г. Краснодар |
|
24 июня 2024 г. |
Дело N А53-9334/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н., Воловик Л.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой М.А., при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Парамонова А.В., секретарь судебного заседания Гречка Д.А.) и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002) - Решетова М.С. (доверенность от 28.09.2023), от заинтересованного лица - отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сальскому району (ИНН 6153008181, ОГРН 1036153002511) -Бородиной А.Ю. (10.07.2024), Данилиной Я.О. (доверенность от 09.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сальскому району на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А53-9334/2023, установил следующее.
ООО "ЭкоЦентр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сальскому району (далее - отдел) с заявлением о признании незаконными решений от 10.03.2023 N 542, от 22.03.2023 N 24/4745, обязании отдела устранить допущенные нарушения путем предоставления обществу информации на запрос от 02.03.2023 N 21-2, от 15.03.2023 N 44-3 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе, взыскании почтовых расходов в размере 63 рублей (с учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 27.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.08.2023, заявленные требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Судебные акты мотивированы тем, что в данном случае общество вправе обратиться к отделу за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий публичного договора.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней отдел просит отменить решение суда от 27.06.2023 и постановление суда апелляционной инстанции от 03.08.2023, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что является правомерным отказ предоставить обществу, состоящему в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных и выполняющих функции по сбору, транспортировке, утилизации ТКО, адресно-справочной информации на бумажном и электронных носителях о лицах, зарегистрированных в адресах; отказ отдела осуществлен в рамках соблюдения всех действующих норм права; широкое толкование норм права влечет нарушение прав третьих лиц на защиту персональных данных, нарушение порядка оказания государственных услуг по предоставлению адресно-справочной информации. Кроме этого, не установлена обязанность территориального органа на районном уровне представлять адресно-справочной информации на электронном носителе, предоставленном заявителем,. В силу пункта 5 приказа ГУ МВД России по Ростовской области от 05.06.2023 N 926 "Об обеспечении информационной безопасности ведомственных информационных ресурсов" запрещено несанкционированное подключение к автоматизированным рабочим местам сотрудников органов внутренних дел Ростовской области съемных носителей информации, не зарегистрированных в установленном порядке в режимно-секретном подразделении.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.01.2024 производство по кассационной жалобе отдела на судебные акты по данному делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации жалобы по делу N А60-51851/2022.
Определением от 17.06.2024 по данному делу в составе суда в связи с отпуском судьи Гиданкиной А.В. произведена ее замена на судью Герасименко А.Н. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Суд, в порядке статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возобновил производство по кассационной жалобе отдела на судебные акты по делу и с учетом отсутствия возражений участвующих в деле лиц назначил судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отдела на 16 часов 40 минут 20 июня 2024 года, сторонам объявлено соответствующее определение.
В судебном заседании представители отдела поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество как региональный оператор включен Роскомнадзором в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (регистрационный N 30-17-002047, приказ от 14.08.2017 N 131) в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), как лицо, осуществляющее деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Реализуя указанные полномочия, общество обратилось с запросом от 02.03.2023 N 21-2 в адрес отдела по вопросу предоставления сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета собственников ТКО по месту жительства и месту пребывания граждан в жилых домах по списку, с целью предоставления сведений, составляющие персональные данные (ФИО лиц (собственников ТКО), зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории муниципального образования - Сальского района Ростовской области, адресе их жилых помещений, а также о количестве пользователей жилых помещений), необходимых региональному оператору для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за представленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке.
В ответ на указанный запрос в письме от 10.03.2023 N 542 (ответ получен 14.03.2023 посредством простого почтового отправления) за подписью майора полиции отдела Жданова С.Г. отказано в предоставлении испрашиваемой информации, с указанием на то, что в соответствии с Приказом от 23.12.2022 N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации" (далее - Приказ N 984), а также в соответствии со статьями 7 и 9 Закона N 152-ФЗ запрашиваемые сведения не могут быть предоставлены, в связи с чем запрос общества возвращается без исполнения.
Также, в адрес общества из отдела 06.04.2023 поступил ответ от 22.03.2023 N 24/4745 на запрос общества от 15.03.2023 N 44-3 о предоставлении имеющихся в распоряжении территориального отдела органа полиции сведений, составляющих персональные данные (ФИО лиц) собственников ТКО, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории муниципального образования - Сальского района Ростовской области, персональных идентификаторах собственников ТКО (серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации), адресе их жилых помещений, а также о количестве пользователей жилых помещений, необходимые региональному оператору для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за представленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке с должников.
Согласно вышеуказанному ответу отдел фактически отказал в предоставлении запрашиваемой обществом информации с указанием на то, что в соответствии с положениями Приказа N 984, информация предоставляется только собственнику домовладения, при этом согласно статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в рамках межведомственного взаимодействия отдел адресно-справочной службы УВМ ГУ МВД России по Ростовской области предоставляет информацию в форме электронных документов с использованием Единой системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ) по межведомственным электронным запросам органов, предоставляющих государственную (муниципальную) услугу (имеется в материалах электронного дела).
Несогласие с решениями, формализированными в указанных письмах, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и соглашений, заключенных 14.11.2017 и 28.04.2018 с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Ростовской области в границах Волгодонского, Морозовского, Сальского, Обливского, Советского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов.
Руководствуясь частями 1, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, статьями 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2, подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354), суды сделали правильный вывод о том, что собственники ТКО обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, который как исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В силу пункта 148 (1) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, допускает заключение между региональным оператором - обществом и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме.
С учетом изложенного, обстоятельства заключения договора фиксируется конклюдентными действиями самих потребителей по фактическому пользованию услугами регионального оператора по соответствующим адресам.
Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО путем конклюдентных действий в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ с 01.07.2017 заключены обществом с подавляющим количеством собственников жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования Сальский район Ростовской области, о чем свидетельствуют также действующие открытые лицевые счета, присвоенные обществом потребителям коммунальной услуги для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по приведенным в запросах общества адресам.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги, которая предполагает наличие у исполнителя, в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в спорном случае у общества, как у регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в жилых домах, а также сведения, необходимые для осуществления обществом своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и интересов как потребителей в целях комфортного проживания, так и самого общества по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
Суды пришли к выводу, что общество вправе было обратиться в отдел в силу пунктов 1, 2, 3, 5, 7 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), статьи 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ (которым предусмотрена возможность обработки персональных данных без письменного согласия субъекта для исполнения публичного договора, заключенного в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также абзаца 2 пункта 6, абзаца 1 пункта 7 Правил N 354, за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению с ТКО.
По мнению судов, наличие у общества возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у отдела.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Состав информации, передаваемой федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, и его территориальными органами, установлен приказом Минкомсвязи России N 18, приказом Минстроя России от 28.01.2016 N 34/пр.
Передаваемая в ГИС ЖКХ информация формируется на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной системе миграционного учета.
Из материалов дела не усматривается, что в ГИС ЖКХ содержится информация относительно спорных жилых домов, указанная в запросах общества, о ФИО плательщика (собственника, нанимателя) коммунальной услуги по обращению с ТКО, адресе и площади помещения, количестве зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях человек.
Отдел является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории, обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
Общество включено в реестр операторов персональных данных и является оператором персональных данных потребителей-физических лиц на основании публичного договора, который заключен на основании конклюдентных действий, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Законом (пункт 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 данного Закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных, которая необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что поскольку обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности общества для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то общество вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов, в том числе отдела, сведения о персональных данных потребителей - физических лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену (изменение) обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А53-9334/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил право регионального оператора на получение персональных данных потребителей коммунальных услуг для исполнения условий публичного договора, отметив, что отказ отдела МВД в предоставлении информации нарушает права оператора. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными и обоснованными, кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2024 г. N Ф08-9359/23 по делу N А53-9334/2023