г. Краснодар |
|
24 июня 2024 г. |
Дело N А53-13989/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фесенко А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 9701103804, ОГРН 1187746333510) - Вербицкого К.Н. (доверенность от 09.01.2023), от ответчика - администрации Октябрьского района Ростовской области (ИНН 6125011930, ОГРН 1026101413150) - Здоровцева А.А. (доверенность от 09.08.2022), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (ИНН 6125033620, ОГРН 1216100034468), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Октябрьского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А53-13989/2023, установил следующее.
ООО "Экологические технологии" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Октябрьского района Ростовской области (далее - администрация) о взыскании 4 472 268 рублей 98 копеек задолженности за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения с 01.11.2022 по 17.11.2022 и к ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие) о взыскании 13 074 583 рублей 32 копеек задолженности за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения с 18.11.2022 по 31.12.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Водоснабжение".
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2023 выделено в отдельное производство требование общества к предприятию о взыскании 13 074 583 рублей 32 копеек задолженности за самовольное пользование централизованными системами холодного водоснабжения с 18.11.2022 по 31.12.2022. Выделенному делу присвоен номер А53-35200/2023.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2023 производство по делу N А53-35200/2023 прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.
Таким образом, предметом рассмотрения суда в рамках настоящего дела является требование общества о взыскании с администрации 4 472 268 рублей 98 копеек задолженности за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения с 01.11.2022 по 17.11.2022.
Решением от 23.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2024, иск удовлетворен частично, с администрации в пользу общества взыскано 605 802 рубля 55 копеек задолженности, 6144 рубля 48 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Лицом, обязанным приобретать у истца холодную воду для дальнейшей поставки жителям сельских поселений Октябрьского района Ростовской области, являлось ООО "Водоснабжение", имевшее в спорный период статус гарантирующей организации на указанной территории и заключившее для этих целей договор холодного водоснабжения от 01.08.2022 N 2111 с истцом.
ООО "Водоснабжение" о намерении расторгнуть договор холодного водоснабжения от 01.08.2022 N 2111 администрацию не уведомляло; 03.11.2022 самовольно расторгло с обществом договор, имея при этом статус гарантирующей организации. В свою очередь, общество, расторгнув договор с ООО "Водоснабжение", продолжало поставлять коммунальный ресурс из своих водопроводных сетей в водопроводные сети Октябрьского района. О расторжении договора холодного водоснабжения от 01.08.2022 N 2111 с 01.11.2022 администрация узнала из писем общества от 09.11.2022 N 2076 (вручено 12.11.2022) и ООО "Водоснабжение" от 10.11.2022 N 155, после чего было принято постановление от 14.11.2022 N 1582 "О досрочном расторжении концессионного соглашения с ООО "Водоснабжение"" в целях получения прав и возможности пользоваться и распоряжаться имуществом водопроводно-канализационного хозяйства. ООО "Водоснабжение" фактически бросило объекты водоснабжения сельских поселений Октябрьского района Ростовской области, прекратив надлежащее оказание услуг водоснабжения и поставив под угрозу функционирование предприятий различных форм собственности, в том числе социально значимых, а также жизнь и здоровье граждан. Расторжение ООО "Водоснабжение" с 01.11.2022 договора холодного водоснабжения не свидетельствует о переходе объектов водоснабжения во владение администрации с этой даты. До 16.11.2022 спорное имущество обратно в распоряжение муниципальному образованию не возвращалось, поэтому фактически с 01.11.2022 между ООО "Водоснабжение" и обществом существовали бездоговорные отношения по поставке воды. С момента прекращения правоотношений по вопросу эксплуатации объектов водоснабжения (расторжения концессионного соглашения) до момента заключения договора аренды от 18.11.2022 с предприятием спорное имущество находилось во владении и распоряжении администрации лишь один день - 17.11.2022.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило доводы администрации, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы; представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации города Новочеркасска от 04.02.2022 N 88 "О внесении изменения в постановление администрации города от 28.10.2013 N 1980 "О наделении статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением потребителей муниципального образования "Город Новочеркасск"" общество определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения бывшего Первомайского района, мкр. Октябрьского, мкр. Лугового, мкр. Донского, мкр. Хотунок, мкр. Новый городок, микрорайона Бурляевка, мкр. Ключевое и бывшего Промышленного района г. Новочеркасска.
С 01 марта 2022 года общество как гарантирующая организация оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям муниципального образования "Город Новочеркасск".
01 августа 2022 года муниципальное образование "Октябрьский район" Ростовской области в лице администрации (концедент) и ООО "Водоснабжение" (концессионер) заключили концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Октябрьский район" Ростовской области на 2022 - 2031 годы.
01 августа 2022 года общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Водоснабжение" (абонент) заключили договор холодного водоснабжения N 2111 (далее - договор холодного водоснабжения), согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены договором, и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 договора холодного водоснабжения). Наименование объекта - поселок Персиановский.
Постановлением администрации от 05.08.2022 N 1033 ООО "Водоснабжение" определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений Октябрьского района Ростовской области сроком до 31.12.2031, а именно: Персиановское сельское поселение: поселок Персиановский - водоснабжение, поселок Казачьи Лагери и поселок Персиановский - водоотведение; Коммунарское сельское поселение: поселок Красногорняцкий - водоотведение.
31 октября 2022 года в адрес истца поступило письмо ООО "Водоснабжение" с просьбой о расторжении договора холодного водоснабжения с 01.11.2022.
Соглашением от 03.11.2022 договор холодного водоснабжения расторгнут с 01.11.2022.
09 ноября 2022 года общество направило в адрес администрации письмо N 2076 о том, что договор холодного водоснабжения расторгнут с 01.11.2022, заявки на заключение нового договора холодного водоснабжения в адрес общества от администрации не поступали, что указывает на самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения, а также о том, что произведенные начисления будут предъявлены к оплате администрации как собственнику распределительных сетей, обеспечивающих подачу воды для нужд п. Персиановский.
10 ноября 2022 года ООО "Водоснабжение" письмом N 155 уведомило администрацию о прекращении эксплуатации и обслуживания муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения.
14 ноября 2022 года администрация приняла постановление N 1582 "О досрочном расторжении концессионного соглашения с ООО "Водоснабжение"", о чем уведомила концессионера путем направления копии указанного постановления.
18 ноября 2022 года администрация в лице комитета по управлению муниципальным имуществом (арендодатель) и предприятие (арендатор) заключили договор аренды муниципального имущества (централизованных систем водоснабжения и водоотведения п. Персиановский) N 1.
18 ноября 2022 года администрация вынесла постановление N 1623 "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений Октябрьского района Ростовской области" (далее - постановление администрации от 18.11.2022 N 1623), которым предприятие определено гарантирующей организацией, а также признано утратившим силу постановление администрации от 05.08.2022 N 1033 "Об определении ООО "Водоснабжение" гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений Октябрьского района Ростовской области".
30 ноября 2022 года обществом проведено обследование точки присоединения сетей водоснабжения п. Персиановский к централизованной системе г. Новочеркасска (водомерный узел, Харьковское шоссе, колодец за мостом СУСКВУ), в ходе которого установлено и зафиксировано актом N 000363 самовольное пользование централизованными системами холодного водоснабжения со стороны администрации.
В связи с выявлением факта самовольного пользования централизованными системами водоснабжения обществом произведен расчет задолженности методом пропускной способности устройств и сооружений с 01.11.2022 по 17.11.2022 на сумму 4 472 268 рублей 98 копеек.
Поскольку меры по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора не привели к его разрешению, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили иск частично, признав доказанным факт самовольного пользования администрацией централизованной системой водоснабжения общества и произведя перерасчет исходя из метода расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной воды.
Суды исходили из того, что с даты расторжения договора холодного водоснабжения обществом и ООО "Водоснабжение" (01.11.2022) до даты передачи объектов централизованной системы водоснабжения п. Персиановский в аренду предприятию (до 18.11.2022) администрация владела и распоряжалась спорным имуществом без оформления договорных отношений на поставку холодной воды, в связи с чем обязанность по оплате за самовольное пользование централизованной системой водоснабжения лежит на администрации как на собственнике водопроводных сетей, присоединенных к сетям общества.
Доводы администрации об обратном отклонены судами со ссылкой на недоказанность факта существования правоотношений по поставке воды между обществом и ООО "Водоснабжение" после расторжения договора холодного водоснабжения.
Согласно перерасчету суда, произведенному на основании подпункта "б" пункта 15, пункта 17 Правил N 776, а именно методом расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной воды, размер задолженности за пользование централизованной системой водоснабжения с 01.11.2022 по 17.11.2022 составил 605 802 рубля 55 копеек.
Между тем суды не учли следующее.
Из пунктов 1, 2 статьи 539, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. По договору энергоснабжения оплачивать фактически принятое количество энергии обязан абонент.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, согласно пункту 1 статьи 13 которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Частью 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ установлено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 05.08.2022 N 1033 ООО "Водоснабжение" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения поселка Персиановского сроком до 31.12.2031.
На основании концессионного соглашения от 01.08.2022, заключенного с администрацией, ООО "Водоснабжение" (концессионер) осуществляло эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения поселка Персиановского.
Таким образом, 01.08.2022 объекты централизованной системы водоснабжения поселка Персиановского были фактически переданы администрацией во владение и пользование ООО "Водоснабжение".
Заключая с обществом договор холодного водоснабжения от 01.08.2022 N 2111 в отношении объекта - п. Персиановский (водомерный узел, Харьковское шоссе, колодец за мостом СУСКВУ) в качестве абонента, ООО "Водоснабжение" выступало в качестве гарантирующей организации по отношению к абонентам, находящимся на территории названного сельского поселения.
Следовательно, ООО "Водоснабжение", приняв на себя полномочия гарантирующей организации и используя для данных целей в отсутствие иной гарантирующей организации объекты особого назначения и социальной значимости, в силу Закона N 416-ФЗ и в целях бесперебойного водоснабжения населения не могло прекратить их эксплуатацию по своей инициативе, не уведомив заблаговременно администрацию о принятом решении и не передав имущество обратно в распоряжение муниципального образования.
При наличии надлежащего присоединения находящейся в эксплуатации ООО "Водоснабжение" централизованной системы водоснабжения поселения к системе общества и с учетом заключения между ними договора водоснабжения, который сторонами исполнялся, последующее подписание обществом и ООО "Водоснабжение" соглашения от 03.11.2022 о расторжении договора водоснабжения с 01.11.2022 не может освобождать ООО "Водоснабжение" от обязанности оплатить обществу поставленную холодную воду, принимая во внимание его статус гарантирующей организации, и не влечет возложение обязанности по ее оплате на собственника объектов водоснабжения, который не осуществлял их эксплуатацию и, следовательно, не являлся абонентом общества.
Доказательства возврата концеденту (администрации) спорных объектов централизованной системы водоснабжения, переданных по концессионному соглашению от 01.08.2022, до момента их передачи в аренду предприятию ООО "Водоснабжение" в материалы дела не представило.
Суды не учли, что постановление администрации от 05.08.2022 N 1033, которым ООО "Водоснабжение" определено в качестве гарантирующей организации на территории поселка Персиановского, признано утратившим силу лишь 18.11.2022 в связи с принятием администрацией постановления от 18.11.2022 N 1623, которым определена новая гарантирующая организация - предприятие.
Следовательно, до признания утратившим силу постановления администрации от 05.08.2022 N 1033 ООО "Водоснабжение" оставалось гарантирующей организацией со всеми обязанностями, установленными действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что о расторжении обществом и ООО "Водоснабжение" договора водоснабжения с 01.11.2022 администрация проинформирована не ранее 09.11.2022, следовательно, вопрос об определении новой гарантирующей организации и закреплении за ней объектов водоснабжения решен администрацией в разумный срок.
При этом водоснабжение непосредственно силами администрации не установлено, равно как и использование муниципальным образованием объектов центральной системы холодного водоснабжения, а также потребление воды объектами администрации как абонента, наличие у администрации энергопринимающих устройств в смысле, придаваемом ему законодательством об энергоснабжении.
При таких обстоятельствах суд округа приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не учтены приведенные выше положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не применены нормы материального права, подлежащие применению, а выводы судов не соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, а также дать надлежащую правовую оценку доводам (возражениям) участвующих в деле лиц, представленным ими доказательствам. Спор следует разрешить с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А53-13989/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что администрация Октябрьского района несет ответственность за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения, однако частично удовлетворил иск о взыскании задолженности. В результате кассационной жалобы судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение с учетом всех обстоятельств и норм материального права.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2024 г. N Ф08-3461/24 по делу N А53-13989/2023
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2025 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-424/2025
23.12.2024 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-13989/2023
24.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3461/2024
01.02.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20816/2023
23.11.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-13989/2023