г. Краснодар |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А01-3795/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании Назарова Станислава Александровича, Бженцевой Щаймет Нурбиевны, финансового управляющего Коровкина Валерия Александровича, иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Назарова Станислава Александровича на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А01-3795/2022 (Ф08-3265/2024), установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Бжецевой Щаймет Нурбиевны (далее - должник) в Арбитражном суде Республики Адыгея рассмотрен отчет финансового управляющего Коровкина Валерия Александровича (далее - управляющий) по итогам процедуры реализации имущества должника, ходатайство управляющего о завершении процедуры реализации имущества и о перечислении с депозитного счета суда суммы вознаграждения в размере 25 000 рублей.
Определением от 23.11.2023, оставленным без изменения постановлением от 06.06.2024, завершена процедура реализации имущества должника, должник освобожден от исполнения требований кредиторов, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Прекращены полномочия управляющего. Управляющему перечислено с депозитного счета Арбитражного суда Республики Адыгея вознаграждение в сумме 25 000 рублей.
В кассационной жалобе Назаров С.А. просит отменить определение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что судами неполно выяснены обстоятельства по делу. Заявитель указывает, что управляющий исключил недвижимое имущество с кадастровым номером 01:02:1300008:136 из конкурсной массы, однако жилое помещение с кадастровым номером 01:02:1300008:228 управляющим не реализовано, расчеты с кредиторами не произведены.
В отзыве управляющий просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, должник обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании ее несостоятельной (банкротом).
Решением от 26.01.2023 должник признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Коровкин Валерий Александрович.
Управляющим в арбитражный суд представлен отчет о результатах реализации имущества гражданина и ходатайство о завершении процедуры банкротства.
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.
Согласно, пункту 6 статьи 213.27 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С даты завершения процедуры реализации имущества гражданина наступают последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 213.28, статьей 213.30 Закона о банкротстве.
В силу пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, за исключением обязательств перечисленных в пунктах 4 и 5 указанной статьи.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Основания не освобождения от обязательств приведены в пунктах 4 - 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, разъяснения порядка применения которых даны в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пунктах 45, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей".
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от неисполненных им обязанностей зависит от добросовестности его поведения, сотрудничества с судом и финансовым управляющим при проведении процедуры банкротства.
В случаях, когда при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены признаки преднамеренного или фиктивного банкротства либо иные обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении в ущерб кредиторам (принятие на себя заведомо неисполнимых обязательств, предоставление банку заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, неисполнение указаний суда о предоставлении информации и тому подобное) суд, руководствуясь статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе в определении о завершении реализации имущества должника указать на неприменение в отношении данного должника правила об освобождении от исполнения обязательств.
Следовательно, общий принцип применения выражается в том, что отказ в освобождении от обязательств должен быть обусловлен противоправным поведением должника, направленным на умышленное уклонение от исполнения своих обязательств перед кредиторами.
Как следует из материалов дела, управляющим направлены запросы в регистрирующие органы для получения информации относительно материально - имущественного положения должника и проведен анализ финансового состояния должника, по результатам которого сделаны следующие выводы: должник неплатежеспособен, восстановление платежеспособности в рамках процедуры реализация имущества, переход на процедуру реструктуризация долгов невозможен; недостаточно денежных средств для погашения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему.
В рамках проведения анализа финансового состояния исследованы сделки, совершенные должником в период подозрительности, сделки, подлежащие оспариванию, не выявлены. Опубликовано сообщение от 22.05.2023 N 11517947 в ЕФРСБ о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Также сформирован реестр требований кредиторов должника, согласно которому кредиторы первой и второй очереди отсутствуют, в третью очередь включены требования кредиторов в размере 410 735 рублей 28 копеек. Требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов должника, не погашены. Расходы за период процедуры реализации имущества гражданина составили 11 242 рубля 75 копеек.
При этом суд апелляционной инстанции, учитывая возражения заявителя, определением от 01.02.2024 предложил управляющему представить ответ Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея о составе имущества и имущественных прав должника, сведения о доходах, о счетах, открытых в кредитных учреждениях, об участии в уставных капиталах юридических лиц и т.п.; ответ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Адыгея о зарегистрированном имуществе; ответ Управления ФМС по Республике Адыгея о регистрации должника по месту жительства; ответ органа ЗАГС о наличии актов гражданского состояния о регистрации (расторжении) брака, перемены имени, рождении детей и т.д.; анализ счетов должника и сведения о их закрытии (блокировке).
Во исполнение указанного определения управляющий пояснил следующее. В рамках процедуры банкротства должника запрошены сведения из Управления федеральной налоговой службы по Республики Адыгея. Получен ответ от 09.02.2023 N 25-22/03035@, в соответствии с которым должник не имеет статуса ИП. Сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ отсутствуют, налоговые декларации по налогу на доходы физических по форме 3-НДФЛ не представлялись. Сведения об эмитентах, депозитариях, а также о принадлежащих должнику ценных бумагах отсутствуют. Сведения о предоставлении (прекращении) права должника использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств отсутствуют. Следовательно, отсутствуют также банковские счета.
Также направлен запрос информации в отношении должника в Управление Войск национальной гвардии по Республике Адыгея. Получен ответ от 03.02.2023 N 449/9-444, согласно которому полномочия по формированию и ведению банков данных о лицах, владеющих оружием, а также защите информации, содержащейся в банках данных, возложены на войска национальной гвардии Российской Федерации. Уполномоченным органом отказано в предоставлении соответствующих сведений. Необходимость в истребовании сведений в суде отсутствовала, поскольку на запрос управляющего должником был предоставлен ответ, согласно которому должник не владеет и не владел оружием в период 3 лет, предшествующих возбуждению процедуры банкротства.
Согласно представленному должником паспорту Бжецева Щ.Н. расторгла. брак 21.02.1995.
Рассмотрев представленный управляющим отчет и дополнительно представленные сведения в отношении должника, суд апелляционной инстанции верно установил, что все мероприятия, необходимые для завершения процедуры реализации имущества гражданина в отношении должника управляющим выполнены. Доказательств, подтверждающих реальную возможность пополнения конкурсной массы должника и документов, с очевидностью свидетельствующих о том, что дальнейшее продление процедуры банкротства гражданина будет направлено на уменьшение его долгов и погашение задолженности перед кредиторами, в материалы настоящего дела не представлено. Доказательств того, что должник привлечена к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве в материалах дела не имеется. Доказательств, подтверждающих сокрытие или уничтожение принадлежащего должнику имущества, равно как сообщение должником недостоверных сведений управляющему или кредитору материалы дела не содержат.
Основанием для завершения процедуры является то обстоятельство, что все предусмотренные законодательством о банкротстве мероприятия проведены, меры по пополнению конкурсной массы исчерпаны и дальнейшее продление процедуры нецелесообразно, что и было установлено судебными инстанциями.
Довод о том, что жилое помещение с кадастровым номером 01:02:1300008:228 управляющим не реализовано, расчеты с кредиторами не произведены, судом отклоняется, так как согласно отчету финансового управляющего прекращение права собственности на спорный объект зарегистрировано 09.09.2020. Доказательства того, что кредиторы обязывали финансового управляющего оспорить сделку либо обращались за оспариванием сделки в суд самостоятельно, а также обжаловали действия финансового управляющего, не представлены.
Иные доводы подателя жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку. Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А01-3795/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания не освобождения от обязательств приведены в пунктах 4 - 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, разъяснения порядка применения которых даны в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пунктах 45, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей".
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от неисполненных им обязанностей зависит от добросовестности его поведения, сотрудничества с судом и финансовым управляющим при проведении процедуры банкротства.
В случаях, когда при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены признаки преднамеренного или фиктивного банкротства либо иные обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении в ущерб кредиторам (принятие на себя заведомо неисполнимых обязательств, предоставление банку заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, неисполнение указаний суда о предоставлении информации и тому подобное) суд, руководствуясь статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе в определении о завершении реализации имущества должника указать на неприменение в отношении данного должника правила об освобождении от исполнения обязательств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2024 г. N Ф08-3265/24 по делу N А01-3795/2022