3. Использование различных каналов коммуникаций по актуальным вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры в целях формирования и закрепления навыков осознанного финансового поведения граждан. 4. Введение целевой информационно-просветительской деятельности в отношении отдельных групп граждан. 5. Расширение положительного опыта использования гражданами финансовых продуктов и услуг. 6. Формирование доверительного отношения граждан к финансовому рынку и финансовым институтам. 7. Обеспечение финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности, путем формирования у граждан навыков, установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия нелегальной деятельности на финансовом рынке и мошенничеству. 8. Обеспечение подготовки кадров в сфере финансовой грамотности. 9. Обеспечение регулярного мониторинга состояния финансовой грамотности и финансовой культуры в Республике Бурятия. 10. Обеспечение открытости (прозрачности) бюджета Республики Бурятия для осуществления контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях воспитания гражданской ответственности и укрепления доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления |
Основные направления работы по финансовой грамотности |
В целях реализации Региональной программы предусмотрены 8 основных направлений работы: 1. Информационно-просветительская деятельность. 2. Образовательная деятельность. 3. Подготовка кадров в сфере финансовой грамотности. 4. Взаимодействие с финансовыми организациями, бизнесом, гражданским обществом и коммерческими организациями. 5. Развитие практик инициативного бюджетирования. 6. Межрегиональное, международное сотрудничество. 7. Исследовательская деятельность в работе с данными. 8. Межведомственное взаимодействие |
Ключевые показатели эффективности региональной программы (далее - КПЭ) |
Наименование показателей: |
КПЭ 1 |
Охват населения Республики Бурятия мероприятиями по финансовому просвещению |
КПЭ 2 |
Количество тематических единиц информационного контента по финансовой грамотности в средствах массовой информации и иных информационных ресурсах |
КПЭ 3 |
Количество обучающих мероприятий по финансовой грамотности для взрослого населения |
КПЭ 4 |
Доля специалистов администраций органов местного самоуправления и учреждений, прошедших подготовку по финансовой грамотности |
КПЭ 5 |
Количество (доля) общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования |
КПЭ 6 |
Доля обучающихся в общеобразовательных организациях республики, которые прошли обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, содержащим элементы финансовой грамотности |
КПЭ 7 |
Количество (доля) профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования |
КПЭ 8 |
Количество (доля) обучающихся профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам среднего профессионального образования |
КПЭ 9 |
Количество (доля) образовательных организаций высшего образования, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы высшего образования |
КПЭ 10 |
Доля обучающихся образовательных организаций высшего образования республики, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам высшего образования |
КПЭ 11 |
Доля организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением организаций для детей с ментальными нарушениями развития), реализующих модуль по финансовой грамотности |
КПЭ 12 |
Доля замещающих родителей, прошедших обучение по финансовой грамотности |
КПЭ 13 |
Количество работников сферы образования, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку по финансовой грамотности - профессиональную переподготовку по образовательным программам, включающим элементы финансовой грамотности, к общему количеству педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций |
КПЭ 14 |
Количество вожатых детских оздоровительных лагерей, прошедших подготовку по финансовой грамотности |
КПЭ 15 |
Подготовка волонтеров финансового просвещения, которые получили сертификаты РЦФГ, Ассоциации развития финансовой грамотности |
КПЭ 16 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и "самозанятых" граждан региона, прошедших обучение по финансовой грамотности |
КПЭ 17 |
Количество субъектов МСП и "самозанятых" граждан региона, прошедших тестирование по финансовой грамотности |
КПЭ 18 |
Обеспечение поддержки инициатив населения по расходам на реализацию социально-бытовых потребностей в рамках самоорганизации граждан |
КПЭ 19 |
Исследование уровня финансовой грамотности населения (проведение во всех муниципальных образованиях и городских округах в Республике Бурятия) |
КПЭ 20 |
Участие населения республики во Всероссийском финансовом зачете |
Сроки и этапы реализации Региональной программы |
Региональная программа разработана на 2024 - 2030 годы. Целевые значения КПЭ утверждаются ежегодно на заседании МКК до начала планируемого года |
Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы |
Реализация Региональной программы позволит сформировать у населения навыки рационального финансового поведения. Ожидаемые результаты реализации Региональной программы определяются достижением целевых значений КПЭ |
Параметры финансового обеспечения Региональной программы |
Финансовое обеспечение реализации Региональной программы осуществляется из бюджета Республики Бурятия |
2. Современное состояние и проблемы финансовой грамотности в Республике Бурятия
В реализации Региональной программы в Республике Бурятия участвуют Министерство образования и науки Республики Бурятия, Отделение -НБ Республика Бурятия, органы исполнительной власти Республики Бурятия, ведущие образовательные и финансовые организации, представители других заинтересованных организаций.
В период реализации Региональной программы в 2020 - 2023 годах достигнуты следующие результаты:
в целях эффективного взаимодействия участников Региональной программы созданы МКК и РЦФГ на базе ГАУ ДПО РБ "Бурятский республиканский институт образовательной политики";
финансовая грамотность преподается в 100% общеобразовательных организаций (444 школы Республики Бурятия. 1) и профессиональных образовательных организаций (20 СПО) с охватом 75% обучающихся школ (110 266 учеников из 147 058) и 87% студентов (15 980 из 18 321);
------------------------------
1Без учета общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам и, организаций, осуществляющих образовательную деятельность в очно-заочной или заочной форме обучения
обучено более 2100 педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности;
проведены олимпиады по финансовой грамотности, в которых приняли участие более 350 обучающихся общеобразовательных организаций и студентов средних профессиональных организаций;
общий охват образовательными мероприятиями по финансовой грамотности в 2020 - 2023 годах составил более 500 тысяч человек, медиапроектом "Финансовая грамотность" - 1,5 млн. человек.
Ключевой целью Региональной программы за период с 2020 по 2023 годы было достижение уровня финансовой грамотности населения региона не ниже 51 места в Российской Федерации. Уровень финансовой грамотности населения Республики Бурятия, а также позиция республики среди регионов Российской Федерации в 2020 - 2023 годах определялись по результатам Всероссийского финансового зачета, проводимого Банком России:
Год |
Количество принявших участие в зачете, тыс. чел. |
Место по России (активность) |
Доля успешно сдавших зачет (%) |
Место по России (грамотность) |
2020 |
6,8 |
31 |
54,7 |
64 |
2021 |
12,5 |
3 |
55 |
81 |
2022 |
31,5 |
2 |
90,1 |
18 |
2023 |
61,0 |
2 |
83,6 |
7 |
Позиция Республики Бурятия за рассматриваемый период поднялась с 64 места на 7 по показателю "грамотность" (более половины участников зачета - обучающиеся до 17 лет включительно). Вместе с тем трудности у участников финансового зачета вызвали темы "Цифровая безопасность", "Финансовое мошенничество", "Инвестиции", "Страхование" и "Личное финансовое планирование".
В 2020 - 2021 годах в Республике Бурятия с использованием созданного аналитического инструмента проводилось исследование уровня финансовой грамотности населения, которое показало следующее.
Выделены районы, продемонстрировавшие лучшие результаты (Муйский, Хоринский и Баргузинский) и худшие (Бичурский, Окинский и Джидинский).
Среди женщин общий индекс финансовой грамотности ниже, чем этот же показатель среди мужчин; у одиноких граждан ниже, чем у граждан, находящихся в браке. У респондентов в возрасте от 45 до 59 лет самый высокий показатель по общему индексу финансовой грамотности, в том числе по индексу "Знания" и индексу "Навыки". По индексу "Установки" граждане в возрасте от 45 до 59 лет показали результаты ниже, чем участники в возрасте старше 60 лет, что означает: "знаю, понимаю, но поступаю иначе". Самый худший результат у молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. Не справились с тестированием домохозяйки, медицинские работники и безработные граждане. Также низкие результаты тестирования получили военнослужащие и работники правоохранительных органов. Это сигнальные фокус-группы, с которыми необходимо взаимодействовать в области финансового просвещения в первую очередь.
Тестирование показало, что наибольшее затруднение вызвали вопросы о признаках финансовых пирамид, об организациях, занимающихся защитой прав потребителей финансовых услуг, о системе страхования вкладов, о "сложных" процентах и о диверсификации рисков и инфляции.
Значения отдельных существенных индикаторов из проведенного опроса по региону также хуже, чем по России в целом:
- распознавание финансовых пирамид (индикатор указывает долю населения, способную распознавать "финансовые пирамиды": недобросовестные финансовые организации, использующие мошеннические схемы) - 12 против 26;
- грамотное подписание договоров (индикатор указывает долю населения, демонстрирующую ответственность и грамотность при заключении договоров в отношении финансовых продуктов и услуг) - 9 против 18.
Тенденции социально-экономического развития России и региона (Республики Бурятия) в ее составе, внешние вызовы и угрозы оказали существенное влияние на динамику процессов, формирующих сферу реализации региональной программы.
Для отечественного финансового сектора в динамике последних лет характерен пересмотр направлений и задач в сфере развития финансового рынка (идет постепенный выход из регуляторных послаблений и возврат к фокусу на реализации стратегических задач развития финансового рынка); расширяется спектр финансовых услуг, предоставляемых финансовыми организациями; появляются новые и модернизируется механизм выпуска и обращения существующих финансовых инструментов; вводится третья форма денег; осуществляется планомерная цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры.
Все перечисленное актуализирует расширение работы по формированию финансовой культуры у взрослого населения, необходимость информационно-разъяснительной деятельности для лучшего понимания специфики функционирования отечественного финансового рынка.
Масштабная цифровая трансформация всех сфер экономики способствовала росту киберугроз в финансовом секторе, постоянному расширению числа схем кибермошенничества. По данным правоохранительных органов количество правонарушений в области финансового мошенничества, совершенных в отношении населения Республики Бурятия в 2023 году, составило 2 684 и выросло по сравнению с 2021 годом в 1,96 раза, а объем похищенных средств составил 685,6 млн. рублей, увеличившись в 2,2 раза. Следует подчеркнуть, что темп прироста числа преступлений по республике опережает общероссийский. Это подчеркивает значимость вопросов финансовой кибербезопасности и финансовой киберграмотности населения как потребителя финансовых услуг.
В динамике последних лет прослеживается "сужение" рынка страхования ввиду сокращения спроса по всем видам страховых продуктов. Так, общее число заключенных договоров снизилось с 423 тыс. единиц (по состоянию на 1 января 2022 года) до 314 тыс. единиц (по состоянию на 1 декабря 2023 года) или на 26% за счет уменьшения количества договоров добровольного страхования на 26%, обязательного (ОСАГО) на 25%. Последнее актуализирует расширение работы по формированию финансовой культуры у взрослого населения по вопросам страхования, исчисления суммы страхового возмещения и покрытия страховых рисков.
Постоянные изменения в налогово-бюджетной сфере, пенсионной системе, социальной защите населения предопределяют необходимость не только финансового просвещения, но и мотивирования рационального, финансово-грамотного поведения.
3. Цель и задачи Региональной программы, основные ожидаемые конечные результаты
Стратегия 2030 базируется на человекоцентричном подходе и акцентирована на охват целевой аудитории - экономически активном населении.
Стратегическая цель реализации Региональной программы - формирование к 2030 году у большинства населения Республики Бурятия ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений.
Для реализации цели необходимо решить задачи Региональной программы:
1. Продвижение ценностей и формирование установок финансовой культуры среди взрослых экономически активных граждан в целях выработки осознанных и рациональных поведенческих практик.
2. Сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры.
3. Использование различных каналов коммуникаций по актуальным вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры в целях формирования и закрепления навыков осознанного финансового поведения граждан.
4. Введение целевой информационно-просветительской деятельности в отношении отдельных групп граждан.
5. Расширение положительного опыта использования гражданами финансовых продуктов и услуг.
6. Формирование доверительного отношения граждан к финансовому рынку и финансовым институтам.
7. Обеспечение финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности, путем формирования у граждан навыков, установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия нелегальной деятельности на финансовом рынке и мошенничеству.
8. Обеспечение подготовки кадров в сфере финансовой грамотности.
9. Обеспечение регулярного мониторинга состояния финансовой грамотности и финансовой культуры в Республике Бурятия.
10. Обеспечение открытости (прозрачности) бюджета Республики Бурятия для осуществления контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях воспитания гражданской ответственности и укрепления доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с поставленными задачами ожидается достижение следующих результатов:
в сфере личных финансов: планирование финансов, осознанный выбор финансовой организации и финансовых продуктов, наличие установки на формирование сбережений для различных жизненных ситуаций, понимание сущности инвестирования и адекватное представление об уровне принимаемых рисков, умение защищать свои права потребителя с по-мощью правовых инструментов;
в сфере общественных финансов: понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, установка на официальное трудоустройство, знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации;
в сфере финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности: понимание требований финансовой безопасности как личной ответственности потребителя противостоять угрозе мошенничества.
Целевые группы, на которые направлена Региональная программа:
- экономически активное население;
- граждане пенсионного и предпенсионного возраста;
- обучающиеся образовательных организаций;
- субъекты малого и среднего предпринимательства.
Особые усилия предполагается приложить для финансового просвещения экономически активного населения на системной основе. Для этого важно мотивировать руководителей предприятий, организаций, министерств, ведомств, районных администраций проводить образовательные мероприятия по финансовой грамотности для своих трудовых коллективов и взрослого населения районов.
С этой целью учредить республиканский конкурс "Финансовый престиж", который ежегодно будет присуждать премии в области финансового просвещения номинантам, обеспечивающим максимальное вовлечение сотрудников и население.
4. Контрольные этапы реализации Региональной программы
Настоящая Региональная программа разработана на период до 2030 года.
Практическое выполнение цели, задач и основных направлений Региональной программы будет осуществляться в соответствии с ежегодными планами мероприятий по реализации Региональной программы, утверждаемыми на заседаниях МКК.
5. Механизм управления Региональной программой
Правительство Республики Бурятия, Отделение - НБ Республика Бурятия участвуют в управлении реализацией Региональной программы на условиях системного партнерства и паритета.
К реализации Региональной программы привлекаются члены МКК.
Контроль за ходом реализации Региональной программы осуществляется Правительством Республики Бурятия, Отделением - НБ Республика Бурятия.
Источниками данных для аналитических докладов являются данные федеральных и региональных органов исполнительной власти (ФОИВ, РОИВ), результаты тестирований с сайта РЦФГ.
6. Риски и описание мер управления рисками
Возможные риски при реализации Региональной программы:
1. Нарушение сроков принятия необходимых республиканских нормативных правовых актов для обеспечения реализации Региональной программы - решается работой МКК с Правительством Республики Бурятия.
2. Отсутствие достаточного финансирования на реализацию мероприятий Региональной программы - решается работой МКК с Правительством Республики Бурятия.
3. Недостаточная координация между исполнителями Региональной программы - решается работой МКК, РЦФГ.
4. Риски, связанные с сопротивлением работодателей проведению информационно-просветительских мероприятий с трудовыми коллективами, - решается рабочими встречами членов МКК с руководителями организаций с участием профильных министерств.
5. Социальные риски, связанные с сопротивлением общественности (населения) формированию правильного финансового поведения из-за завышенной самооценки уровня финансовой грамотности, - решается информационно-просветительской деятельностью и реализацией медиапроекта.
Успешная реализация Региональной программы во многом зависит от своевременной оценки рисков, то есть неблагоприятных ситуаций и последствий, которые могут возникнуть в ходе ее осуществления и препятствовать достижению запланированных результатов.
7. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Региональной программы
Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Региональной программы осуществляется МКК.
Министерство образования и науки Республики Бурятия ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, направляет в Правительство Республики Бурятия аналитический доклад о ходе реализации и эффективности Региональной программы для заслушивания на заседании Правительства Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 21 марта 2024 г. N 149 "Об утверждении Региональной программы повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Республики Бурятия"
Вступает в силу с 22 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 22 марта 2024 г.
сетевое издание "Информационное агентство "Буряад унэн" от 22 марта 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru 22 марта 2024 г. N 0300202403220015