г. Краснодар |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А01-4009/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Зотовой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - заместителя прокурора Республики Адыгея - Хапий С.С. (удостоверение), от заинтересованных лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (ИНН 0105043805, ОГРН 1040100552095) - Кадакоева А.Н. (доверенность от 10.01.2024), общества с ограниченной ответственностью "Адыгейский республиканский центр по оказанию юридических услуг" (ИНН 0105068334, ОГРН 1130105000618) - Гретченко Н.А. (доверенность от 09.04.2024), рассмотрев кассационную жалобу Прокуратуры Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 по делу N А01-4009/2023, установил следующее.
Заместитель прокурора Республики Адыгея (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - управление) о признании недействительным решения от 29.04.2022 о признании недействительными внесенных в ЕГРЮЛ 15.04.2022 сведений о прекращении юридического лица и внесенную в связи с этим 29.04.2022 в ЕГРЮЛ запись с государственным регистрационным номером 2220100025176 в отношении ООО "Адыгейский республиканский центр по оказанию юридических услуг" (далее - общество); о возложении на управление обязанности в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу внести в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной записи от 29.04.2022 с государственным регистрационным номером 2220100025176 в отношении общества.
Решением суда от 24.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.04.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что в нарушение требований закона управлением внесена запись о признании недействительными внесенных в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица; заявление прокурора направлено на защиту прав возможных контрагентов общества на получение достоверной информации о хозяйствующем субъекте; срок обращения с заявлением не пропущен.
В отзывах на кассационную жалобу управление и общество указали на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество 14.02.2013 зарегистрировано в качестве юридического лица по адресу: 385016, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Тульская, домовладение 226.
Налоговым органом в ходе осуществления контрольных мероприятий составлен протокол осмотра от 25.04.2021.
11 июня 2021 года налоговым органом внесена запись ГРН 2210100024638 о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридическом лице.
27 декабря 2021 года налоговым органом принято решение N 616 о предстоящем исключении из реестра общества. Решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 29.12.2021 N 51.
15 апреля 2022 года в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2220100021788 о прекращении юридического лица.
29 апреля 2022 года управлением в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2220100025176 о признании внесенной в ЕГРЮЛ записи от 15.04.2022 ГРН 2220100021788 недействительной.
Полагая, что действия регистрирующего органа являются незаконными, прокурор обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру допущенного нарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 52 Кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" следует, что применительно к части 4 статьи 198 Кодекса течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании решений незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В силу частей 1 и 2 статьи 117 Кодекса процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса, пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
В силу подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный названной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).
Наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, доводы и пояснения сторон по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, учитывая конкретные фактические обстоятельства настоящего дела, исходя из недопустимости формального подхода к разрешению подобных споров, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды установили, что общество не отвечает признакам недействующего юридического лица и выразило намерение осуществлять хозяйственную деятельность (обществу передан в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности; представлены платежные поручения об уплате арендных платежей; направлены в адрес управления налоговые декларации и расчеты по страховым взносам; оплачена задолженность по обязательным платежам в бюджет); на момент исключения общества из ЕГРЮЛ у него имелась задолженность перед бюджетом. Кроме того, суды отметили, что согласно сведениям ЕГРЮЛ допущенное юридическим лицом нарушение в части недостоверности адреса устранено, в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2220100107654 о достоверном юридическом адресе общества.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 06.12.2011 N 26-П и от 18.05.2015 N 10-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
Суды также указали, что заявителем пропущен срок на обращение с заявлением, предусмотренный частью 4 статьи 198 Кодекса. Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды сделали обоснованный вывод о том, что об обстоятельствах внесения спорной записи прокурору стало известно 02.02.2023 после получения письма управления от 31.01.2023 N 05-35/01990 с соответствующими приложениями на запрос от 19.01.2023, в то время как заявитель обратился в арбитражный суд только 13.09.2023, т. е. с пропуском установленного срока на оспаривание решения о внесении записи в ЕГРЮЛ (данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований).
Иные доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не опровергают выводы судов, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 по делу N А01-4009/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение об отказе в признании недействительной записи о прекращении деятельности юридического лица, установив, что прокурор пропустил срок обращения. Суд также подтвердил, что общество не является недействующим, поскольку продолжало осуществлять хозяйственную деятельность и устранило недостоверные сведения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2024 г. N Ф08-5067/24 по делу N А01-4009/2023