г. Краснодар |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А32-29209/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Калуцких Р.Г. и Анциферова В.А., при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "М2 Девелопмент"" (ОГРН 1182375071185) - Бекоева Д.З. (доверенность от 04.12.2023), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Горячий Ключ, извещенной о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "М2 Девелопмент"" и администрации муниципального образования город Горячий Ключ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А32-29209/2022, установил следующее.
ООО "Специализированный застройщик "М2 Девелопмент"" (далее - общество, застройщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения администрации муниципального образования город Горячий Ключ (далее - администрация), выраженного в письме от 23.03.2022 N 101-6-147/22, об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского" на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1012001:950 площадью 2209 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского; возложении на администрацию обязанности выдать обществу разрешение на строительство объекта.
Решением от 02.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2024, заявление удовлетворено: признано незаконным решение администрации, изложенное в письме от 23.03.2022 N 101-6-147/22; на данный орган возложена обязанность в установленном законом порядке в течение пяти рабочих дней, со дня вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление общества от 14.12.2021 о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского" на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1012001:950 площадью 2209 кв. м, по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского и приложенные к нему документы; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; распределены судебные расходы. Судебные акты мотивированы тем, что приведенные в оспариваемом решении мотивы отказа в выдаче застройщику разрешения на строительство неправомерны. В целях устранения нарушенных прав заявителя и недопущения подмены полномочий органов муниципальной власти суды возложили на заинтересованное лицо обязанность повторно рассмотреть заявление застройщика. При разрешении спора суды руководствовались экспертным заключением ООО "Глобал Эксперт" от 10.04.2023, установив, что земельный участок с кадастровым номером 23:41:1012001:950 площадью 2209 кв. м относится к зоне Ж3 - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами; расположен в границах населенного пункта и отнесен к категории земель населенных пунктов; расположен в границах водоохранной зоны и зоны подтопления (затопления). Инженерная защита территории от подтопления, затопления в случае строительства в соответствии с технической проектной документацией (подготовленной согласно данным градостроительного плана земельного участка от 24.01.2019 N RU23304000-041) объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского" на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1012001:950 будет обеспечена (ответ N 1). В случае строительства в соответствии с технической проектной документацией объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского" на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1012001:950, разработанной в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 24.01.2019 N RU23304000-041 в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство от 14.12.2021 генеральный план муниципального образования, правила землепользования и застройки территории будут соблюдены. Однако, на сегодняшний день исследуемая техническая и проектная документация объекта экспертизы не соответствует (пункт 1, таблица N 7), частичное несоответствие (пункт 3, таблица N 7) требованиям градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 20.03.2023 N 227 (далее - правила) в связи с обновлением градостроительных регламентов и внесением изменений в правила (ответ N 2). Экспертами установлено соответствие результатов инженерных изысканий, технической и проектной документации объекта "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского" требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также разрешенному использованию исследуемого земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, на дату выдачи градостроительного плана земельного участка от 24.01.2019 N RU23304000-041 в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования (ответ N 3). В ответе на вопрос N 4, в чем выражаются несоответствия, эксперты указали, что техническая и проектная документация объекта экспертизы соответствует требованиям градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки, действующих на момент выдачи градостроительного плана земельного участка от 24.01.2019 N RU23304000-041, утвержденных решением Совета муниципального образования г. Горячий Ключ от 06.02.2015 N 373, выданного в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства; техническая проектная документация объекта экспертизы, не соответствует (пункт 1, таблица N 7), частичное несоответствие (пункт 3, таблица N 7) требованиям градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета муниципального образования г. Горячий Ключ от 20.03.2023 N 227, в связи с обновлением градостроительных регламентов и внесения изменений в правила. Срок действия градостроительного плана земельного участка от 24.01.2019 N RU23304000-041 составляет 3 года с момента выдачи - по 24.01.2022. Учитывая данные представленной документации на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1012001:950, принятого (зарегистрированного) администрацией от 14.12.2021, исследуемая техническая и проектная документация соответствовала требованиям градостроительных регламентов, правил. Экспертами установлено соответствие результатов инженерных изысканий, технической и проектной документации объекта "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского" требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также разрешенному использованию исследуемого земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 24.01.2019 N RU23304000-041 (ответ N 4). Объект экспертизы технические регламенты в части безопасности не нарушает. В связи с расположением исследуемого земельного участка в зоне постоянного подтопления грунтовыми водами при проектировании жилого дома предусмотрены мероприятия по инженерной защите территории от подтопления, затопления по объекту экспертизы. Объект экспертизы функционально пригоден. Угроза жизни и здоровья граждан отсутствует. Проектируемый объект экспертизы (результаты инженерных изысканий, исследуемый земельный участок с кадастровым номером 23:41:1012001:950, техническая и проектная документация по объекту "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского") угрозу жизни и здоровью граждан не создает (ответ N 5). В пояснениях эксперт отметил, что земельный участок с кадастровым номером 23:41:1012001:950 находится в водоохранной зоне и зоне подтопления, размещение многоквартирных домов в данных зонах возможно, проектная документация предусматривает мероприятия по защите от подтопления и затопления, которые достаточны в условиях отсутствия гидротехнических сооружений. Строительство объекта в соответствии с исследованной технической и проектной документацией угрозу жизни и здоровью граждан не создает. Согласно пункту 4 градостроительного плана земельного участка информация о минимально допустимом уровне обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур отсутствует. При этом заявление о выдаче разрешения на строительство подано застройщиком 14.12.2021, т.е. в пределах трехлетнего срока. В пункте 2.3 градостроительного плана земельного участка указаны минимальный/максимальный размеры земельного участка от 1000 до 15 000 кв. м. При этом, минимальные размеры земельного участка для вида разрешенного использования "Среднеэтажная жилая застройка - 2.5" были увеличены до 8500 кв. м решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 30.10.2020 N 16 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденные решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 06.02.2015 N 373" после выдачи градостроительного плана земельного участка от 24.01.2019 N RU23304000-041. Согласно заданию на проектирование проекта на основании таблицы 1 нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденных решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 30.11.2017 N 273, минимально допустимый уровень обеспеченности в проектируемом многоквартирном доме принят не менее 40 кв. м/чел. На основании требований нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденных решением от 30.11.2017 N 273, количество машино/мест для постоянного хранения и парковки автомобилей для многоквартирного жилого дома предусматривается из расчета на 1 квартиру не менее 0,5 машино/места. Доказательств тому, что упомянутые градостроительные нормативы застройщиком не выполнены, администрацией не представлено. Таким образом, основания для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом в городе Горячий Ключ по ул. Ярославского" у администрации отсутствовали.
В кассационной жалобе общество просит решение от 02.11.2023 и постановление апелляционного суда от 07.03.2024 изменить в части правовосстановительной меры и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым обязать администрацию в установленном законом порядке в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать обществу разрешение на строительство объекта. Заявитель указывает, что приложенная к заявлению о выдаче разрешения на строительство от 14.12.2021 проектная документация на объект, по состоянию на день подачи заявления соответствовала установленным законодательством Российской Федерации требованиям. Оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, указанных в решении от 23.03.2022 N 101-6-147/22, не имелось. Выводы о соответствии проектной документации всем установленным законом требованиям подтверждены заключением судебной экспертизы, результаты которой не оспорены, ходатайство о повторной экспертизе не завялено. Избранная судами правовосстановительная мера не восстанавливает нарушенное право застройщика на строительство объекта.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 02.11.2023 и апелляционное постановление от 07.03.2024 отменить, указывая, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:41:1012001:950 и планируемый к размещению многоквартирный жилой дом расположены в границах зоны подтопления территории г. Горячий Ключ Краснодарского края при половодьях и паводках р. Псекупс 1% обеспеченности (р.н. 23:41-6.905). В представленной обществом проектной документации отсутствует информация о единой системе, обеспечивающей инженерную защиту территории от подтопления. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:41:1012001:950 имеет площадь 2209 кв. м, что не соответствует установленным предельным размерам земельных участков, для территориальной зоны "Средне-этажная жилая застройка - 2.5" (минимальная площадь земельных участков для данной зоны составляет 8500 кв. м). Согласно проектной документации тип жилого дома по уровню комфортности "Престижный", для которого минимальный уровень обеспеченности общей площадью составляет 40 кв. м на 1 человека. Однако исходя из требований таблицы 1 "Расчетный показатель минимальной обеспеченности общей площадью жилого помещения в многоквартирных жилых домах" нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденных решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 30.11.2017 N 273, планируемый к строительству многоквартирный жилой дом имеет признаки класса качества массового жилья "Комфорт-класса", для которого расчетный показатель минимальной обеспеченности следует принимать площадью 30 кв. м на 1 человека. Кроме того, на земельном участке не соблюдена нормативная обеспеченность придомовыми площадками на территории многоквартирного дома, а также гостевыми автостоянками и местами для постоянного хранения и парковки автомобилей жильцов. Решение администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства является законным и обоснованным. Администрация также не согласна с взысканием расходов на проведение судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Администрация явку представителя в суд кассационной инстанции не обеспечила, извещена согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные сторонами в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, на основании договора аренды от 17.09.2018 N 4100006060 общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:41:1012001:950 площадью 2209 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского.
В соответствии пунктом 1.1 договора вид разрешенного использования земельного участка - "среднеэтажная жилая застройка - 2.5".
Проектная документация на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского" получила положительное заключение ООО "Эталон-Эксперт" от 09.12.2021 N 23-2-1-2-075970-2021 негосударственной экспертизы проектной документации (т. 1, л. д. 72 - 91).
14 декабря 2021 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского", на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1012001:950 площадью 2209 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского.
Решением администрации от 23.03.2022 N 101-6-147/22 обществу отказано в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство по следующим основаниям:
- земельный участок с кадастровым номером 23:41:1012001:950 и планируемый к размещению многоквартирный жилой дом расположены в границах зоны подтопления территории г. Горячий Ключ при половодьях и паводках реки Псекупс 1% обеспеченности (р.н. 23:41-6:905). В настоящее время гидротехнические сооружения, позволяющие обеспечивать защиту данной территории от затопления, подтопления, отсутствуют. Средства для обеспечения инженерной защиты населенных пунктов и объектов, расположенных на территории муниципального образования город Горячий Ключ от затопления, подтопления также отсутствуют. В проектной документации на объект отсутствует информация о системе защиты территории от подтопления;
- в нарушение части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) проектная документация не утверждена застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором;
- согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденным решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 06.02.2015 N 373, строительство, реконструкция многоквартирных жилых домов не допускается в случае, если объекты капитального строительства не обеспечены объектами социальной, транспортной и инженерно-коммунальной инфраструктуры, а также коммунальными и энергетическими ресурсами. В радиусе доступности от планируемого к строительству многоквартирного жилого дома общеобразовательное и детское дошкольное учреждения отсутствуют;
- в соответствии с правилами землепользования и застройки рассматриваемый земельный участок расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (ЖСЗ), согласно градостроительному регламенту данной территориальной зоны для вида разрешенного использования земельного участка - "Среднеэтажная жилая застройка - 2.5" минимальная площадь земельного участка составляет 8500 кв. м. Согласно сведениям ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером 23:41:1012001:950 - 2209 кв. м, что не соответствует предельным размерам земельных участков, расположенных в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами;
- согласно представленной проектной документации тип жилого дома по уровню комфортности определен как "Престижный", для которого минимальный уровень обеспеченности общей площадью составляет 40 кв. м на 1 человека. Однако исходя из требований таблицы 1 местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденных решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 30.11.2017 N 273, и положений Единой методики классификации жилых объектов по потребительскому классу (Стерник Г.М., Стерник С.Г. 2012 г.) планируемый к строительству многоквартирный жилой дом имеет признаки класса качества массового жилья "Комфорт - класса", для которого расчетный показатель минимальной обеспеченности общей площадью жилого помещения в многоквартирных жилых домах следует принимать 30 кв. м на 1 человека.
Общество, указывая, что отказ администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, оспорило его в судебном порядке.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия), принятых органами, осуществляющими публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений (пункт 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса). Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на межселенных территориях, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (пункт 5 части 2 статьи 8 данного кодекса).
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом (часть 1 статьи 51).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51).
Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 данного кодекса).
В силу статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды предыдущих инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения администрации от 23.03.2022 N 101-6-147/22 об отказе в выдаче обществу разрешения на строительство. Судебные инстанции руководствовались полученным в ходе рассмотрения дела экспертным заключением ООО "Глобал Эксперт" от 10.04.2023. По мнению судов, приведенные в оспариваемом решении администрации основания не могли полечь отказ в выдаче застройщику разрешения на строительство. В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суды возложили на уполномоченный орган обязанность повторно рассмотреть заявление общества о выдаче разрешения на строительство и приложенных к нему документов на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации с принятием соответствующего решения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Кодекса).
Возложение судом на администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление общества и принять по нему мотивированное решение в соответствии с действующим законодательством является способом устранения нарушения и восстановления прав заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу N 310-КГ17-15291 сформулирована правовая позиция, согласно которой при выдаче разрешения на строительство следует установить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, определенными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Основанием для отказа в выдаче разрешения является, в частности, несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса). В силу приведенной нормы при повторном рассмотрении вопроса о допустимости размещения объекта на земельном участке уполномоченный орган должен учесть все возможные ограничения.
Ссылка администрации на необоснованное отнесение судебных расходов по оплате судебной экспертизы на орган местного самоуправления не принимается во внимание на основании статьи 110 Кодекса, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных (муниципальных) органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебные акты приняты не в их пользу.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам коллегия не усматривает. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А32-29209/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для отказа в выдаче разрешения является, в частности, несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса). В силу приведенной нормы при повторном рассмотрении вопроса о допустимости размещения объекта на земельном участке уполномоченный орган должен учесть все возможные ограничения.
Ссылка администрации на необоснованное отнесение судебных расходов по оплате судебной экспертизы на орган местного самоуправления не принимается во внимание на основании статьи 110 Кодекса, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных (муниципальных) органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебные акты приняты не в их пользу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2024 г. N Ф08-3540/24 по делу N А32-29209/2022