г. Краснодар |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А63-15602/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием системы веб-конференции, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (ИНН 2634812831, ОГРН 1142651005749) - Федотова И.В. (доверенность от 10.01.2023), от ответчика - акционерного общества "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) - Перисыпкиной Е.Н. (доверенность от 18.01.2024 N 17/2024), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экострой" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А63-15602/2022, установил следующее.
ООО "Экострой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Почта России" (далее - почта) о взыскании 1 107 797 рублей 88 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по договорам N Б/00253/20 и N Б/00189/20 с 01.01.2021 по 31.12.2021 (уточненные требования).
Решением от 02.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2024, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что суды не учли все виды деятельности ответчика, в том числе осуществление розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами через магазины, оборудованные в помещениях почтовых отделений.
В отзыве на жалобу почта указала на законность и обоснованность решения и постановления и отклонила ее доводы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Представитель почты возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании соглашения от 13.04.2018 N 2-34 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами" общество с 01.07.2018 приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края.
Общество 08.12.2020 и 11.01.2021 направило почте подписанные с его стороны проекты договоров от 11.01.2021 N Б/00253/20 и от 08.12.2020 N Б/00189/20 (далее - договоры) с условием расчета объема ТКО по нормативу для организаций торговли - "супермаркеты (универмаги)".
Пунктом 1 договоров предусмотрено, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 договоров объемы ТКО, места накопления, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза, информация о размещении мест накопления и подъездных к ним путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к каждому договору.
В приложении 1 к договорам указаны тарифы и размеры оплаты по договору.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц, оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, который указан в приложении к договору (пункт 5 договоров).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 13 договоров потребитель обязан производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены договором.
Подписанный вариант договора либо мотивированный отказ от его подписания региональному оператору почта не направляла.
За оказание услуг по обращению с ТКО с 01.01.2021 по 31.12.2021 общество начислило почте 1 107 797 рублей 88 копеек задолженности, рассчитанную по нормативу потребления ТКО по объектам "супермаркет (универмаг)", поскольку на 44 объектах почты в Новоселицком районе и Благодарненском городском округе Ставропольского края осуществляется розничная реализация продовольственных и непродовольственных товаров через магазины, расположенные в отделениях связи.
29 июня 2022 года общество направило почте претензию N 5315 с требованием об оплате задолженности.
Почта, произведя перерасчет задолженности исходя из норматива накопления ТКО для отделений связи, произвела ее погашение в общей сумме 260 121 рубль 24 копейки, о чем свидетельствуют платежные поручения от 09.08.2022 N 18631 и от 10.08.2022 N 18769.
Ссылаясь на то, что задолженность в полном объеме почтой не погашена и меры досудебного порядка спора не привели к его разрешению, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 421, 422, 424, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 24.6, 24.7, 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статей 2 и 18 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, действовавшие в спорный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) Правил N 1156 предусмотрена обязанность потребителя заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети Интернет.
Под потребителем в Правилах N 1156 понимается собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ними (пункт 2).
Согласно пункту 8(18) Правил N 1156 до дня заключения письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, утвержденного постановлением Правительства N 1156, и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Как следует из материалов дела, спорные договоры относятся к числу публичных договоров, существенные условия которых определены законом (Закон N 89-ФЗ, Правила N 1156).
Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории; иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса, ничтожны.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов, то есть возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.
Таким образом, вопреки доводам общества, нижестоящие суды пришли к верному выводу о том, что при расчете стоимости услуг по вывозу ТКО подлежит применению норматив накопления ТКО, установленный для отделений почтовой связи. Направление обществом проектов договоров оказания услуг по обращению с ТКО с условием о применении более высокого норматива накопления ТКО, предусмотренного для другой категории объектов - "супермаркет, универмаг", не соответствует требованиям статьи 426 Гражданского кодекса и не может быть признано правомерным.
При этом суды правильно указали на то, что реализация почтой продовольственных и промышленных товаров не меняет категорию объекта и не может служить основанием для применения иного норматива накопления ТКО.
Доводы заявителя жалобы сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А63-15602/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, установив, что расчет произведен с применением норматива, соответствующего категории объектов. Суд подтвердил законность и обоснованность выводов нижестоящих инстанций о необходимости применения норматива для отделений почтовой связи, а не для супермаркетов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июня 2024 г. N Ф08-3241/24 по делу N А63-15602/2022