г. Краснодар |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А20-4227/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Умелец" (ОГРН 1020700755173) - Кардановой Ф.В. (доверенность от 22.03.2023), ответчика - муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений местной администрации городского округа Нальчик" (ОГРН 1150725001570) - Деунежевой З.Б. (доверенность от 09.01.2024), третьего лица - местной администрации городского округа Нальчик - Жабоева Т.М. (доверенность от 10.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений" местной администрации городского округа Нальчик на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 по делу N А20-4227/2023, установил следующее.
ООО "Умелец" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношений местной администрации городского округа Нальчик" (далее - учреждение) о признании незаконным решения учреждения, изложенного в письме от 04.07.2023 N -ДГИиЗО-1-06/1035, об отказе в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104018:363 площадью 336 кв. м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Канукоева; возложении на уполномоченный орган обязанности в течение 10 дней, со дня вступления судебного акта в законную силу, направить обществу подписанный договор купли-продажи указанного земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), исходя из трехкратного размера ставки земельного налога по цене 24 033 рубля 82 копейки (требования уточнены; т. 1, л. д. 106 - 109).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена местная администрация городского округа Нальчик (далее - администрация).
Решением от 30.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.02.2024, заявление удовлетворено: признано незаконным решение учреждения, изложенное в письме от 04.07.2023 N 45-ДГИиЗО-1-06/1035, об отказе в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104018:363 площадью 336 кв. м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Канукоева; на учреждение возложена обязанность в течение 10 дней, со дня вступления решения суда в законную силу, направить обществу подписанный договор купли-продажи данного земельного участка в соответствии с Законом N 137-ФЗ, исходя из трехкратного размера ставки земельного налога по цене 24 033 рубля 82 копейки. Суды исходили из того, что оспариваемое решение об отказе в переоформлении обществу права постоянного бессрочного (пользования) испрашиваемого земельного участка незаконно, нарушает права и законные интересы заявителя. Право постоянного (бессрочного) пользования общества в отношении спорного участка, в установленном законом порядке не прекращено. Доказательств тому, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, либо ограничен в обороте, не представлено. На земельном участке с кадастровым номером 07:09:0104018:363 расположено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое строение с кадастровым номером 07:09:0100000:1905, которое используется с 1987 года.
Право общества на земельный участок возникло в 1987 году в период действия Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970, поскольку действовавшим на момент ввода в эксплуатацию нежилого строения, расположенного на спорном земельном участке, действовал принцип первичного права на строение - следования судьбы земельного участка судьбе строения. В соответствии со статьей 87 Земельного кодекса РСФСР на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью. Предусмотренный Законом N 137-ФЗ порядок приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (пункт 7 статьи 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие Земельного кодекса, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена.
В кассационной жалобе учреждение просит решение от 30.10.2023 и постановление апелляционного суда от 12.02.2024 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что испрашиваемый земельный участок согласно правилам землепользования и застройки городского округа Нальчик, испрашиваемый в собственность, входит в зону рекреационного строительства и курорта (зона Р-4), расположен в границах особо охраняемой природной территории и ограничен в обороте (предоставление его в собственность не допускается).
Общество в отзыве подчеркнуло, что границы зон санитарной охраны курорта "Курорт-Нальчик" не утверждены, зонирование круга санитарной (горно-санитарной) охраны не проводилось, доказательств изъятия или ограничения в обороте спорного земельного участка не предоставлено.
В судебном заседании представители поддержали позиции сторон по делу.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав участников судебного процесса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, комбинат надомного труда "Умелец" создан в 1977 году в системе Министерства местной промышленности Постановлением СМ КБАССР от 13.02.1977 N 74.
Общество ведет деятельность с 1977 года и является правопреемником комбината надомного труда "Умелец", Республиканского объединения надомного труда "Умелец", Республиканского арендного предприятия надомного труда "Умелец" и ТОО "Умелец".
В соответствии с постановлением Совета Министров КБАССР от 08.05.1986 N 173 Исполнительный комитет Нальчикского городского Совета народных депутатов распоряжением от 09.12.1986 N 258 разрешил Республиканскому объединению надомного труда "Умелец" проектирование и строительство фирменного магазина по ул. Канукоева в Долинске и павильона.
6 февраля 1987 года главным архитектором города Нальчика утверждена схема расположения земельных участков площадью по 336 кв. м, каждого, под строительство фирменного магазина и павильона по ул. Канукоева в г. Нальчике.
На основании акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительства от 15.07.1988 возведенный фирменный магазин-павильон за счет средств комбината надомного труда "Умелец" введен в эксплуатацию.
В соответствии с постановлением главы администрации города Нальчика от 16.03.1993N 293 по результатам инвентаризации земель обществу выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 336 кв. м от 22.03.1993 N 52.
На основании Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике на 1993 год Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики издано постановление от 09.09.1993 N 208 о приватизации Республиканского объединения надомного труда "Умелец".
В порядке приватизации Кабардино-Балкарское Республиканское предприятие "Умелец" как имущественный комплекс передано в собственность ТОО "Умелец" на основании договора купли-продажи от 24.06.1994 N 38.
Запись о праве собственности общества на нежилое строение, 1-тажное, общей площадью 71,60 кв. м, литера А, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Канукоева, внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.06.2002 N 07-01/09-19/2002-0239.
Свидетельством о праве собственности на землю от 22.03.1993 N 52 подтверждается, что общество пользуется земельным участком, на котором расположен объект недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования с момента возведения объекта (1987 год).
Актом обследования местоположения границ земельного участка и объекта капитального строительства от 02.08.2023, подготовленным кадастровым инженером ООО "ГЕО-ЭКСПЕРТ", установлено, что принадлежащее обществу на праве собственности нежилое строение с кадастровым номером 07:09:0100000:1905 расположено на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0104018:363, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Канукоева, б/н.
21 июня 2023 года общество, ссылаясь на положения статьи 2 Закона N 137-ФЗ, обратилось в учреждение с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104018:363 площадью 336 кв. м категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "Общественное питание", расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Канукоева.
В письме от 04.07.2023 учреждение отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, мотивируя тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории и ограничен в обороте; предоставление его в собственность не допускается.
Указывая, что решение учреждение не соответствует закону, нарушает права (законные интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности, последний оспорил его в судебном порядке.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 этого кодекса.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлена обязанность юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести данные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса. Договоры купли-продажи в этом случае заключаются без проведения торгов (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определен в статье 39.17 Земельного кодекса. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности заявителем) оснований для удовлетворения заявления. Суды указали, что земельный участок с кадастровым номером 07:09:0104018:363 площадью 336 кв. м предоставлен обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое в установленном законом порядке не прекращено. Доказательств, подтверждающих изъятие спорного земельного участка из оборота либо ограничения в обороте, не представлено. На спорном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 07:09:0100000:1905, принадлежащий на праве собственности обществу, который используется заявителем с момента возведения в 1987 году.
При исследовании довода учреждения о том, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории и ограничен в обороте, судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
В статье 27 Земельного кодекса закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Нальчик испрашиваемый в собственность земельный участок входит в зону рекреационного строительства и курорта (зона Р-4).
На основании Постановления Совета министров КБАССР от 02.12.1977 N 501 "Об утверждении проекта установления границ земель Кабардино-Балкарского Совета по управлению курортами профсоюзов" утвержден Проект установления границ земель административного подчинения Кабардино-Балкарского Совета по управлению курортами профсоюзов с общей площадью в размере 363,35 га, в том числе закрепляемых в постоянное бессрочное пользование - 279,36 га и земель посторонних пользователей - 83,99 га.
На основании Постановления Совета министров КБАССР N 501 Совету по управлению курортами профсоюзов - Долинск Кабардино-Балкарской АССР 28.12.1977 выдан государственный акт на право землепользования А-1 N 208902.
Постановлением Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов от 28.02.1978 N 8-68 установлены границы округа и зон санитарной охраны курорта общесоюзного значения Нальчик Кабардино-Балкарской Республики АССР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1999 N 1203 утверждено Положение о курорте федерального значения Нальчик, согласно части 2 которого Нальчик относится к особо охраняемой природной территории.
Частью 3 Положения о курорте установлено, что общая площадь территории курорта Нальчик в границах округа горно-санитарной охраны составляет 363,35 га и включает в себя зоны различного функционального назначения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кабардино-Балкарской Республике в Единый государственный кадастр недвижимости сведения о границах особо охраняемой природной территории "Курорт-Нальчик" внесло за реестровым номером 07:09-9.1.
Таким образом, с 28.02.1978 установлены границы округа и зон санитарной охраны курорта Нальчик.
В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В силу Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Судебные инстанции не учли, что вопрос о нахождении земельного участка в границах земель особо охраняемых природных территорий "Курорта Нальчик" относится к обстоятельствам, имеющим значение для разрешения спора, подлежащим доказыванию.
Исходя из обоснования заявленных требований по данному делу, юридически значимым и подлежащим выяснению обстоятельством являлось установление факта нахождения спорного земельного участка в границах земель курорта (ограниченных в обороте). На основании изложенного суд кассационной инстанции находит выводы судов основанными на неполно исследованных доказательствах, без учета всех конкретных обстоятельств настоящего спора.
Поскольку для разрешения спора суду необходимо исследовать и оценить доказательства в целях установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Кодекса такими полномочиями не наделен, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по данному делу подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Кодекса с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела (дополнительно представленные лицами, участвующими в деле) доказательства по правилам статьи 71 названного Кодекса, дать оценку их доводам (возражениям), разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного от 12.02.2024 по делу N А20-4227/2023 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку для разрешения спора суду необходимо исследовать и оценить доказательства в целях установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Кодекса такими полномочиями не наделен, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по данному делу подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Кодекса с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела (дополнительно представленные лицами, участвующими в деле) доказательства по правилам статьи 71 названного Кодекса, дать оценку их доводам (возражениям), разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2024 г. N Ф08-3502/24 по делу N А20-4227/2023