г. Краснодар |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А53-23141/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 9701103804 ОГРН 1187746333510) - Мямлина Г.В. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (ИНН 6167080043 ОГРН 1056167010008), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации г. Новочеркасска Ростовской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Новочеркасска Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А53-23141/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление) от 19.06.2023 N 23-84/4430. К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Новочеркасска Ростовской области (далее - администрация).
Решением суда от 12.02.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции требование удовлетворено по мотивам неисполнимости предписания и попытки преодолеть вступивший в законную силу судебный акт, возлагающий выполнить требуемые управлением обязанности, на администрацию.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилась администрация, просит отменить постановление апелляционной инстанции принять новый судебный акт (с учетом уточнений). Ссылается на наличие у общества правовой обязанности по выполнению предписания управления.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, в удовлетворении требования общества отказать.
В отзыве на жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Заявило также ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе, мотивируя его тем, что администрация решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловала. Администрация направила возражения на ходатайство, ссылается на наличие права на кассационное обжалование состоявшихся по делу судебных актов. Ходатайство подлежит отклонению как не основанное на нормах процессуального права. Законом не установлены препятствия обжалования в кассационном порядке участвующими в деле лицами судебных актов первой и апелляционной инстанций в случае, если судебный акт суда первой инстанции подвергался проверке в апелляционном судопроизводстве.
В судебном заседании представитель общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации от 08.09.2022 N 1402 обществу присвоен статус гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Город Новочеркасск". Актом приёмки в эксплуатацию государственной приёмочной комиссией законченного строительством напорного водовода от 28.11.1975 принят в эксплуатацию технический водовод диаметром 1020 мм, протяжённостью 12,5 км на Новочеркасском заводе синтетических продуктов от насосной I подъёма до насосной II подъёма.
Седьмого декабря 2021 года между ООО "Аквадонснаб" и обществом заключён договор аренды N 27, по которому обществу в аренду передан водовод диаметром 1000 мм (Ростовская область г. Новочеркасск от перемычки Мишкинской балки до ВОС N 1 (далее приводятся только улицы и дома без указания г. Новочеркасска Ростовской области). По договору купли-продажи имущества от 30.12.2022 NБЭ54/22 общество приобрело в собственность у ООО "Билдинг Эстейт" водовод на территории ВОС-1 подъём, Багаевское шоссе, 12. Муниципальное образование "Город Новочеркасск" в лице администрации и общество 24.12.2021 заключили заключено концессионное соглашение N 1, по которому последнее обязалось я выполнить мероприятия по проектированию, созданию, реконструкции, ввода созданного и реконструированного объекта соглашения в эксплуатацию, использовать его в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В составе передаваемого имущества обществу передан в пользование водовод 2007 года постройки диаметром 1000 м. от перемычки Мишкинской балки до ВОС N 1 (л.д. 138 - 154 т. 1). Таким образом, общество является пользователем водовода диаметром 1000 мм от перемычки Мишкинской балки до ВОС N 1, от насосной станции 1-го подъёма до насосной станции II-го подъёма, протяжённостью 13407 м (литер В1) (территория ВОС-1 подъём, Багаевское шоссе, 12). Постановлениями администрации от 24.11.2014 N 2567 утверждена схема водоснабжения и водоотведения г. Новочеркасска на перспективу до 2023 года и от 04.02.2022 N 90 утверждена актуализированная схема на 2022 год до 2028 года.
Исходя из графической схемы водоснабжения г. Новочеркасска названные водоводы, переданные обществу, являются частью системы водоснабжения города. Решением Исполнительного комитета Новочеркасского городского Совета депутатов трудящихся Ростовской области от 10.08.2005 N 284 городскому управлению коммунального хозяйства в бессрочное пользование предоставлен земельный участок, площадью 31 га, расположенный по Ростовскому выезду, под размещение кладбища, 31.01.2007 согласованы границы данного земельного участка и ему присвоен кадастровый номер 61:55:011037 (площадь 219 тыс. кв.м.). Постановлением администрации от 02.12.2016 N 2104 земельному участку присвоен кадастровый номер 61:55:0000000:21382, адрес Октябрьский р-н район пос. Донского, категория земель земли населённых пунктов, вид разрешённого использования "для размещения кладбища". Постановлением администрации от 23.01.2017 N 57 кадастровый номер земельного участка изменён с 61:55:0000000:21382 на 61:28:0000000:21382, площадь - на 270 007 кв.м, адрес - Ростовский выезд, 50, вид разрешённого пользования "для эксплуатации городского кладбища". В 2018 году поставлен на кадастровый учёт земельный участок площадью 92 500 +/- 106 кв. м, кадастровый номер 61:28:0000000:23014 по адресу Багаевское шоссе, вид разрешённого пользования "для размещения кладбищ" (л.д. 109 - 124 т. 2). Таким образом, с 2018 года в ЕГРН внесена запись в отношении двух земельных участков с видом разрешённого использования "для размещения кладбищ" по адресам в г. Новочеркасске Багаевское шоссе и Ростовский выезд, 50.
В письме от 07.06.2023 N 1088 общество сообщило управлению о том, что водовод диаметром 1000 м, расположенный на Багаевском шоссе, 12, проходит через земельный участок с кадастровым номером 61:55:0000000:161 по Багаевскому шоссе, используемом под размещение кладбища, а водовод диаметром 700 м от насосной станции II подъёма ст. Мишкинская пролегает вдоль границ земельного участка с кадастровым номером 61:55:0000000:161 по Ростовскому выезду, 50, также используемом под размещение кладбища. Ссылаясь на это письмо и сведения о порыве на водоводе речной воды, управление выдало обществу предписание от 19.06.2023 N 23-84/4430 о принятии мер:
- по выносу водоводов с территории кладбищ по Багаевскому шоссе, 12 и Ростовскому выезду, 50;
- разработке (корректировке) плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с обязательными требованиями с учетом мероприятий по выносу водоводов;
- представлении информацию об организации и выполнении мероприятий по реализации предписания до 28.07.2023.
Общество обжаловало предписание управления в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование, суд проанализировал содержание предписания управления, вменившего обществу нарушение пунктов: - 3.4.2. СанПиНа 2.1.4.1110-02 (запрещена прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий); - 64 СанПиНа 2.1.3684-2 (по территории кладбищ не допускается прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, не предназначенных для водоснабжения зданий, сооружений кладбища и объектов похоронного назначения); - пункта 106 СанПиНа 2.1.3684-21 (запрещено нахождение источников загрязнения почвы и грунтовых вод в месте пролегания водоводов в пределах 10 метров от водовода по обе его стороны и не менее 20 метров при диаметре водоводов более 1000 миллиметров).
Суд установил, что общество не прокладывало водовод по территории кладбища, он был проложен в 1975 году, кладбище организовано администрацией в 2018 году. Общество приобрело водовод в декабре 2022 года с уже имеющимся кладбищем. Пункт 64 СанПиНа 2.1.3684-21 определяет санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений (раздел II. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений СанПиНа 2.1.3684-21). Источник загрязнения почвы и грунтовых вод в месте пролегания водовода обществу не принадлежит, как и не принадлежит земельный участок, на котором расположен этот источник (кладбище). Из схемы взаиморасположения кладбищ и спорных водоводов следует, что только водовод диаметром 1000 мм от ВОС I подъёма до ВОС II подъёма расположен рядом с земельным участком, используемым под кладбище. В отношении второго водовода расположение кладбища на схеме не отражено. Суд отметил, что предписание управления не позволяет установить, вынос какого водовода с территории кладбища по Ростовскому выезду, 50, следует произвести обществу в целях исполнения предписания. Наличие у общества права собственности на спорный водовод при установленных судом фактических обстоятельствах само по себе не обязывает общество построить новый водовод взамен предыдущего. Предложенный управлением способ устранения нарушения состоит в "выносе водовода", что фактически предусматривает строительство нового водовода.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как правильно указал суд, администрация, являясь органом местного самоуправления и осуществляя властные полномочия в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", обязана организовать оказание ритуальных услуг и содержать места захоронения. По этой причине решением Новочеркасского городского суда от 16.06.2018 по делу N 2а-2621/2018 признано незаконным бездействие администрации по непринятию мер по приведению кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 61:28:0010901:3 (кадастровый номер 61:28:0000000:23014) площадью 219 тыс. кв.м по Багаевскому шоссе, 11, в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством и законодательства о погребении и похоронном деле. На администрацию судебным актом также возложена обязанность разработать и утвердить проект устройства кладбища на земельном участке с кадастровым номером 61:28:0010901:3 (кадастровый номер 61:28:0000000:23014) площадью 219 тыс. кв.м по Багаевскому шоссе, 11 и выполнить мероприятия, предусмотренные проектом; а также разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного на этом земельном участке; передать земельный участок под кладбищемв постоянное пользование муниципальному казённому учреждению "Специализированная служба по вопросам похоронного дела в городе Новочеркасске". Доказательства принятия администрацией мер по разработке проекта устройства кладбища и его утверждения, а также исполнения названного судебного акта суда общей юрисдикции, в материалы дела не представлены.
Кроме того, утверждение генерального плана городского округа, утверждение схемы водоснабжения и водоотведения города, разработка и утверждение проекта зон санитарной охраны является взаимосвязанным процессом и относится к полномочиям органа местного самоуправления в лице администрации. На эти же обязанности администрации указывает и решение Новочеркасского городского суда от 28.10.2020 по делу N 2- 2771/2020 по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области к администрации, МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска, которым на ответчиков возложена обязанность: разработать проекты зон санитарной охраны эксплуатируемых источников водоснабжения в соответствии с установленными требованиями; оборудовать зоны санитарной охраны эксплуатируемых источников водоснабжения в соответствии с установленными требованиями. Решение Новочеркасского городского суда от 28.10.2020 по делу N 2-2771/2020 оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15.02.2022. Доказательства исполнения решения Новочеркасского городского суда от 28.10.2020 по делу N2-2771/2020 в материалах дела не имеется.
Кроме того, выполнение перечисленных в предписании управления целого ряда мероприятий не только находится вне пределов контроля общества, так и требует значительных временных затрат, явно выходящих за пределы установленных законодательством о водоснабжении и санитарном благополучии населения сроков. Следовательно, выводы суда о неисполнимости предписания управления основаны на правильном применении норм права к фактическим обстоятельствам дела, но и содержанию предписания. Обоснованным является и вывод суда о попытке выдачей предписания преодолеть вступившие в законную силу судебные акты суда общей юрисдикции, возлагающие, по сути, выполнять требуемые управлением от общества действия, муниципальному округу в лице его администрации. С учетом изложенного выводы суда об отсутствии у управления правовых оснований для выдачи обжалуемого по делу предписания основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А53-23141/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительным предписание о выносе водоводов с территории кладбищ, установив, что водоводы были проложены до организации кладбища, и общество не несет ответственности за их расположение. Суд отметил, что предписание не учитывает правовые основания и фактические обстоятельства, а также пытается обойти ранее вступившие в силу судебные акты.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2024 г. N Ф08-4036/24 по делу N А53-23141/2023