г. Краснодар |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А63-8208/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании, от заявителя - акционерное общество "Григорополисское" (ИНН 2615017147 ОГРН 1222600012821) - Быковой В.Н. (доверенность от 23.01.2024), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265 ОГРН 1052600255993), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 по делу N А63-8208/2023, установил следующее.
Акционерное общество "Григорополисское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявки на переоформление лицензии на право пользования участками недр местного значения на территории Ставропольского края (далее - бездействие по переоформлению лицензии), обязании рассмотреть в установленном законом порядке заявку от 13.01.2023 N 4 о переоформлении лицензии от 22.02.2007 СТВ N 00055 ТЭ сроком действия до 01.03.2027 для добычи песчано-гравийной смеси на Керамикском месторождении.
Решением суда от 09.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2024, требования удовлетворены. Бездействие по переоформлению лицензии признано незаконным вследствие наличия у него права на ее переоформление.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось министерство, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и вынести новый судебный акт. Ссылается на различия в регулировании порядка переоформления лицензии на право пользования участниками недр местного значения и федерального значения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 11 час. 30 мин. 23.05.2024 до 11 час. 30 мин. 30.05.2024.
В судебном заседании представитель общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что правопредшественнику общества сельскохозяйственному племколхозу "Россия" (далее - племколхоз) выдана лицензия от 22.02.2007 СТВ N 00055 ТЭ сроком действия до 01.03.2027 для добычи песчано-гравийной смеси на Керамикском месторождении (входит в Перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории Ставропольского края, утвержденного Приказом Министерства от 15.06.2020 N 244). В соответствии с Порядком переоформления лицензий на право пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19.08.2009 N 210-п (далее - Постановление N 210-п) общество подало в министерство заявку на переоформление лицензии на право пользования участками недр местного значения на территории Ставропольского края от 13.01.2023 N 4. Письмом от 07.02.2023 N 08/02-1107 министерство уведомило общество о невозможности переоформления лицензии в связи с тем, что заявка на внесение изменений в лицензию СТВ N 00055 ТЭ племколхоза от его правопреемника сельскохозяйственного производственного кооператива "Григорополисскй" (далее - СПК) не поступала и племколхоз как юридическое лицо ликвидирован. Общество обжаловало бездействие в переоформлении лицензии от правопредшественника обжаловало в арбитражный суд.
Основания для прекращения права пользования недрами указаны в статье 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в силу статей 1.2, 17.1 Закона права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в случаях реорганизации юридических лиц, порядок переоформления лицензий на пользование недрами в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" (далее - Постановление N 353), части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в 2022 и 2023 годах в отношении лицензирования видов деятельности и иных разрешений, предусмотренных Постановлением N 353, в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования переоформление разрешения, внесение изменений в реестр разрешений на основании заявления лица, которому было предоставлено разрешение, не требуется. При наличии в органе государственной власти, предоставившем разрешение, информации об изменении наименования, реорганизации юридического лица орган государственной власти вправе самостоятельно внести соответствующие изменения в реестр разрешений без заявления лица, которому было предоставлено разрешение, с последующим направлением такому лицу уведомления о внесении изменений в реестр разрешений.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что министерство располагало информацией об изменении наименования недропользователя племколхоза и его преобразования из СПК в общество. Невнеесние изменений в реестр разрешений об изменении наименования недропользователя племколхоза на СПК не влечет отказ в переоформлении лицензии в связи с реорганизацией пользователя недр в форме преобразования.
В силу пункта 2 части 6 статьи 12.1 Закона о недрах внесение изменений в лицензии на пользование участком недр местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частью 7 статьи 12.1 Закона о недрах предусмотрено, что принятие решения о внесении изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении лицензии на пользование участком недр местного значения - уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 5 статьи 12.1 Закона о недрах, осуществляется по инициативе пользователя недр либо органов, указанных в части шестой статьи 12.1 Закона о недрах (часть 8 статьи 12.1 Закона о недрах).
Пунктами 1, 4, 5 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации под реорганизацией юридического лица понимается в том числе и его преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. По общему правлу, при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, выводы суда об отсутствии у общества правовой обязанности переоформить лицензию его правопредшественника по иным, помимо изложенных им в своей заявке в министерстве, основаны на правильном применении норм права.
Из заявки также следует, что общество при ее направлении министерству приложило все регистрационные и учредительные документы о своем правопреемстве от предыдущего недропользователя (л.д. 12 - 44 т.1).
Таким образом, бездействие министерства при рассмотрении заявки общества на переоформление лицензии является незаконным, противоречит Закону о недрах.
Установленный Постановлениями N 210-П и N 99-П порядок переоформления лицензии на недропользование местными полезными ископаемыми федеральному законодательству о недрах и о лицензировании не противоречит, изменяющие или дополняющие его особенности применительно к рассматриваемому по делу случаю не устанавливает.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы не основаны на нормах права.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 по делу N А63-8208/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 7 статьи 12.1 Закона о недрах предусмотрено, что принятие решения о внесении изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении лицензии на пользование участком недр местного значения - уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 5 статьи 12.1 Закона о недрах, осуществляется по инициативе пользователя недр либо органов, указанных в части шестой статьи 12.1 Закона о недрах (часть 8 статьи 12.1 Закона о недрах).
Пунктами 1, 4, 5 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации под реорганизацией юридического лица понимается в том числе и его преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. По общему правлу, при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, выводы суда об отсутствии у общества правовой обязанности переоформить лицензию его правопредшественника по иным, помимо изложенных им в своей заявке в министерстве, основаны на правильном применении норм права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2024 г. N Ф08-3893/24 по делу N А63-8208/2023