г. Краснодар |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А32-25395/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании, от общества с ограниченной ответственностью "Креативити" (ИНН 2320209750, ОГРН 1132366001030) - Арумова Е.В. (доверенность от 17.06.2023), в отсутствие представителей Министерства экономического развития Российской Федерации (ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385), Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 7710568760, ОГРН 1047797019830), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Креативити" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А32-25395/2023, установил следующее.
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - министерство) обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ООО "Креативити" (далее - общество) в пользу Российской Федерации в лице министерства по соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии от 24.12.2019 N 174-11-2019-086 субсидии в размере 5 105 600 рублей; процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 887 954 рублей 77 копеек с 15.12.2021 по 03.10.2023, а также начиная с 04.10.2023 по день принятия Арбитражным судом Краснодарского края решения по делу N А32-25395/2023, исходя из суммы долга в размере 5 105 600 рублей и ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.12.2023 с общества в пользу министерства взыскано 5 105 600 рублей субсидии, 728 771 рубль 96 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 15.12.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 06.12.2023. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.03.2024 решение суда от 29.12.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления министерства. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Доказательства того, что субсидия была израсходована не по целевому назначению, не представлены. Истцом пропущен срок исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.12.2019 Федеральное агентство по туризму (далее - агентство, Ростуризм) и общество (получатель субсидии) заключили соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу N 174-11-2019-086.
Соглашение заключено на основании Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 534 (далее - Правила N 534).
Во исполнение пункта 2.1 соглашения обществу перечислена субсидия в размере 5 105 600 рублей.
В силу пункта 3.4 соглашения условием предоставления субсидии является согласие получателя на осуществление агентством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. Выражение согласия получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания соглашения.
С 05 апреля по 14 июля 2021 года Федеральное казначейство провело проверку финансово-хозяйственной деятельности агентства.
Актом плановой выездной проверки от 04.08.2021 установлено нарушение обществом подпункта "г" пункта 7 и подпункта "г" пункта 8 Правила N 534 (пункт 26 представления Федерального казначейства от 12.10.2021 N 07-04-04/17-24788) в части подтверждения отсутствия у получателя неисполненной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Во исполнение положений Правил N 534, соглашения и представления Федерального казначейства агентство на электронную почту общества, которая содержалась в Едином федеральном реестре туроператоров и использовалась для взаимодействия Ростуризма и получателя субсидии по вопросам выдачи субсидии, направило 14.12.2021 и 06.04.2022 требования о возврате в доход федерального бюджета субсидии в размере 5 105 600 рублей.
14 декабря 2021 года с электронной почты общества поступил ответ на требование о возврате субсидии, следовательно, в указанную дату получателю стало известно о неправомерности получения субсидии и необходимости вернуть средства субсидии в федеральный бюджет. Факт получения общества требования о возврате субсидии и надлежащего соблюдения агентством досудебного порядка урегулирования спора также подтверждается подачей обществом в Арбитражный суд города Москвы заявления о признании требования от 06.04.2022 N 6594/ГП недействительным и не подлежащим исполнению (дело N А40-167660/2022; в удовлетворении заявленных требований отказано).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2022 N 759 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности" (далее - Указ N 759) Федеральное агентство по туризму упразднено.
Пунктом 3 Указа N 759 установлено, что Министерство экономического развития Российской Федерации является правопреемником упраздняемого Федерального агентства по туризму, в числе прочих по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. В связи с этим, министерство является правопреемником Ростуризма во взаимоотношениях с получателем субсидии.
Возвращение субсидии в установленный срок обществом не произведено, требования представления Федерального казначейства не исполнены, что явилось основанием для обращения министерства в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 8, 20 Правил N 534.
В силу подпункта "г" пункта 8 Правил N 534 для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у туроператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, сучетом положения подпункта "г" пункта 7 во взаимосвязи с подпунктом "а" пункта 8 Правил N 534 именно от даты направления заявки на предоставление субсидии исчисляется месячный срок и определяется дата документа, представляемого в Ростуризм, согласно которому заявителем подтверждается отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Суды выяснили, что заявка о предоставлении субсидии общества N 301 датирована 02.12.2019. Следовательно, справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должна была быть представлена обществом по состоянию на 01.11.2019.
Однако в составе заявки общества представлены следующие документы:
- справка МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю N 2625617 по состоянию на 01.11.2019, согласно которой имеется задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
- справка МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю N 2625616 по состоянию на 19.11.2019, согласно которой не имеется задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Кроме того, информация о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.11.2019 подтверждена Федеральной налоговой службой по запросу Федерального казначейства (письмо Федерального казначейства от 29.06.2022 N 07-04-04/17-16049).
Таким образом, при наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах общество, злоупотребляя правом, подало заявку от 02.12.2019 и неправомерно, в нарушение требований, установленных Правилами N 534, получило субсидию в размере 5 105 600 рублей.
Довод общества относительно отсутствия преюдициального значения решения по делу N А40-167660/2022 рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен.
По результатам рассмотрения судами дела N А40-167660/2022 установлено, что общество направило заявку от 02.12.2019 и получило субсидию в размере 5 105 600 рублей при отсутствии правовых оснований.
Более того, представитель общества в судебном заседании признал наличие задолженности, установленной Федеральным казначейством при проверке.
В рамках дела N А40-167660/2022 установлены обстоятельства, являющиеся юридически значимыми для рассмотрения вопроса о взыскании с общества необоснованно полученной субсидии, следовательно, судебные акты по указанному делу, вопреки доводам ответчика, являются преюдициальными для рассматриваемого спора, а установленные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию.
Довод общества об истечении трехлетнего срока исковой давности для предъявления требования о возврате субсидии был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку. Факт нарушения обществом условий предоставления субсидии выявлен по результатам проведения Федеральным казначейством плановой выездной проверки. Представление Федерального казначейства по итогам проверки вынесено 12.10.2021 N 07-04-04/17-24788. Следовательно, только после подготовки и получения указанного представления стало известно о нарушении прав Российской Федерации в лице Ростуризма (в настоящее время в лице Минэкономразвития России). Судом первой инстанции правильно установлено, что начало течения срока исковой давности следует исчислять от даты вынесения представления Федерального казначейства (12.10.2021), поэтому, трехлетний срок исковой давности для предъявления требования о возврате субсидии не истек.
Довод общества об отсутствии признаков какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Как указал апелляционный суд, подпунктом 4.3.3.2 соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется в случае получения от агентства требования возвратить в федеральный бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в этом требовании.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что недобросовестность ответчика заключается в том, что он, зная об отсутствии оснований для получения субсидии ввиду недоимки по налогам и иным платежам, обратился в Ростуризм за предоставлением субсидии.
На основании изложенного выводы судов о возврате суммы субсидии в размере 5 105 600 рублей являются правомерными.
Суды, сославшись на статью 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункты 2, 3, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"", постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", письмо ФНС России от 18.07.2022 N 18-2-05/0211@, верно указали, что требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению с 15.12.2021 по 31.03.2022 (179 954 рубля 92 копейки), с 02.10.2022 по 03.10.2023 (421 806 рублей 50 копеек), с 04.10.2023 по 06.12.2023 (127 010 рублей 54 копейки), что согласно произведенному судом расчету составляет 728 771 рубль 96 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами суды отказали в связи с исключением периода действия моратория на взыскание финансовых санкций.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А32-25395/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, сославшись на статью 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункты 2, 3, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"", постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", письмо ФНС России от 18.07.2022 N 18-2-05/0211@, верно указали, что требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению с 15.12.2021 по 31.03.2022 (179 954 рубля 92 копейки), с 02.10.2022 по 03.10.2023 (421 806 рублей 50 копеек), с 04.10.2023 по 06.12.2023 (127 010 рублей 54 копейки), что согласно произведенному судом расчету составляет 728 771 рубль 96 копеек."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2024 г. N Ф08-5260/24 по делу N А32-25395/2023