г. Краснодар |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А63-4509/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Манеловой Э.Е. (доверенность от 25.12.2023), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Прималкинский щебёночный завод", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прималкинский щебёночный завод" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А63-4509/2022, установил следующее.
ООО "Прималкинский щёбеночный завод" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) о признании недействительным предписания от 07.02.2022 N 06-15/11/14-В.
Решением от 25.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2024, суд отказал в удовлетворении требования. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание принято управлением в пределах его компетенции, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконных обязанностей на общество не возлагает.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требования. По мнению заявителя, суды не учли, что на момент проведения проверки общество не являлось ни собственником, ни правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:35:011501:59, в силу чего, контролирующий орган должен был вынести акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, поскольку отсутствует необходимый элемент состава административного правонарушения и прекратить производство по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - Кодекс). Вывод судебных инстанций о том, что общество было уведомлено о дате и времени составления акта проверки посредством направления 20.01.2022 копии решения о проведении проверки неправомерен. Акт по итогам проведения контрольного мероприятия не был составлен 25.01.2022 на месте проведения проверки, а составлен после проведения осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:35:011501:59. Управлением не представлены доказательства деградации и загрязнения земельного участка с кадастровым номером 26:35:011501:59 не проводились. Ссылка управления на наличие на участке признаков негативных процессов, влияющих на состояние земель сельскохозяйственного назначения и уровень плодородия почвы неправомерна.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Управление указало, что предписание выдано обществу в пределах предоставленных ему полномочий, так как в соответствии с пунктом 9.1.4 Положения о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 22.08.2022 N 1284 управление на закрепленной территории осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и виноградопригодных земель в пределах своей компетенции. В ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:35:011501:59, выявлено наличие на участке дробильно-сортировочных линий, установки для переработки песчано-гравийной смеси, тяжелой строительной техники, производящей работы, а также сооружений для её стоянки, обслуживания и взвешивания; на участки выявлены песчано-гравийные насыпи высотой от 2 м до 10 м; вдоль берега реки Малка выявлены навалы глины и карьерные выемки, заполненные водой; зафиксирован очаг складирования неиспользуемых металлических и бетонных конструкций, шин, покрышек, железных бочек и частей комплекса по переработке песчано-гравийной смеси. На момент проведения проверки спорный земельный участок на основании договора аренды от 04.05.2021 находился в аренде у общества, сроком действия с 13.11.2015 на 10 лет; согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на 25.01.2022 договор аренды не расторгнут. Решение о проведении внеплановой выездной проверки от 17.01.2022 N 08-21/11/14-В по обращениям жителей ст. Марьянская, Кировского района Ставропольского края, согласовано с прокурором Ставропольского края и направлено на электронную почту общества. В рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия на электронную почту общества направлено уведомление о времени и месте проведения осмотра территории от 21.01.2022; в день осмотра от директора общества получены объяснения, согласно которым на спорном участке общество осуществляло свою деятельность в период с 08.04.2021 по 20.01.2022. Предписание содержит четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу с указанием на нарушенные нормы права, что соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судами, что на основании обращения гражданина и жителей ст. Марьинская Кировского района Ставропольского края к Президенту Российской Федерации (вх. управления от 17.11.2021 N 434-физ), поступившего управлению из Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, управлением принято решение от 17.01.2022 N 08-21/11/14-В о проведении выездной внеплановой проверки деятельности общества на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:35:011501:59.
По результатам проведения внеплановой проверки управление установило, что в северо-восточной и юго-западной частях земельного участка располагаются дробильно-сортировочные линии, установки для переработки песчано-гравийной смеси, а также строения для их обслуживания. В центральной части земельного участка располагается сооружение для стоянки и обслуживания тяжелой строительной техники, около которого находился рабочий персонал, выполняющий сварочные работы. Северо-западнее от данного сооружения располагалась тяжёлая строительная техника, производящая работы, без регистрационных номеров. Севернее от сооружения для стоянки и обслуживания тяжелой строительной техники расположен пункт взвешивания для груженого и порожнего автомобильного транспорта (автомобильные весы). В центральной и юго-западной частях участка с кадастровым номером 26:35:011501:59 расположены песчано-гравийные насыпи высотой более 10 м. По южной границе участка, вдоль берега реки Малка расположены навалы глины, а также карьерные выемки заполненные водой. В северной части участка расположен очаг складирования неиспользуемых металлических и бетонных конструкций, шин, покрышек, железных бочек и частей комплекса по переработке песчано-гравийной смеси. В восточной части участка были обнаружены заброшенные строения и части бетонных конструкций. В границах участка на всей площади расположены песчано-гравийные насыпи высотой не менее 2 м и следы работы тяжелой строительной техники, о чем составлен акт проверки от 07.02.2022 N 08-21/11/14-В.
По данному факту постановлением от 10.03.2022 N 06-15/00930/1-В/1 общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса с назначением наказания в виде 400 тыс. рублей штрафа. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2022 по делу N А63-5829/2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.03.2023, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, постановление административного органа признано не подлежащим исполнению в части административного штрафа, превышающего 200 тыс. рублей. Производство по делу, в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, прекращено.
По результатам внеплановой проверки с выездным обследованием спорного земельного участка должностным лицом управления составлен акт от 07.02.2022 N 06-15/11/14-В и обществу выдано предписание от 07.02.2022 N 06-15/11/14-В, согласно которому в срок до 08.09.2022 обществу необходимо разработать проект рекультивации на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:35:011501:59; приступить к рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:35:011501:59 в соответствии с проектом рекультивации.
Полагая, что предписание управления является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив фактические обстоятельства по делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с правилами статьи 71 Кодекса, руководствуясь статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, статьей 54 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" (далее - постановление N 1081), судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемое обществом предписание управления является законным и обоснованным.
При проверке законности оспариваемого обществом предписания судебные инстанции приняли во внимание обстоятельства, установленные Кировским районным судом и Арбитражным судом Ставропольского края в ходе проверки законности постановлений управления о назначении административных наказаний от 10.03.2022 N 06-15/00930/1-В/1 и N 06-15/00930/1-В/3, установив, что оспариваемое предписание от 07.02.2022 N 06-15/11/14-В выдано на основании проверки, по результатам которой общество привлечено к административной ответственности постановлением управления от 10.03.2022 N 06-15/11/00930/1-В/1. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2022 по делу N А63-5829/2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.03.2023, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса.
Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно Положению о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 05.02.2021 N 130, управление является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", далее - Закон N 101-ФЗ), соблюдения законодательства в области виноградарства и виноделия (за исключением вопросов лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора), регулируемых законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора. Пунктом 9.1.4 Положения установлено, что управление на закрепленной за ним территории осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом N 101-ФЗ, в том числе надзор за соблюдением требований связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом N 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.
Как установили суды, при проведении проверки должностные лица управления выявили, что на земельном участке с кадастровым номером 26:35:011501:59 имеются признаки негативных процессов, соответствующих признакам негативных процессов, отвечающих индикаторам риска нарушения обязательных требований, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.06.2021 N 402 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и виноградопригодных земель", что нашло отражение в акте контрольного (надзорного) мероприятия с приложенными к нему документами, в т. ч. фототаблицей (л. д. 68 - 71, том 2).
Согласно постановлению N 1081 по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Оформление акта производится в день окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Судебные инстанции установили, что с 13.11.2015 на земельный участок с кадастровым номером 26:35:011501:59 имеется зарегистрированное право аренды общества сроком на 10 лет (дата государственной регистрации 04.05.2021 N 26635:011501:59-26/091/2021-2; основание государственной регистрации - договор переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды (перенайма) б/н, выданный 08.04.2021, договор аренды от 01.11.2015 N 2). Согласно договору аренды N 2 арендатор обязан не допускать ухудшение экологической обстановки на земельном участке, осуществлять комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране земель. В соответствии с пунктом 1.1 договора переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды (перенайма) от 08.04.2021, ООО "Горняк" (арендатор по договору N 2) обязуется передать обществу (новый арендатор) свои права и обязанности по договору аренды N 2. В соответствии с пунктом 1.4 договора переуступки объем передаваемых новому арендатору прав и обязанностей соответствует объему прав арендатора по договору аренды N 2 и указан в акте приеме-передачи прав и обязанностей, являющемся приложением N 2 к договору. В соответствии с пунктом 3.2.2 договора переуступки, новый арендатор обязан выполнять условия договора аренды N 2 в объеме прав и обязанностей арендатора, нести ответственность в соответствии с условиями договора аренды N 2 и положениями действующего законодательства Российской Федерации, требовать от арендодателя соблюдения обязанностей по договору аренды. Согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на 25.01.2022 договор аренды N 2 не расторгнут. Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том что на начало проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении общества, именно общество являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:35:011501:59, а действия по расторжению договора аренды от 01.11.2015 N 2, заключенного на 10 лет, предприняты обществом после начала проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении общества, и обоснованно указали, что именно обществом допущено нарушение норм земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 26:35:011501:59, что нашло отражение в акте проверки от 07.02.2022 и явилось основанием для выдачи обществу оспариваемого им предписания.
При этом оценив довод общества о том, что на момент проведения проверки оно не являлось ни собственником, ни правообладателем спорного земельного участка, суды обоснованно указали, что в соответствии с пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.
Суды установили, что общество надлежаще уведомлено о времени и месте проведения проверки посредством направления ему на электронную почту копии решения о проведения внеплановой выездной проверки от 17.01.2022 N 08-21/11/14-В, с актом проверки директор общества ознакомлен 07.02.2022, от подписания которого отказался. Документально данный вывод общество не опровергло.
Вывод судебных инстанций о том, что оспариваемое обществом предписание содержит четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу с указанием на нарушенные нормы права, что соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и является правильным.
Доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А63-4509/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу на решение оспаривающего предписание о рекультивации земельного участка, установив, что предписание было выдано в рамках полномочий контролирующего органа и не нарушает законные интересы общества. Судебные инстанции подтвердили наличие нарушений земельного законодательства и правильность уведомления о проведении проверки.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2024 г. N Ф08-3356/24 по делу N А63-4509/2022