Решение Самарского областного суда от 30 января 2024 г. N 3-118/2024 (3а-2510/2023)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3-118/2024 (3а-2510/2023) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С. У. Т.-Э. П." об оспаривании в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год" (далее по тексту - Перечень на 2017 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru).
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год" (далее по тексту - Перечень на 2018 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна", N 281 (30176) 31.10.2017, N 283 (30178) 01.11.2017, N 285 (30180) 02.11.2017, N 297 (30192) 16.11.2017.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год" (далее по тексту - Перечень на 2019 год), размещен 16.11.2018 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 308 (30543) 20.11.2018.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" (далее по тексту - Перечень на 2020 год) размещен 18.10.2019 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 158 (30741) 23.10.2019.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год), размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 171 (30955) 21.10.2020.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" (далее по тексту - Перечень на 2024 год) опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Пунктом 857 в Перечень на 2017 год, пунктом 951 в Перечень на 2018 год, пунктом 928 в Перечень на 2019 год, пунктом 982 в Перечень на 2020 год, пунктом 893 в Перечень на 2021 год, пунктом 877 в Приложение N 1 к Перечню на 2022 год, пунктом 852 в Приложение N 1 к Перечню на 2023 год, пунктом 839 в Приложение N 1 к Перечню на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Общество с ограниченной ответственностью "С. У. Т.-Э. П." (далее по тексту - ООО "СУТЭП") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилого здания по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, наименованием - здание АБК, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером N с разрешенным использованием - занимаемый зданием АБК, склады мелких отправок, гаража и территорией, необходимой для их использования. Часть здания сдается в аренду ООО "З." для использования в целях осуществления деятельности ресторанов и услуг по доставке продуктов питания, площадью менее 20% от общей площади объекта, и ИП З. Н.Е. для осуществления деятельности гостиниц и прочих мест для временного пребывания. Тем самым, объект не соответствует критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение объекта в Перечни на 2017-2024 годы затрагивает права административного истца, как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца П. Г.Ф., действующий на основании доверенности, просил заявленные требования с учетом уточнений удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, а дело просит рассмотреть по существу в отсутствие представителя. В обоснование позиции административный ответчик указывает, что согласно сведениям, полученным из ЕГРН, в оспариваемые Перечни было включено нежилое здание с кадастровым номером N, имеющее наименование "Здание АБК". Административным истцом представлены договоры аренды нежилых помещений в нежилом здании, по которым нежилые помещения переданы в аренду ИП З. И.П. и ООО "З.". В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ административный истец использует нежилые помещения в целях извлечения прибыли и, следовательно, данные объекты относятся к объектам коммерческого назначения. Установление факта передачи нежилых помещений в аренду подтверждает их отнесение к объектам, указанным в п. 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, и правомерное включение в оспариваемые Перечни. Учитывая, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N имеет наименование "Здание АБК", часть нежилых помещений в данном объекте передана в аренду. Здание гостиницы, как правило, используется совместно с объектами общественного питания (напр. рестораны, кафе) и объектами бытового обслуживания (напр. прачечная, химчистка), основной вид деятельности административного истца и арендаторов. Спорный объект используется как в целях коммерческого назначения, так и в целях размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, и, следовательно, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N министерством в период с 2016-2023 годы не проводилось, решения об исключении указанного объекта недвижимости из Перечней, в том числе на 2017-2023 годы, не принимались.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, обсудив доводы административного искового заявления и возражения на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 857 в Перечень на 2017 год, пунктом 951 в Перечень на 2018 год, пунктом 928 в Перечень на 2019 год, пунктом 982 в Перечень на 2020 год, пунктом 893 в Перечень на 2021 год, пунктом 877 в Приложение N 1 к Перечню на 2022 год, пунктом 852 в Приложение N 1 к Перечню на 2023 год, пунктом 839 в Приложение N 1 к Перечню на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из ЕГРН административному истцу ООО "СУТЭП" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, площадью 2279 кв. м, назначение - нежилое, наименование - здание АБК, из 5 этажей, расположенное в пределах объекта с кадастровым номером N - земельный участок с видом разрешенного использования: гостиничное обслуживание. Правообладателем земельного участка является административный истец ООО "СУТЭП".
15.11.2023 представитель административного истца ООО "СУТЭП" обратился в ППК Роскадастр с заявлением об исключении наименования объекта с кадастровым номером N "Здание АБК" и указании вида разрешенного использования - Гостиница; об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "Занимаемый зданиями АБК, склада мелких отправок, гаража и территорией, необходимой для использования" на "гостиничное обслуживание".
Судом установлено, что по сведениям ЕГРН наименование и назначение рассматриваемого объекта и земельного участка под ним до внесения изменений и после изменений не отвечают критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ для включения в оспариваемые Перечни.
В ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером N зарегистрировано обременение на основании договора аренды N от 01.06.2018 в пользу ООО "З.", сроком по 31.05.2028, и договора аренды N от 01.06.2013 в пользу ООО "З.", сроком по 31.05.2018.
Копии договоров аренды по запросам суда из ППК Роскадастр не поступили.
В материалах инвентарного дела, поступившего из ППК Роскадастр в лице Средне-Волжского филиала Самарского областного отделения, на здание по адресу: г. Самара, Красноглинский район, 23 км Московского шоссе, на схематическом (генеральном) плане на 20.10.1999 отображены строения, в том числе литера А, А1,А2,А3,А4. Из технической документации следует, что по экспликации:
- к плану строения литера А1 части строения производственного назначения поименованы:
1 этаж: лестничная клетка, коридор, склад (3), сантехн.маст., токарн.маст., агрегатная, вулканизация, электроцех (2), аккумулят., щитовая, гараж, механ.склад,
2 этаж: лестничная клетка, подсобное, бойлерная, коридор (2), каб.нач.гаража, умывальн. (4), душ (2), туалет, комната отдыха, комната пр.пищи (3), вспомогат., раздевалка, комн.электрика, плотницкая, всего по лит. А1 площадь 789,4 кв. м;
- к плану строения литера А2 части строения складского назначения поименованы: склад N 1, кабинет, склад, итого площадь 939,6 кв. м;
- к плану строения литера А3 части строения складского назначения поименованы: склад, площадью 19,5 кв. м;
- к плану строения литера А4 части строения складского назначения поименованы: склад кафе, итого площадь 26,9 кв. м;
- к плану строения литера А части строения административного назначения поименованы:
1 этаж - кабинет N 9, фирма А и С, электрощитовая, тамбур, коридор (4), кабинет РТИ центр (3), самаратрансгаз, кабинет, фирма графики, фотолаборатория, склад, диспетчерская, телетайпная, бар (площадь 64,2 кв. м), лестн.клетка, кладовая (2), туалет (4), умывальная, комната связиста, раздевалка, вестибюль, тамбур (2), итого площадь 556,4 кв. м,
05.04.2011 внесены изменения в техническую документацию помещений общепита в результате реконструкции без разрешения. После реконструкции согласно экспликации площади 1 этажа помещения н1 - нежилое помещение поименованы: склад (4), коридор (3), раздевалка, душевая, санузел (2), кабинет (2), мясной цех, моечная, кухня, холодильная камера, ресторан, общей площадью 304,2 кв. м. Аналогичная информация содержится в техническом паспорте на 05.04.2011.
2 этаж литера А части строения административного назначения поименованы: кабинет фирмы вакуум., кабинет (6), бухгалтерия (3), подсобное, умывальная (3), туалет (4), душ, приемная, холл, коридор (3), ксерокс, лестничная клетка (2), шкаф, плановый отдел, гл.бухгалтерия, итого по 2 этажу площадь 355,2 кв. м,
3 этаж литера А части строения гостиница и административного назначения с учетом внесенных изменений поименованы: бельевая, комната отдыха, администрат., подсобная (2), коридор (4), душ, ванная (2), туалет (3), умывальная (2), лестничная клетка (2), жилая (9), санузел (3), шкаф, прихожая, итого по 3 этажу площадь 369 кв. м,
4 этаж литера А части строения гостиница и административного назначения поименованы: жилая (16), ванная (4), туалет (5), умывальная (3), холл, итого по 4 этажу площадь 313,9 кв. м,
5 этаж литера А части строения гостиница и административного назначения с учетом внесенных изменений поименованы: жилая (16), ванная (5), холл, туалет (4), душ (3), коридор (3), умывальная, лестничная клетка (2), санузел, итого по 5 этажу площадь 260,4 кв. м,
Анализируя техническую документацию, установлено, что в здании имеются помещения, предназначение которых предполагает размещение объектов общественного питания, а именно в литера А4 склад кафе (площадь 26,9 кв. м), нежилое помещение н1 склады (площадь 3,8 кв. м, 2,1 кв. м, 2,4 кв. м, 7,6 кв. м), мясной цех (площадь 27, 8 кв. м), моечная (площадь 14, 8 кв. м), кухня (площадь 43,2 кв. м), холодильная камера (площадь 11,2 кв. м), ресторан (площадь 126, 4 кв. м), в литера А первый этаж склад (площадь 12,2 кв. м), бар (площадь 64, 2 кв. м), совокупной площадью 342,6 кв. м.
Таким образом, по данным технического (инвентаризационного) учета в здании с кадастровым номером N совокупность площадей, занятых объектами бытового обслуживания и общественного питания, составляет 342,6 кв. м или 15% от общей площади здания (2279 кв. м).
В строении литера А1 помещения с отметкой производственного назначения - склад, сантехн.маст., токарн.маст., агрегатная, вулканизация, электроцех, аккумулят., механ.склад, каб.нач.гаража, умывальн., душ, комната отдыха, комната пр.пищи, комн.электрика, плотницкая, не являются и не свидетельствует о предназначении для размещения в них объектов бытового обслуживания, поскольку такой вид экономической деятельности как деятельность цехов и мастерских в числе бытовых услуг, в ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) не поименована.
Наличие в здании помещений с наименованием кабинет, каб.нач.гаража, кабинет фирмы вакуум., бухгалтерия, плановый отдел, кабинет РТИ центр, не свидетельствуют об использовании таких помещений для размещения офисов, так как не являются тождественными термину "офис".
Помещения назначением бельевая, умывальная, администратор с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" являются вспомогательными, относящимися к деятельности гостиницы.
Помещения с назначением "склад" в строениях Литера А2,А3, по мнению суда, не относится к объектам торговли, поскольку согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст (действовавший до 01.10.2023), под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Аналогичные понятия содержатся и в "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденном Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст (введенный в действие с 01.10.2023).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, если такие помещения как склад используются в деятельности по продаже товаров (услуг), они могут быть признан предназначенными или используемые для размещения торговых объектов только в случае, если включают в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Как следует из технической документации, в состав рассматриваемого здания входят помещения, предназначенные для общественного питания (кафе, ресторан), являющиеся торговыми объектами Литера А, однако, данные помещения по схеме расположения не используются и не являются вспомогательными по отношению к складам в строениях Литера А2,А3.
Таким образом, из поступивших документов, судом установлено, что по сведениям ЕГРН, технической документации, рассматриваемое здание используется в целях размещения объектов общественного питания менее 20% от общей площади всего здания.
Из представленных административным истцом договоров аренды N 01/06 от 01.06.2013 и N 01/07 от 01.06.2018, заключенных между административным истцом и ООО "З.", последний принял в аренду комнаты общей площадью 239, 3 кв. м и 212,5 кв. м соответственно, для использования в соответствии с уставными целями.
По сведениям, содержащимся в общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru), выписках из Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид экономической деятельности ООО "З." по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 56.10 - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Из представленных административным истцом договоров аренды нежилого помещения, заключенных между административным истцом и ИП З. Н.Е., следует, что последний принял в аренду помещения по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, Московское шоссе, д. 30, для использования в уставных целях арендатора: по договору N 01/03 от 25.01.2016 общей площадью 897 кв. м, по договорам N 01/27 от 16.12.2016, N 01/26 от 28.11.2017, N 01/17 от 01.11.2018, N 01/16 от 01.10.2019, N 01/13 от 13.08.2020, N 01/11 от 19.07.2021, N 01/14 от 01.07.2022, N 15/23 от 31.05.2023, общей площадью 1123,4 кв. м,
Согласно свидетельствам, выданным 11.03.2015, 07.03.2018, 08.03.2021, зданию по адресу: г. Самара, пос. Мехзавод, 23 км Московское шоссе, д. 30, присваивалась категория гостиницы "3 звезды", что свидетельствует о фактическом использовании в качестве гостиницы.
По сведениям, содержащимся в общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru), выписках из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основной вид экономической деятельности ИП З. Н.Е. по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 55.1 - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; основной вид экономической деятельности ООО "СУТЭП" - 68.20.2 аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Анализируя представленные договоры аренды нежилых помещений, суд приходит к выводу, что для оказания услуг общественного питания в период с 01.06.2013 по 31.05.2018 использовалась площадь 239, 3 кв. м или 10,5% от общей площади здания (2279 кв. м), в период с 01.06.2018 по настоящее время использовалась площадь 212,5 кв. м или 9,3% от общей площади здания (2279 кв. м).
Представленными документами не подтверждается довод административного ответчика о передаче в аренду ООО "З." помещений рассматриваемого здания, общей площадью 451,8 кв. м, поскольку передавались площади 239,3 кв. м до 01.06.2018 и после - 212,5 кв. м. Административный ответчик ошибочно сложил площади по договорам, действовавшим в разные периоды времени.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания и помещений в нем на дату утверждения Перечней на 2017-2024 годы административным ответчиком не проводились. Факт использования объекта совместно с объектами общественного питания (рестораны, кафе) на площади менее 20 процентов от общей площади здания, как по технической документации, так и по договорам аренды, не свидетельствует о наличии у объекта недвижимого имущества признаков, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Позицию административного ответчика, изложенную в письменных возражениях на иск, о включении рассматриваемого здания в Перечни по основанию пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, по наименованию объекта, содержащее "здание АБК", предназначенным для использования совместно с объектами общественного питания и объектами бытового обслуживания, суд во внимание не принимает, поскольку наименование здания не является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ. Какими-либо документами не подтверждено раскрытие аббревиатуры АБК.
Использование рассматриваемого объекта административным истцом в коммерческих целях, извлечения прибыли от объекта, не является безусловным основанием для включения здания в оспариваемые Перечни.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является, в том числе предназначение или фактическое использование в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При рассмотрении настоящего административного дела административным ответчиком не доказан факт соответствия рассматриваемого объекта недвижимости, критериям, указанным в пункте 4.1 статьи 378.2 НК РФ, явившимся основанием включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2017-2024 годы.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, принимая их во внимание, суд приходит к выводу, что включение рассматриваемого нежилого здания в Перечни на 2017-2024 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сведения из ЕГРН, техническая документация, сведения о земельном участке, на котором расположено здание, не подтверждают назначение или фактическое использование более 20% площади всего нежилого здания в качестве торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2017-2024 годы, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет для собственника увеличение налоговой базы по налогу на имущество.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "С. У. Т.-Э. П." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год" в части включения в него под пунктом 857 здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год" в части включения в него под пунктом 951 здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год" в части включения в него под пунктом 928 здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" в части включения в него под пунктом 982 здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" в части включения в него под пунктом 893 здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 877 здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 852 здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 839 здания с кадастровым номером N.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 05.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 30 января 2024 г. N 3-118/2024 (3а-2510/2023)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника