Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав сообщение судьи-докладчика А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 49 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подготовку к рассмотрению в порядке статьи 47.1 названного Федерального конституционного закона дела о проверке конституционности подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа город Тверь Тверской области,
установил:
1. Администрация городского округа город Тверь Тверской области оспаривает конституционность подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Приведенное законоположение оспаривается заявителем во взаимосвязи со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащей перечень вопросов местного значения муниципального, городского округа.
Оспариваемые законоположения были применены судами в деле с участием заявителя (решение Центрального районного суда города Твери от 1 июля 2021 года с учетом дополнительного решения от 11 января 2022 года и определения об исправлении описок от 19 мая 2022 года; апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 30 марта 2022 года, определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2022 года, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2022 года).
По мнению заявителя, подпункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствует статьям 12, 19 (часть 1), 130 (часть 1), 132 и 133 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он в единстве с положениями статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет возлагать на органы местного самоуправления одного муниципального образования обязанность по организации на территории иного муниципального образования работ по строительству инженерно-технических коммуникаций - газовых, электрических, канализационных сетей, сетей питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктуры - с подведением их к границам земельных участков, предоставленных гражданам в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.
2. Жалоба администрации городского округа город Тверь Тверской области принята Конституционным Судом Российской Федерации 13 февраля 2024 года к рассмотрению в процедуре разрешения дел без проведения слушания. 7 марта 2024 года от заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации поступило надлежащим образом оформленное обращение об отзыве данной жалобы и прекращении производства по делу (заявление от 6 марта 2024 года).
Согласно статье 44 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем по делам, рассматриваемым без проведения слушания, - в течение месяца со дня принятия обращения к рассмотрению; в случае отзыва обращения с соблюдением указанных требований производство по делу прекращается.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 44, частью шестой статьи 71 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа город Тверь Тверской области.
2. Настоящее Определение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 557-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа город Тверь Тверской области"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-