г. Краснодар |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А32-23570/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Трансстрой" - Радчука Н.Н. (доверенность от 10.01.2024), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Сангаджиевой Э.Б. (доверенность от 05.10.2023), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансстрой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А32-23570/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Трансстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 31.05.2022 N 14978/9 по делу N 023/01/15-5436/2020. К участию в рассмотрении дела третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 15.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.02.2024 в удовлетворении требования отказано по мотиву отсутствия у антимонопольного органа полномочий изменять существенные условия (срок действия) уже заключенных договоров и оснований для продолжения производства по делу об антимонопольном нарушении министерством.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требование. Указывает, что министерство не исполнило предупреждение управления от 10.06.2020 N 178542 о прекращении действия (бездействия) дополнительных соглашений, нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), поэтому основания прекращения дела об антимонопольном нарушении отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что управление по обращению индивидуального предпринимателя Турова Иосифа Николаевича и общества о бездействии министерства по изменению условий договоров (с бессрочного на срочное) с рядом организаций, выполняющих работы по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату (далее - услуги штрафстоянки) дополнительные соглашения на различных временных условиях, предоставив одним субъектам предпринимательства возможность продолжать беспрепятственно заниматься своей деятельностью, а с другими прекратили правоотношения.
Решением управления от 31.05.2022 N 14978/9 по делу N 023/01/15-5436/2020 прекращено рассмотрение дела N 023/01/15-5436/2020 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях министерства. Общество обжаловало решение управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Этот запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Суд установил, что департамент транспорта Краснодарского края заключил договоры от 25.11.2015 N 104 с индивидуальным предпринимателем Туровым И.Н. и от 27.03.2015 N 4 с обществом на право оказание услуг штрафстоянки. Аналогичные договоры заключены с иными лицами - индивидуальными предпринимателями, в том числе Симоняном С.В., Мазур А.А., Комаровым В.Л., Гальченко А.С., Ильиным Р.В., Пономаренко А.С., Грачевой Е.В, и МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" муниципального образования город Краснодар", ООО "Беркут", ООО "Юг Сервис+", ООО "Кубаньтранс",. Срок действия этих договоров не ограничен (бессрочные). Дополнительными соглашениями от 2019 года в ранее заключенные договоры внесены изменения, ограничивающие срок их действия. Однако дополнительные соглашения с ООО "Юг Сервис+", МУП "КТТУ", индивидуальными предпринимателями Пономаренко А.С., Комаровым В.Л., Ильиным Р.В., Грачевой Е.В., Гальченко А.С. не ограничивают срок действия договоров. В связи с этим управление в порядке статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ выдало 10.06.2020 министерству предупреждение N 17542/9 о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, принятии мер к устранению нарушений. Приказом управления от 29.10.2020 N 214 возбуждено дело N 023/01/15-5436/2020 о нарушении антимонопольного законодательства. Министерство 01.02.2022 сообщило управлению письмом от 26.01.2021, что в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства заключило с МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление", ООО "Кубаньтранс", Ленинградским районным отделением Краснодарского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", ИП Кодинцевым А.Ю., ИП Кораблевой А.Ю., ИП Ацрапетяном А.В. дополнительные соглашения об изменении условия о сроке действия договоров, а также направило иски в Арбитражный суд Краснодарского края о понуждении других организаций к заключению дополнительных соглашений об ограничении срока действия договоров. Определением управления от 28.01.2021 N 1900/9 со ссылкой на части 3, 5 статьи 47 Закона N 135-ФЗ рассмотрение дела N 023/01/15-5436/2020 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вынесения судебных актов по делам N А32-51906/2020, N А32-51903/2020, N А32-50066/2020, N А32-50049/2020, N А32-51210/2020 об обязании заключить договоры исходя из срочности их действия. После вступления в законную силу судебных актов по этим делам управление 31.01.2022 рассмотрение дела об антимонопольном нарушении возобновила и с учетом отказа по названным арбитражным делам в удовлетворении иска министерства к ООО "Югсервис+", ООО "ТрансСтрой", ООО "Прима-союз", ООО "Техиндустрия", ИП Рыбину Д.В., ИП Пономаренко А.С, ИП Ильину Р.В., ИП Грачевой Е.В., ИП Гальченко А.С. о понуждении к заключению дополнительных соглашений, ограничивающих срок действия договоров на оказание услуг штрафстоянки, прекратило производство по делу об антимонопольном нарушении 31.05.2022 решением N 14978/9. Общество обжаловало решение управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суд сослался на содержание судебных актов по иску министерства о внесении изменений в договоры в части срока их действия с бессрочного на пять лет (пункт 5.1) и внесение в Законы Краснодарского края от 04.06.2012 N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств и маломерных судов на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате задержанных транспортных средств и маломерных судов" (далее - Закон N 2508) и от 11.03.2019 N 3983-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств"" (далее - Закон N 3983-КЗ) об устранении временнЫх ограничений их действия и порядка заключения (публичного). Установленное законом ограничение срока действия договоров об оказании услуг штрафстоянки судебные инстанции признали несущественным изменением обстоятельств в смысле, придаваемом статьей 451, пунктами 1, 2 статьи 422, 310, 327.1, частью 3 статьи 453, части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Принятие закона после заключения договора, устанавливающего обязательные для сторон иные, от ранее действующих, правил, по мнению суда, не влечет изменение ранее заключенных договоров, кроме установления в изменяющих законах обратного (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса). Такие переходные положения не установлены.
Кроме того, из жалобы общества в управление от 19.07.2021 (л.д. 9, 10 т. 1) следует, что общество приводило в ней доводы об изменении им 06.06.2019 срока действия ранее заключенного 27.03.2015 с департаментом договора на оказание услуг штрафстоянки (договор вступает в силу с момента его подписания и действует до заключения о результатам торгов (аукциона на понижение цены)) по предложению министерства из-за изменения законодательства, ограничивающего сроки действия таких договоров. В то же время другие хозяйствующие субъекты, отказавшиеся добровольно изменить редакции заключенных ими соглашений в части срочности их действия, остались работать по ним на прежних условиях. Такие условия для общества являются невыгодными и создают препятствия в сравнении с другими лицами. Из договора общества с министерством следует, что изменение условий договора осуществляется по обоюдному согласию сторон путем заключения дополнительных соглашений. Таким образом, суд правомерно отметил, что заключая спорное дополнительное соглашение, общество как его сторона, действовало в рамках гражданского оборота, подписывая спорное дополнительное соглашение, выразило согласие с его условиями. При таких обстоятельствах у управления отсутствовали основания для продолжения производства по делу об антимонопольном нарушении по жалобе общества.
Доводы общества о невыполнении управлением возложенных на него функций о привлечении к ответственности лиц, допустивших заключение антиконкурентных соглашений, непринятии мер к расторжению сделок об оказании услуг штрафстоянки с другими субъектами предпринимательской деятельности, соглашения которых до настоящего времени не ограничены во времени, на законность обжалуемого по настоящему делу решения управления не влияет, поскольку в компетенцию общества не входит контроль и надзор за соблюдением эффективности и результативности в деятельности антимонопольных органов (в том числе своевременным заявлением исковых требований об оспаривании сделок в суде в отношении других лиц). К восстановлению и защите охраняемых законом прав и интересов общества приводимые им аргументы о нарушениях в деятельности управления не приведут, а правом заявления требований в интересах неопределенного круга лиц с целью защиты законности оно не обладает. В полномочия управления также не входит предъявление иска о расторжении заключенного обществом самостоятельно и добровольно договора с министерством, а приводимые обществом доводы о его обмане министерством или вследствие введения в заблуждение подлежат правовой оценке в порядке судебного контроля, а не рассматриваемого по настоящему делу дела об антимонопольном нарушении, основания прекращения производства по которому проверялись судебными инстанциями в данном случае. Общество как субъект с самостоятельным экономическим интересом вправе подавать жалобы в своих интересах, производство по ней осуществляется управлением в данной ситуации исходя из доводов жалобы в управление. Кроме того, как установил суд, управление инициировало судебное оспаривание условий соглашений с другими, отказавшимися добровольно заключить договоры на иных условиях, лицами, и судебные споры проиграло. С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А32-23570/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении требования общества, суд сослался на содержание судебных актов по иску министерства о внесении изменений в договоры в части срока их действия с бессрочного на пять лет (пункт 5.1) и внесение в Законы Краснодарского края от 04.06.2012 N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств и маломерных судов на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате задержанных транспортных средств и маломерных судов" (далее - Закон N 2508) и от 11.03.2019 N 3983-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств"" (далее - Закон N 3983-КЗ) об устранении временнЫх ограничений их действия и порядка заключения (публичного). Установленное законом ограничение срока действия договоров об оказании услуг штрафстоянки судебные инстанции признали несущественным изменением обстоятельств в смысле, придаваемом статьей 451, пунктами 1, 2 статьи 422, 310, 327.1, частью 3 статьи 453, части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Принятие закона после заключения договора, устанавливающего обязательные для сторон иные, от ранее действующих, правил, по мнению суда, не влечет изменение ранее заключенных договоров, кроме установления в изменяющих законах обратного (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса). Такие переходные положения не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2024 г. N Ф08-4408/24 по делу N А32-23570/2023