г. Краснодар |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А32-27571/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (ИНН 2308028450, ОГРН 1022301215947) - Зыкова А.Е. (доверенность от 13.05.2024), в отсутствие представителей департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630), министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 по делу N А32-27571/2022, установил следующее.
ГБПОУ Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) от 20.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-012/ЮЛ/6 в части нецелевого использования бюджетных средств государственного задания на оплату труда работникам общежития ввиду отсутствия события административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 12.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.03.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты. В действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы учреждения.
Определением от 26.05.2023 производство по кассационной жалобе приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А32-33960/2022.
Определением от 14.05.2024 производство по кассационной жалобе возобновлено, рассмотрение кассационной жалобы отложено на 04.06.2024.
В судебном заседании 04.06.2024 объявлен перерыв до 06.06.2024 до 17 часов 45 минут, после перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании до объявления перерыва представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 15.01.2021 учреждение и министерство заключили соглашение N 23-БУ о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предметом которого являются взаимные обязательства и ответственность сторон при предоставлении уполномоченным органом учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Департамент в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля провел плановую выездную проверку в отношении учреждения с 01.01.2020 по 21.03.2022.
По результатам выездной проверки установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2 090 346 рублей 29 копеек, выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания; и в сумме 27 378 рублей 46 копеек (21 028 рублей оплата труда + 6350 рублей 46 копеек страховые взносы) выразившееся в оплате за счет средств финансового обеспечения государственного задания труда работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг, чем нарушены положения пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2.3.1 соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ.
По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки от 12.04.2022, который 12.04.2022 вручен директору учреждения.
28 апреля 2022 года составлен протокол об административном правонарушении N 22-012/ЮЛ/6 по статье 15.14 КоАП РФ.
20 мая 2022 года вынесено постановление N 22-012/ЮЛ/6 о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде 211 772 рублей 48 копеек административного штрафа.
Не согласившись с названным постановлением в части, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Учреждение не оспаривало постановление о привлечении к административной ответственности в части направления субсидии на выплату заработной платы работникам столовой.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15.14 КАП РФ, статьями 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
Приказом министерства от 24.12.2020 N 3473 утверждено государственное задание учреждения на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, которым на учреждение возложена обязанность оказывать в 2021 году следующие государственные услуги: реализацию образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих; реализацию образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена; реализацию дополнительных общеразвивающих программ; защиту прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Государственное задание по предмету соглашения от 15.01.2021 не включает услуги, которые предусматривают содержание столовой и общежития.
Из информации от 14.03.2022, подписанной главным бухгалтером Лобановой Е.П., следует, что услуги столовой относятся к источникам поступления собственных доходов учреждения. В 2021 году доход от услуг столовой составил 25 677 496 рублей 16 копеек. Указанная деятельность, приносящая доход, не связана с оказанием государственной услуги. При этом государственное обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится путем предоставления компенсации в денежном эквиваленте. Таким образом, бюджетные средства использованы на оплату труда работников, приносящих учреждению доход при осуществлении соответствующей деятельности.
Суды посчитали, что финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, к которым относится учреждение, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, так как такое финансирование прямо не предусмотрено государственными федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Финансирование организации питания учащихся осуществляется за счет иных средств (собственных и выделенных).
Судами не принято во внимание, что учреждение в указанной части не оспаривало постановление о привлечении к административной ответственности.
Согласно карточкам-справкам, расчетным листкам в 2021 году работникам общежития производились начисления заработной платы за счет средств бюджета, предусмотренного для финансового обеспечения выполнения государственного задания, следующим сотрудникам:
- заведующему общежитием Ерошенко Е.В. (трудовой договор от 01.04.2014 N 18/14, приказ о приеме на работу от 01.04.2014 N 28л), размер начислений составил 396 051 рубль 56 копеек;
- дежурному по общежитию Сафоновой Ж.В. (трудовой договор от 29.08.2008 N 48, приказ о приеме на работу от 01.07.2002 N 156), размер начислений составил 16 004 рубля 25 копеек;
- дежурному по общежитию Генерозовой Л.Р. (трудовой договор от 17.01.2019 N 1/19, приказ о приеме на работу от 17.01.2019 N 49л), размер начислений составил 176 333 рубля 41 копейку;
- дежурному по общежитию Митиной М.Н. (трудовой договор от 07.10.2019 N 89/19, приказ о приеме на работу от 07.10.2019 N 268л), размер начислений составил 190 280 рублей 42 копейки;
- дежурному по общежитию Гончар А.А. (трудовой договор от 01.03.2021 N 10/21, приказ о приеме на работу от 01.03.2021 N82л), размер начислений составил 148 754 рубля 52 копейки;
- дежурному по общежитию Печевистой Н.Н. (трудовой договор от 25.03.2020 N 13/20, приказ о приеме на работу от 25.03.2020 N 80л), размер начислений составил 110 884 рубля 05 копеек;
- дежурному по общежитию Дьяченко Л.Д. (дополнительное соглашение от 02.08.2021 к трудовому договору от 18.05.2020 N 15/20, приказ о переводе работника на другую работу от 02.08.2021 N 259л), размер начислений составил 81 152 рубля 65 копеек;
- дежурному по общежитию Кравец А.А. (трудовой договор от 30.04.2021 N 19/21, приказ о приеме на работу от 03.05.2021 N 109л), размер начислений составил 41 769 рублей 84 копейки;
- воспитателю общежития Губиной М.В. (трудовой договор от 12.09.2013 N 29/13, приказ о приеме на работу от 10.09.2013 N 89л), размер начислений составил 446 740 рублей 57 копеек.
Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сфере образовательных услуг.
Суды указали, что учреждение получило 2 470 264 рубля 65 копеек за услуги по предоставлению общежития в 2021 году, такая деятельность приносит доход и согласно учредительным документам не относится к основной деятельности учреждения и не связана с оказанием государственных услуг.
Суды пришли к выводу о том, что учреждение в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.1 соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ допустило нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2 090 346 рублей 29 копеек (1 607 971 рубль 27 копеек оплата труда, в том числе НДФЛ, + 482 375 рублей 02 копейки страховые взносы), выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных непосредственно с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания.
Судами не принято во внимание, что в рамках дела N А32-33960/20222 рассматривалось заявление учреждения о признании недействительным представления департамента от 24.05.2022 N 20-012, в котором зафиксированы нарушения, которые легли в основу постановления о привлечении к административной ответственности, в котором зафиксирована объективная сторона, вменяемого правонарушения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 06.06.2024 признаны недействительными пункты 3, 6 и 7 представления департамента от 24.05.2022 N 22-012.
Суд кассационной инстанции руководствовался статьями 11, 23, 27, 34, 39, 52 Закона N 273-ФЗ, пунктом 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2019, письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.03.2016 N ДЛ-109/09
В части 2 статьи 27 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе общежития.
Статьей 34 Закона N 273-ФЗ установлено право обучающихся на предоставление в соответствии с названным Законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях.
Судом кассационной инстанции проанализирован пункт 1.2 Положения об общежитии, согласно которому студенческое общежитие находится в структуре профессионального образовательного учреждения и содержится за счет средств краевого бюджета, платы за использование общежитием и других средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Суд кассационной инстанции установил, что общежитие является структурным подразделением образовательной организации. Студенческое общежитие передано учредителем для проживания обучающихся во время и в целях осваивания ими профессиональных образовательных программ.
В рассматриваемом случае деятельность общежития, предоставляющего услуги проживания и взымающего плату за эти услуги, не является источником дохода. Учреждение представило доказательства, что получало плату только за коммунальные услуги от проживающих в общежитии студентов. Департамент не представил доказательств того, что общежитие предоставляется иным лицам, не задействованным в предоставлении государственной услуги, вопросы, связанные с предоставлением обучающимся жилых помещений в общежитиях, являются одной из мер социальной поддержки обучающихся, установленных пунктом 3 части 2 статьи 34 Закона N 273-ФЗ.
Таким образом, предоставление общежития является одной из мер социальной поддержки, о чем говорится в Положении об общежитии колледжа и письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.10.2013 N ВК-573/09.
Предоставление общежития не выделено в отдельную целевую государственную услугу, непосредственное предоставление ее является одной из мер социальной поддержки, обеспечивающейся в рамках государственного задания. В этой связи установление платы в виде компенсации стоимости потребленного коммунального ресурса не может рассматриваться как извлечение прибыли с помощью недвижимого имущества, финансовое обеспечение содержания которого осуществляется в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.10.2013 N ВК-573/09).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что предоставление общежития напрямую связано с оказанием образовательных услуг; вопросы, связанные с предоставлением обучающимся жилых помещений в общежитиях, являются одной из мер социальной поддержки обучающихся, а выполнение работниками общежития (заведующим общежитием, дежурным по общежитию) своих трудовых функций связано с созданием благоприятных условий для учебного процесса, учитывая возраст обучающихся в колледже, суды сделали ошибочные выводы о том, что учреждение за счет средств финансового обеспечения государственного задания неправомерно производило выплаты работникам общежития, поскольку они не связаны с оказанием государственных услуг.
Поскольку постановлением суда кассационной инстанции от 06.06.2024 по делу N А32-33960/2022 признано недействительным представление от 24.05.2022 N 22-012, которым учреждению вменено нецелевого расходования денежных средств на работников общежития, то отсутствует объективная сторона вменяемого правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 данного Кодекса.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако нарушили нормы материального права, суд кассационной инстанции применительно к положениям пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления департамента о назначении административного наказания от 20.05.2022 N 22-012/ЮЛ/6 в части назначения административного штрафа, превышающего 2737 рублей 34 копейки.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 по делу N А32-27571/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о назначении административного наказания от 20.05.2022 N 22-012/ЮЛ/6 в части назначения административного штрафа, превышающего 2737 рублей 34 копейки.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции признал незаконным постановление о назначении административного наказания за нецелевое использование бюджетных средств, связанных с оплатой труда работников общежития. Установлено, что деятельность общежития является мерой социальной поддержки обучающихся и не нарушает условия государственного задания. Суд отменил предыдущие судебные акты и снизил размер штрафа.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2024 г. N Ф08-3745/23 по делу N А32-27571/2022