Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Государственной инспекции
по экологии и природопользованию
Пермского края
от 25.03.2024 N 30-01-03-11
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2023 года
Региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Пермского края осуществляет Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (далее - Инспекция) на основании Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 16 апреля 2012 г. N 212-п, Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 октября 2021 г. N 820-п.
Доклад о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) является профилактическим мероприятием, предусмотренным программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), утверждается приказом начальника Инспекции.
Доклад о правоприменительной практике подготовлен в целях устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) являются:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пермского края в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 59 (статьи 1-4, приложения 2, 3), или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
соблюдение требований, содержащихся в следующих разрешительных документах в области охраны окружающей среды:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
разрешение на временные выбросы (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
разрешение на временные сбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется в отношении следующих объектов контроля:
деятельность (действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан), в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 29 октября 2021 г. N 820-п, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах контроля, а также должны соблюдаться изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом обязательные требования;
водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенные в пределах территории Пермского края и не относящиеся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, категории которым присвоены согласно критериям, установленным статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и иные объекты, указанные в пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ, не относящиеся к объектам федерального государственного экологического контроля (надзора).
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)". Реестр объектов, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому надзору, размещен на портале ПТО УНВООС (www.https:onv.fsrpn.ru ). Перечень объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), с присвоенными категориями риска размещен на портале Единый реестр видов контроля (далее - ЕРВК) (https://ervk.gov.ru/public/slug/520310) и на официальном сайте Инспекции в сети Интернет (https://giep.permkrai.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/reestrkategorirovannykh-obektov-regionalnogo-gosudarstvennogo-ekologicheskogokontrolya-nadzora).
Инспекция осуществляет учет объектов контроля (надзора) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в федеральной государственной информационной системе "Программно-техническое обеспечение по учету объектов негативного воздействия на окружающую среду" (ФГИС ПТО УНВООС). На конец 2023 года на учете в Инспекции состояло 3200 объектов негативного воздействия, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
Региональный государственный экологический надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением начальника (заместителя начальника) Инспекции на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, установленными постановлением Правительства Пермского края от 29 октября 2021 г. N 820-п.
Категория риска объектам контроля (надзора) присваивается не позднее, чем через 5 рабочих дней с момента наступления основания для присвоения категории риска.
Инспекция ведёт перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска, которые размещает на официальном сайте Инспекции в сети Интернет, а также вносит решения в государственный реестр объектов негативного воздействия (ПТО УНВООС).
На конец 2023 года категории риска присвоены для 2787 объектов регионального государственного экологического контроля (надзора). Категории риска объекты негативного воздействия (далее ОНВОС) распределяются:
ОНВОС высокого риска - 4;
ОНВОС значительного риска - 35;
ОНВОС среднего риска - 301;
ОНВОС умеренного риска - 1379;
ОНВОС низкого риска - 1068.
В 2023 году региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществлялся Инспекцией в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также с учетом ограничений по проведению контрольных надзорных мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами и проведением административных расследований, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Основные результаты регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2023 год в сравнении с 2022 годом приведены в таблице.
N |
Проводимые мероприятия |
2022 г. |
2023 г. |
1 |
Плановые проверки |
0 |
0 |
2 |
Внеплановые проверки |
24 |
14 |
3 |
Выявлено нарушений природоохранного законодательства |
439 |
709 |
4 |
Выдано предписаний и представлений |
76 |
161 |
5 |
Выдано предостережений |
151 |
643 |
6 |
Вынесено постановлений |
438 |
885 |
7 |
Проведено совместных контрольно-надзорных мероприятий с прокуратурой |
44 |
22 |
8 |
Наложено административных штрафов, млн. руб. |
4,38 |
5,25 |
9 |
Поступило денежных средств по штрафам, млн. руб. |
8,38 |
4,25 |
10 |
Проведено плановых рейдовых осмотров (осмотров и выездных обследований) |
80 |
88 |
Результаты рассмотрения административных дел с разбивкой по статьям
Статьи КоАП РФ |
2023 год |
|
Количество дел |
Сумма штрафа (рублей) |
|
8.1 |
6 |
10000 |
ч. 1 ст. 8.2 |
721 |
4153500 |
ч. 3.1 ст. 8.2 |
3 |
15000 |
ч. 3.3 ст. 8.2 |
1 |
40000 |
ч. 9 ст. 8.2 |
16 |
20000 |
ч. 10 ст. 8.2 |
10 |
0 |
ч. 4 ст. 8.13 |
3 |
390000 |
ч. 1 ст. 8.14 |
1 |
80000 |
8.12.1 |
1 |
3000 |
ч. 1 ст. 8.42 |
5 |
109000 |
7.6 |
1 |
0 |
8.46 |
102 |
60000 |
ч. 38 ст. 19.5 |
14 |
340000 |
В 2023 году должностными лицами Инспекции при вынесении административного наказания применялась статья 4.1.1. КоАП РФ. Так в 58% случаях штрафные санкции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (их должностных лиц) были заменены на "предупреждение" (418 постановлений из 724 постановлений).
Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
Основные нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды
К нарушениям обязательных требований в области охраны окружающей среды относятся нарушения, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
ст 8.1 КоАП РФ "несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов";
ст 8.5 КоАП РФ "сокрытие или искажение экологической информации";
ст 8.41 КоАП РФ "невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду";
ст 8.46 КоАП РФ "невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений".
В 2023 году с учетом ограничений в проведении контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами по указанным статьям за нарушение обязательных требований в области охраны окружающей среды юридические лица и индивидуальные предприниматели не привлекались.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами были выявлены признаки нарушений природопользователями следующих обязательных требований:
нарушение сроков предоставления отчетности в области охраны окружающей среды (отчетов о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах II и III категории объектов негативного воздействия и деклараций по плате на НВОС) (ст. 67 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
отсутствие деклараций о воздействии на окружающую среду для объектов II категории НВОС (ст. 31.2 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
отсутствие плана мероприятий по охране окружающей среды, для предприятий, которые превышают нормативы предельно-допустимых (выбросов и сбросов) (ст. 67.1 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
эксплуатация объектов без постановки на государственный учет объектов негативного воздействия (ст. 69.2 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
отсутствие Плана снижения сбросов абонентов, допустивших превышение нормативов состава сточных вод, в систему СЦВ (ст. 30.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Было выявлено порядка 700 нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды. По указанным нарушениям природопользователям объявлены предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды.
В 2023 году по материалам проведенных прокуратурами Пермского края проверок выявлено и привлечено к административной ответственности значительное количество юридических лиц по ст. 8.46 КоАП РФ, за нарушение сроков постановки на государственный учет и актуализации заявки по постановке на государственный учет ОНВОС.
Основные нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха
К нарушениям обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха относятся нарушения, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
ст. 8.1 КоАП РФ "несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов";
ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ "нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса".
Нарушения Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. N 498, выявляются при проведении контрольных надзорных мероприятиях с взаимодействием (внеплановых выездных проверках).
В 2023 году при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами были выявлены более 100 фактов, содержащие признаки нарушений природопользователями следующих обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха:
отсутствие и не проведение мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) (ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха");
отсутствие инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха");
превышение установленных нормативов предельно-допустимых выбросов (ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды).
Основные нарушения обязательных требований в области обращения с отходами
Среди типовых нарушений в области обращения с отходами в 2023 году являются нарушения, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса";
ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ "неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов";
ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ "неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления".
В 2023 году нарушения в области обращения с отходами составили 83% от общего количества выявленных нарушений.
Распространёнными видами нарушений в области обращения с отходами являются:
нарушение требований при организации мест накопления отходов потребления, таких как отходы лесопиления, строительные отходы и покрышки (ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
сжигание таких отходов открытым способом без специальных установок (ст. 18 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха");
не заключение договора с региональным оператором в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Значительный рост выявленных нарушений связан с работой органов полиции по выявлению нарушений при осуществлении деятельности по обращению с отходами индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С 2023 года формируется административная практика по привлечению к административной ответственности за сброс отходов в неустановленных местах с автотранспортных средств. Правовым основанием для привлечения к административной ответственности за данное нарушение являются материалы фото и видеофиксации фактов.
Данные нарушения образуют состав правонарушений, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:
ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ "загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи";
ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ "действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин".
В 2023 году рассмотрено 4 протокола полиции по указанным статьям, вынесены постановления о привлечении собственников автотранспортных средств к административной ответственности.
Основные нарушения обязательных требований в области охраны и использования водных объектов
К нарушениям обязательных требований в области охраны и использовании водных объектов относятся нарушения, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
ст. 7.6 КоАП РФ "самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий";
ст. 8.12.1 КоАП РФ "несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе";
ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ "нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ";
ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ "нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты";
ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ "использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности".
В 2023 году с учетом ограничений в проведении контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами по указанным статьям за нарушение обязательных требований в области охраны и использовании водных объектов юридические лица и индивидуальные предприниматели не привлекались.
При проведении контрольных надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами выявлено более 50 фактов, имеющих признаки нарушений природопользователями обязательных требований.
Распространёнными нарушениями в охраны и использования водных объектов являются:
нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации);
не предоставление или несвоевременное предоставление водопользователями в отдел водных ресурсов по Пермскому краю Камского БВУ Федерального агентства водных ресурсов ежеквартальных отчетов по формам 3.1, 3.2, 3.3 (сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества) (ст. 11, 21 Водного кодекса Российской Федерации);
ограничение доступа к водному объекту (ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации);
нарушение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Судебная и досудебная практика
В 2023 году лицами, привлеченными к административной ответственности, было обжаловано 33 постановления по делам об административных правонарушениях (3,7% от числа вынесенных).
В досудебном порядке обжаловано 12 постановлений о привлечении к административной ответственности, из которых: 6 постановлений оставлены без изменения; по 3 постановлениям штрафы заменены на предупреждение; 2 постановления отменены, дела направлены на новое рассмотрение; 1 постановление отменено, производство по делу прекращено.
В судебном порядке обжаловано 21 постановление о назначении административного наказания, из которых судом оставлены без изменений 17 постановлений (80,9% обжалуемых постановлений).
На основании решений судов возвращено на новое рассмотрение в Инспекцию в связи с процессуальными нарушениями 2 постановления, отменено и прекращено производство по делу по 2 постановлениям.
По результатам рассмотрения судебной практики обращается внимание на следующие правовые позиции судебных инстанций.
К административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты было привлечено юридическое лицо, в отношении которого было открыто конкурсное производство.
Судом было установлено, открытое конкурсное производство не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исходя из ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Кроме того, законодательство о банкротстве юридических лиц не предусматривает возможность при открытии конкурсного производства в отношении юридического лица освобождение его от административной ответственности.
Анализ правоприменительной практики по оспариванию предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства, взысканию штрафов
Остается актуальным контроль исполнения выданных предписаний, представлений и контроль своевременности оплаты наложенных штрафов.
Так, в 2023 году по материалам оценки исполнения предписаний, выданных ранее, специалистами Инспекции было вынесено 14 постановлений по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ "невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства", общая сумма назначенных штрафных санкций по данным нарушениям составила 340 тыс. рублей.
В 2023 году через систему досудебного обжалования (ДО) в адрес Инспекции по основанию "перенос сроков исполнения" по 6 предписаниям Инспекции поступило 10 жалоб (с учетом повторно и ошибочно поданных). По 6 жалобам были приняты положительные решения по удовлетворению ходатайств в полном объеме.
За непредставление информации о результатах рассмотрения представлений составлено и направлено в суды 14 протоколов по ст. 19.7 КоАП РФ "непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности", за нарушение сроков по оплате штрафных санкций составлено 105 протоколов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения протоколов судами наложены штрафные санкции на сумму 1,604 млн. рублей.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 25 марта 2024 г. N 36-01-03-11 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.