г. Краснодар |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А63-6219/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Габравы Романа Нодариевича (ОГРНИП 318265100148561) - Симоняна А.В. (доверенность от 30.10.2023; участие обеспечено посредством сервиса "Онлайн-заседание"), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации городского округа город-курорт Ессентуки (ОГРН 1022601227516), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Габравы Романа Нодариевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А63-6219/2023, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Габрава Р.Н. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации городского округа город-курорт Ессентуки (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 15.02.2023 N 142 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером 26:30:010104:66 по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, Театральная площадь, а также расположенного на нем сооружения, для муниципальных нужд" (далее - постановление от 15.02.2023 N 142).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2023, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из того, что решение об изъятии спорного участка и расположенного на нем объекта принято для целей строительства объекта местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования (проектом планировки территории).
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что наличие проекта планировки территории не может служить предусмотренным законом основанием для изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Постановление от 15.02.2023 N 142 не содержит указания о том, для каких муниципальных нужд изымается находящийся в частной собственности земельный участок и объект на нем. Реконструкция и благоустройство площади и улицы не предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в качества оснований для изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Положения статей 56.3 и 56.6 Земельного кодекса не устанавливают новых оснований для изъятия земельных участков, а регламентируют исключительно порядок такого изъятия. Суды не приняли во внимание, что проект планировки территории не соответствует положениям статей 41, 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Расположение планируемого объекта на территории изымаемого участка невозможно в силу выявленных на нем геологических процессов, а также нахождения в границах округа горно-санитарной охраны курорта.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В заседании представитель предпринимателя на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 2259,5 кв. м (кадастровый номер 26:30:010104:66), расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, площадь Театральная; сооружение - стационарная сцена площадью 541,8 кв. м, кадастровый номер 26:30:000000:1882, находящееся по адресу: Ставропольский край, город Ессентуки, площадь Театральная.
В целях реконструкции и благоустройства Театральной площади и ул. Интернациональной в г. Ессентуки постановлением администрации от 31.08.2022 N 2000 назначены публичные слушания по проекту планировки территории (проект планировки территории и проект межевания территории) "Реконструкция и благоустройство Театральной площади и ул. Интернациональная".
Постановлением администрации от 21.09.2022 N 2143 утвержден проект планировки территории (проект планировки территории и проект межевания территории) "Реконструкция и благоустройство Театральной площади и ул. Интернациональная".
Проектная документация "Реконструкция и благоустройство Театральной площади и ул. Интернациональная (1-й этап Театральная площадь)" получила положительное заключение государственной экспертизы от 20.06.2023 N 26-1-1-2-034255-2023 (предмет экспертизы: проверка достоверности определения сметной стоимости).
Проектная документация "Реконструкция и благоустройство Театральной площади и ул. Интернациональная (2-й этап ул. Интернациональная)" получила положительное заключение государственной экспертизы от 20.06.2023 N 26-1-1-2-034202-2023 (предмет экспертизы: проверка достоверности определения сметной стоимости).
Положительное заключение государственной экспертизы "Реконструкция и благоустройство Театральной площади и ул. Интернациональная (1-й этап Театральная площадь)" N 26-1-1-3-009357-2023 утверждено также 28.02.2023 в целях оценки соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, оценки соответствия проектной документации установленным требованиям.
На основании утвержденного проекта планировки территории, рассмотрев письменное обращение управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки от 09.02.2023 N 21-603, информацию, предоставленную управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки от 08.02.2023 N 22-22/483, администрация приняла постановление от 15.02.2023 N 142, которым предусмотрено: изъятие для муниципальных нужд в порядке и форме, установленных действующим законодательством, земельного участка площадью 2259,5 кв. м (кадастровый номер 26:30:010104:66), расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, площадь Театральная, принадлежащего на праве собственности предпринимателю; изъятие для муниципальных нужд в порядке и форме, установленных действующим законодательством, сооружения площадью 541,8 кв. м (кадастровый номер 26:30:000000:1882), расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ессентуки, площадь Театральная, принадлежащего на праве собственности предпринимателю.
Судебные инстанции установили, что названное постановление размещено на официальном сайте администрации 20.02.2023; опубликовано в городской общественно-политической газете "Ессентукская Панорама" 22.02.2023 выпуск N 7 (1598); направлено предпринимателю письмом с уведомлением о вручении от 21.02.2023; направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Предприниматель, полагая, что постановление об изъятии не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Статья 49 Земельного кодекса к государственным или муниципальным нуждам относит, в том числе строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее, чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки (пункт 4 статьи 56.6 Земельного кодекса).
Пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса предусмотрено, что в течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости; направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Решение об утверждении документации по планировке территории принимает орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что изъятие земельного участка и объекта на нем произведено администрацией после утверждения проекта планировки территории, в границах которой расположен изымаемый земельный участок предпринимателя, и в целях реализации реконструкции Театральной площади и ул. Интернациональной; принимая во внимание, что процедура принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и доведения этого решения до сведения предпринимателя соблюдена; суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о соответствии нормам Земельного кодекса постановления от 15.02.2023 N 142.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса оснований для изъятия земельного участка, невозможности размещения объекта на участке, не могут быть приняты во внимание, учитывая утвержденный в установленном порядке проект планировки территории, требующий для его реализации изъятие земельного участка предпринимателя и расположенного на нем объекта. Утвержденный проект планировки территории предусматривает реконструкцию городской площади и улицы Интернациональной (состоящей из проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием), что соответствует местному объекту улично-дорожной сети (автомобильная дорога), названному в статье 49 Земельного кодекса. Реконструкция Театральной площади невозможна без одновременной реконструкции участка улицы Интернациональной (автодороги). С учетом состояния застройки территории, а также нахождения в непосредственной близости лечебно-курортного парка, утвержденный проект планировки определяет единственно возможный вариант реконструкции (размещения) объекта местного значения. При этом строительство подземной автостоянки не является самостоятельной целью планируемой реконструкции.
Аргументация предпринимателя о невозможности осуществления (реализации) мероприятий, предусмотренных проектом планировки, носит предположительный характер и документально не подтверждена. Нахождение реконструируемой территории в границах округа горно-санитарной охраны курорта учитывалось при подготовке положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (материалы электронного дела). Постановление от 21.09.2022 N 2143 об утверждении проекта планировки территории принято по материалам публичных слушаний, оснований, позволяющих признать его не соответствующим закону, заявитель не привел.
С учетом изложенного условия для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций относительно отсутствия оснований для признания недействительным оспариваемого постановления об изъятии подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить условием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на предпринимателя (статьи 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А63-6219/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о законности изъятия земельного участка и сооружения для муниципальных нужд, обоснованного проектом планировки территории. Суд установил, что все процедуры были соблюдены, и доводы о незаконности изъятия не подтвердились. Кассационная жалоба предпринимателя была отклонена, расходы по уплате государственной пошлины возложены на него.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2024 г. N Ф08-2241/24 по делу N А63-6219/2023