г. Краснодар |
|
24 июня 2024 г. |
Дело N А53-9414/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Герасименко А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой М.А., при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Лебедева Ю.В., секретарь судебного заседания Киричкова Я.Г.) и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002) - Решетова М.С. (доверенность от 28.09.2023), от заинтересованных лиц - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловскому району (ИНН 6126003561, ОГРН 1026101452299) и Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6164049013, ОГРН 1026103286978) - Бородиной А.В. (03.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 по делу N А53-9414/2023, установил следующее.
ООО "ЭкоЦентр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) решения отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловскому району Ростовской области (далее - отдел) от 16.03.2023 N 2819; об обязании отдела устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления информации на запрос от 02.03.2023 N 28-2 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе; взыскании с отдела в пользу общества почтовых расходов в размере 70 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (далее - управление).
Решением суда от 11.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2023, решение отдела от 16.03.2023 N 2819 признано незаконным. Суд обязал отдел предоставить обществу информацию на запрос от 02.03.2023 N 28-2 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (диск СD-R), представленном заявителем. Суд взыскал с отдела в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей и почтовые расходы в размере 70 рублей. Суд отказал в удовлетворении заявленного требования к управлению.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда от 11.07.2023 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.09.2023, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требованиях в полном объёме. Податель жалобы считает, что возложение на отдел обязанности, не предусмотренной законом, влечет нарушение прав третьих лиц на защиту персональных данных и нарушение порядка оказания государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.01.2024 производство по кассационной жалобе управления на судебные акты по данному делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации жалобы по делу N А60-51851/2022.
Определением от 17.06.2024 по данному делу в составе суда в связи с отпуском судьи Посаженникова М.В. произведена его замена на судью Герасименко А.Н. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Суд, в порядке статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возобновил производство по кассационной жалобе управления на судебные акты по делу и с учетом отсутствия возражений участвующих в деле лиц назначил судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы на 17 часов 12 минут 20 июня 2024 года.
В судебном заседании представители управления и отдела поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению на территории Ростовской области в границах Волгодонского, Морозовского и Орловского межмуниципального экологических отходоперерабатывающих комплексов, включен Роскомнадзором в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (регистрационный N 30-17-002047, приказ от 14.08.2017 N 131) в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), как лицо, осуществляющее деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Реализуя указанные полномочия, общество обратилось с запросом от 02.03.2023 N 28-2 в адрес отдела по вопросу предоставления сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета собственников ТКО по месту жительства и месту пребывания граждан в жилых домах, с целью предоставления сведений, составляющие персональные данные (ФИО лиц (собственников ТКО), зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории муниципального образования - Орловского района Ростовской области, адресе их жилых помещений, а также о количестве пользователей жилых помещений), необходимых региональному оператору для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за представленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке. При этом с целью соблюдения ограничений, установленных действующим законодательством о персональных данных к запросу приобщен электронный носитель информации (пустой диск CD-R).
Вместе с тем в ответ на указанный запрос отдел в письме от 16.03.2023 N 2819 (ответ получен 20.03.2023 посредством отправления с почтовым идентификатором "34751059036300") за подписью начальника подполковника полиции Долженко Ю.А., фактически отказал в предоставлении испрашиваемой информации, указав, что в соответствии положениями Закона N 152-ФЗ запрашиваемые сведения являются персональными данными и не могут быть предоставлены органом полиции региональному оператору.
Несогласие с указным решением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и соглашений, заключенных 14.11.2017 и 28.04.2018 с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Ростовской области в границах Орловского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса.
Руководствуясь частями 1, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, статьями 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2, подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354), суды сделали правильный вывод о том, что собственники ТКО обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, который как исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В силу пункта 148 (1) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, допускает заключение между региональным оператором - обществом и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме.
С учетом изложенного, обстоятельства заключения договора фиксируется конклюдентными действиями самих потребителей по фактическому пользованию услугами регионального оператора по соответствующим адресам.
Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО путем конклюдентных действий в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ с 01.07.2017 заключены обществом с подавляющим количеством собственников жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования Орловский район Ростовской области, о чем свидетельствуют также действующие открытые лицевые счета, присвоенные обществом потребителям коммунальной услуги для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по приведенным в запросах общества адресам.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги, которая предполагает наличие у исполнителя, в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в спорном случае у общества, как у регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в жилых домах, а также сведения, необходимые для осуществления обществом своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и интересов как потребителей в целях комфортного проживания, так и самого общества по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
Суды пришли к выводу, что общество вправе было обратиться в отдел в силу пунктов 1, 2, 3, 5, 7 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), статьи 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ (которым предусмотрена возможность обработки персональных данных без письменного согласия субъекта для исполнения публичного договора, заключенного в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также абзаца 2 пункта 6, абзаца 1 пункта 7 Правил N 354, за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению с ТКО.
По мнению судов, наличие у общества возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у отдела.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Состав информации, передаваемой федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, и его территориальными органами, установлен приказом Минкомсвязи России N 18, приказом Минстроя России от 28.01.2016 N 34/пр.
Передаваемая в ГИС ЖКХ информация формируется на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной системе миграционного учета.
Из материалов дела не усматривается, что в ГИС ЖКХ содержится информация относительно спорных жилых домов, указанная в запросах общества, о ФИО плательщика (собственника, нанимателя) коммунальной услуги по обращению с ТКО, адресе и площади помещения, количестве зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях человек.
Отдел является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории, обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
Общество включено в реестр операторов персональных данных и является оператором персональных данных потребителей-физических лиц на основании публичного договора, который заключен на основании конклюдентных действий, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Законом (пункт 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 данного Закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных, которая необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что поскольку обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности общества для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то общество вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов, в том числе отдела, сведения о персональных данных потребителей - физических лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену (изменение) обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 по делу N А53-9414/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения, обязывающего орган полиции предоставить региональному оператору информацию о собственниках твердых коммунальных отходов для корректировки лицевых счетов. Суд установил, что отказ в предоставлении данных нарушает права оператора, осуществляющего свою деятельность в соответствии с законодательством о персональных данных и коммунальных услугах. Кассационная жалоба управления оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2024 г. N Ф08-10668/23 по делу N А53-9414/2023