г. Краснодар |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А32-44796/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц - Краснодарской таможни - Першина И.В. (доверенность от 13.06.2023), Южной оперативной таможни - Першина И.В. (доверенность от 18.01.2024), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Строительная Компания Брянцева" (ИНН 2311253216 ОГРН 1182375009761), извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 03241 1, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационные жалобы Краснодарской таможни и Южной оперативной таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по делу N А32-44796/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Строительная Компания Брянцева" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления от 19.10.2021 N 10309000-3074/2021 Краснодарской таможни (далее - таможня) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 20 тыс. рублей штрафа, решения Южной оперативной таможни (далее - оперативная таможня) от 17.11.2021 N 10314000/290п/335Б по протесту Краснодарской транспортной прокуратуры на постановление таможни.
Решением суда от 06.12.2023, оставленным без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 02.02.2024, требования удовлетворены по мотиву нарушения срока давности привлечения общества к ответственности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационными жалобами обратились таможня и оперативная таможня, просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Ссылаются на длящийся характер совершенного обществом деяния и исчисление срока давности с момента его выявления таможенным органом.
В судебном заседании представитель таможни и оперативной таможни поддержал доводы жалоб.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя таможни и оперативной таможни, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что общество 25.05.2021 на сайте Федеральной таможенной службы России зарегистрировало статистическую форму учета перемещения товаров N 10309000/250521/С688706 (системный номер ED20210525123456578) на ввезенные им по договору поставки от 23.07.2018 N 1, товарной накладной от 20.02.2019 N 1 и универсальному передаточному документу (счету-фактуре) от 12.09.2019 N 6 товары, отгруженные ему в Республике Казахстан (050016, Республика Казахстан, Алматы пр. Суюнбая 89Д) 12.09.2019. Таможня сочла нарушенным срок представления статистической формы, 07.10.2021 составила протокол об административном правонарушении N 10309000-3074/2021 и 19.10.2021 постановлением N 10309000-3074/2021 взыскала с общества 20 тыс. рублей штрафа по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса. По протесту Краснодарского транспортного прокурора оперативная таможня вынесла решение от 17.11.2021 N 10314000/290п/335Б об оставлении постановления таможни без изменения кроме указанного в нем юридического адреса. Общество обжаловало постановление таможни и решение оперативной таможни в арбитражный су.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно счел пропущенным таможней срок давности привлечения к ответственности, исчислив его с момента окончания установленного законом срока направления таможенному органу статистической отчетности, а не со дня выявления этого факта таможней.
Исходя из частей 1, 2 статьи 276, пункта 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) российское лицо, заключившее сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности. Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ).
С 24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Постановление N N 891), определяющее аналогичную обязанность по представлению статистической формы учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли государств - членов ЕАЭС в таможенный орган.
Исходя из пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), установленными Постановлением N 891, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, представлять в таможенный орган статистическую форму, содержащую достоверные сведении, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся (пункт 5 Правил). СФ представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил). Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (пункт 6 Правил). Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях пункт 16 Правил).
Исчисление срока при несвоевременном представлении формы исчисляется в соответствии с частью 6 статьи 4 Таможенного кодекса ЕАЭС. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Часть 8 статьи 4 Таможенного кодекса ЕАЭС в случае, если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимает дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Материалами дела подтверждается представление обществом в таможню в электронном виде 25.05.2021 статистической формы перемещения товаров за сентябрь 2019 года N 10309000/250521/С688706 (системный номер ED20210525123456578) с нарушением установленного срока.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 Кодекса правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров не представлена. Невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что правонарушение не является длящимся.
Предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров в рассматриваемом деле являлось 14.10.2019 (10-ый рабочий день, следующий за отчетным месяцем), вследствие чего с 15.10.2019 срок являлся пропущенным, в этот день правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 15.10.2019 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, поэтому привлечение общества к ответственности 19.10.2021 незаконно. В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В силу статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности, следовательно, и о вине лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы не основаны на нормах права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по делу N А32-44796/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 Кодекса правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров не представлена. Невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что правонарушение не является длящимся."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2024 г. N Ф08-3543/24 по делу N А32-44796/2022