г. Краснодар |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А32-26370/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Калуцких Р.Г. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - садоводческого некоммерческого товарищества "Южный Берег" (ИНН 2311322861, ОГРН 1212300047960), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), надлежащим образомизвещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 по делу N А32-26370/2023, установил следующее.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Южный Берег" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление Росимущества) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по вопросу предоставления товариществу земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0134001:927, 23:43:0134001:940, 23:43:0134001:925, 23:43:0134001:942, 23:43:0134001:923, 23:43:0134001:939, 23:43:0134001:938, 23:43:0134001:930, 23:43:0134001:944, 23:43:0134001:937, 23:43:0134001:926, 23:43:0134001:936, 23:43:0134001:922, 23:43:0134001:941, 23:43:0134001:924, относящихся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для садоводства (далее - земельные участки), о понуждении к заключению договоров безвозмездного пользования земельными участками с указанием на решение суда как основание для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для осуществления государственной регистрации права безвозмездного пользования товарищества на земельные участки без предоставления дополнительных документов (предмет иска изменен впорядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024, признано незаконным бездействие управления Росимущества, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления товарищества от 25.01.2023. Управление Росимущества присуждено к рассмотрению названного заявления товарищества и принятию по нему решения в двадцатидневный срок. Судебные акты мотивированы следующим. Управление Росимуществав в установленном порядке не рассмотрело заявление товарищества и не приняло по нему решение, допустив незаконное бездействие и нарушив права и законные интересы товарищества.
Управление Росимущества, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привело следующие основания проверки законности судебных актов. Управление Росимущества не допустило незаконное бездействие. В пределах установленного срока предоставления государственной услуги управление Росимущества ответило на заявление товарищества от 25.01.2023 N 23-2448-ГУ о предоставлении земельных участков на праве безвозмездного пользования без проведения торгов.
В письме от 03.02.2023 N 23-09/2161 управление Росимущества указало товариществу на отсутствие в заявлении желаемого срока предоставления земельных участков.
Кроме того, к своему заявлению товарищество не приложило реестр своих членов.
Суды не учли, что вступившим в законную силу приговором установлено нахождение земельных участков в границах Краснодарского лесничества и их относимость к категории земель лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что товарищество создано 17.08.2021. В Едином государственном реестре юридических лиц указан единственный основной вид его деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 68.32.1) и дополнительный - управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 68.32.2).
Товарищество обратилось в управление Росимущества с заявлением от 25.01.2023 (вх. 23-2448-ГУ) о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование без проведения торгов для целей садоводства. Письмом от 03.02.2023 N 23-09/2161 управление Росимущества указало на отсутствие в заявлении желаемого срока предоставления земельных участков, а также нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0134001:929, 23:43:0134001:935 в частной собственности и отсутствие зарегистрированных прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0134001:930, 23:43:0134001:937.
В ответном письме от 15.02.2023 (вх. N 23-54-13) товарищество указало на предполагаемый пятилетний срок безвозмездного пользования земельными участками, на установленную приговором суда относимость земельных участков к федеральной собственности и на неисполненную управлением Росимущества обязанность по обеспечению государственной регистрации этого права.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения товарищества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды обоснованно исходили из того, что для признания оспариваемого бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным арбитражному суду необходимо одновременно установить несоответствие такого бездействия нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса).
Предмет доказывания по таким делам, рассматриваемым арбитражными судами, не ограничен установлением только тех обстоятельств, которые являлись предметом рассмотрения соответствующего органа при принятии решения. Арбитражный суд вправе по своей инициативе выяснить дополнительные имеющие значение для дела обстоятельства, помимо прочего свидетельствующие о наличии (отсутствии) нарушения прав и интересов заявителя либо исключающие возможность удовлетворения требований о возложении на орган, наделенный публичными полномочиями, обязанности принять то или иное решение, совершить какое-либо действие. Такой подход не противоречит разъяснениям, приведенным в пунктах 15, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства для собственных нужд, а также определены особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства (статья 1). Граждане, желающие приобрести садовые земельные участки, могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества как вид товариществ собственников недвижимости (статья 4). Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для содействия гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества (статья 7).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование по соответствующему договору (подпункт 4 пункта 1 статьи 39.1). В частности земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет (подпункт 11 пункта 2 статьи 39.10). В этом случае договор безвозмездного пользования земельным участком должен предусматривать обязанность товарищества обеспечить подготовку в отношении этого участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования в соответствии с указанным проектом земельных участков.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления гражданина или юридического лица (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса).
Статьей 39.17 Земельного кодекса уполномоченному органу императивно предписано в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка возвратить его заявителю с указанием причин возврата, если заявление не соответствует требованиям к его содержанию, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены необходимые документы (пункт 3).
В отсутствие таких оснований уполномоченный орган в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка должен рассмотреть его, проверить наличие или отсутствие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса оснований и либо подготовить проект договора безвозмездного пользования земельным участком, подписать его и направить заявителю, либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из названных оснований и направить его заявителю с указанием всех оснований отказа (подпункты 1, 3 пункта 5).
Приказом Росимущества от 11.09.2020 N 261 утвержден административный регламент предоставления ряда государственных услуг, в том числе по предоставлению публичных земельных участков в безвозмездное пользование без проведения торгов, которым определены аналогичные возможные результаты предоставления такой услуги (пункт 2.5) и срок ее предоставления (пункт 2.6). Приостановление данной государственной услуги не осуществляется (пункт 2.17).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив приведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем. Управление Росимущества в нормативно установленные сроки не осуществило возврат заявления товарищества с указанием причин на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса, не подготовило проекты договоров безвозмездного пользования земельными участками и не направило их заявителю на основании подпункта 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, не приняло решение об отказе в предоставлении земельных участков с указанием причин и не направило его заявителю на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса. Письмо управления Росимущества от 03.02.2023 не соответствует ни одному из вышеназванных ожидаемых действий, не содержит результата предоставления государственной услуги. Допущенным незаконным бездействием управление Росимущества не только нарушило права и законные интересы товарищества, но и не обеспечило поддержание доверия к закону и действиям государства. Отмечаемые управлением Росимущества отсутствие реестра членов товарищества, наличие приговора Прикубанского районного суда города Краснодара и относимость земельных участков к категории земель лесного фонда не могли "оправдать" незаконное оспариваемого товариществом бездействие, а должны были послужить основанием для совершения одного из предусмотренных законодателем действий.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных посравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел варбитражномсуде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 по делу N А32-26370/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным бездействие органа, ответственного за предоставление земельных участков, выразившееся в нерассмотрении заявления о безвозмездном пользовании. Суд обязал орган в течение 20 дней принять решение по заявлению, установив, что права и законные интересы заявителя были нарушены. Кассационная жалоба органа не была удовлетворена, так как доводы не опровергли выводы нижестоящих судов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2024 г. N Ф08-4131/24 по делу N А32-26370/2023