г. Краснодар |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А63-13625/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., в отсутствие в судебном заседании истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (ИНН 2635060510, ОГРН 1022601958610), ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А63-13625/2023, установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) о взыскании 67 991 рубля 33 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию с июля по декабрь 2022 года.
Решением от 27.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2024, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Как указывает заявитель, управление осуществляет расходные операции в соответствии с бюджетным законодательством и может выполнять возложенные на него финансовые обязательства только в пределах доведенных распорядителем бюджетных средств лимитов финансирования. Поскольку лимиты бюджетных обязательств, выделенные на 2021 год, освоены в полном объеме, а направленный в Росимущество запрос о выделении денежных средств на 2022 год не рассмотрен, заключение договора теплоснабжения на 2022 год в отношении спорного объекта недвижимости не представляется возможным.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.
В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, предприятие является теплоснабжающей организацией, осуществляющей централизованную поставку коммунального ресурса - тепловой энергии в Ставропольском крае, в том числе в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 10.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12.05.2022 N 99/2022/466654866 нежилое помещение (столовая) с кадастровым номером 26:24:040246:346 площадью 243 кв. м, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 10, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Ставропольского края, на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432). На наличие иных лиц, за которыми в спорный период нежилое помещение было бы закреплено собственником на вторичном вещном праве, управление не указало.
Письмами от 29.09.2021 N 15/15-863, от 18.02.2022 N 155, 156 предприятие направило управлению договор (контракт) теплоснабжения на 2021 и 2022.
Данный договор ответчиком не подписан. Управление сообщило, что заключение договора теплоснабжения на 2021 год в отношении спорного объекта невозможно, поскольку лимиты бюджетных обязательств, выделенные на 2021 год, освоены в полном объеме, а в отношении договора на 2022 год управление направило в Росимущество запрос о выделении денежных средств. После доведения бюджетных обязательств на 2022 год управление вернется к рассмотрению вопроса о заключении договора теплоснабжения на 2022 год.
Предприятие в период с июля по декабрь 2022 года поставило в спорное нежилое помещение тепловую энергию на сумму 67 991 рубль 33 копейки.
Неоплата задолженности в добровольном порядке послужила основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 210, 216, 296, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Положением N 432 и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 названного Кодекса).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей данного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Из пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 5.2 положения N 432, полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 5.47 Положения N 432 Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 432).
Управление в спорный период осуществляло полномочия собственника нежилого помещения, следовательно, в силу закона обязано нести расходы на оплату тепловой энергии, поставленной на принадлежащий Российской Федерации объект недвижимости.
Отсутствие выделенных лимитов бюджетных обязательств и финансирования на данные цели, равно как и отсутствие заключенного в письменной форме договора с предприятием не освобождают управление от возложенной законом на собственника помещений многоквартирного дома обязанности по оплате принятых энергетических ресурсов.
Доводов относительно методики и арифметики расчета, возражений по вмененному объему потребления, стоимости ресурса кассационная жалоба не содержит.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А63-13625/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, отметив, что отсутствие подписанного договора не освобождает ответчика от обязанности по оплате. Суд указал на необходимость выполнения финансовых обязательств собственником, несмотря на отсутствие выделенных бюджетных средств. Кассационная жалоба не была удовлетворена, судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2024 г. N Ф08-4124/24 по делу N А63-13625/2023