г. Краснодар |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А32-2453/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Крым (судья Грабовская Е.В.), от заявителя - Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Водоканал Южного берега" - Логвиненко Е.Е. (доверенность от 17.05.2022), Околухина А.В. (доверенность от 01.11.2023), Лосевой С.Г. (доверенность от 19.12.2022), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Долговой И.О. (доверенность от 12.09.2023), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым - Новицкой Е.С. (доверенность от 19.05.2022), Совета Министров Республики Крым - Казаковой О.В. (доверенность от 15.08.2023), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения извещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу N А32-2453/2022, установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Водоканал Южного берега Крыма" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным требования Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 22.11.2021 N 10-25/15/21 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым".
Решением от 20.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2023 суд удовлетворил заявленное требование. Судебные акты мотивированы тем, что повышающий коэффициент не может быть применён к добросовестным природопользователям, принимающим меры к получению указанного разрешения и имевших соответствующее разрешение в предыдущем периоде.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение. По мнению управления, выводы судов относительно отсутствия у предприятия обязанности дополнительного доначисления и довнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку нормативы допустимых сбросов ранее установлены по законодательству Украины (разрешение на специальное водопользование УКР-КРЫ N 1203 от 29.12.2012, действовавшее до конца 2014 года) и в 2016 - 2020 годах предприятием не превышались нормативы допустимых сбросов, утвержденные по законодательству Украины, противоречат требованиям действующего российского законодательства. Управление полагает, что на отчетный период 2020 года у предприятия отсутствовали какие-либо действующие разрешительные документы на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, вследствие чего, плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие и применяется коэффициент Кпр равный 100.
В отзывах и дополнениях к отзывам на кассационную жалобу предприятие, Совет Министров Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Предприятие полагает, что загрязнение водного объекта отсутствует, поскольку, после прохождения механической и полной биологической очистки на выходе с глубоководного выпуска в Черном море соответствует всем нормативам качества воды по химическим, бактериологическим, санитарным показателям в водном объекте. Предприятие также указывает на неприменении повышающего коэффициента к добросовестному природопользователю, принимающему меры к получению указанного разрешения и имевшего соответствующее разрешение в предыдущем периоде.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что предприятие является гарантирующей организацией на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, представляющей услуги централизованного водоотведения.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава (с изменениями и дополнениями) предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, которое осуществляет координацию и регулирование деятельности предприятия на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 18.09.2014 N 948-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Водоканал Южного берега Крым". Предприятие является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоотведения городского округа Ялта на основании выписки из Единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 714 "Об утверждении единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым"; письма от 01.02.2021 N449/4.1/Исх-21 о соответствии объёма сточных вод, принятых в централизованную систему водоотведения (канализации) за 2020 год, а также об осуществлении деятельности по сбору и обработке сточных вод, представленных Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым; выписки из ЕГРЮЛ, согласно которой одним из видов экономической деятельности предприятия, является деятельность по сбору и обработке сточных вод.
В рамках реализации своих полномочий, управление провело контроль за исчислением предприятием платы за негативное воздействие на окружающую среду в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и направило предприятию требование от 22.11.2021 N 10-25/15/21 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 109 507 616 рублей 03 копеек. Основанием для выставления управлением требования явился произведённый предприятию перерасчёт суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по эксплуатируемому объекту негативного воздействия на окружающую среду I категории - Ялтинским канализационно-очистным сооружениям, с применением повышающего коэффициента Кпр=100.
Предприятием плата исчислена без применения повышающего коэффициента на основании пунктов 12 и 21(1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255), предусматривающих формулу расчета платы, в которой вместо коэффициента Кпр=100 организациями, эксплуатирующими централизованную систему водоотведения поселений или городских округов, на период реализации программ повышения экологической эффективности применяется коэффициент Кср=1. Предприятие представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам негативного воздействия на окружающую среду II категории управлением произведен за период с 01.01.2020 по 09.09.2020 с применением повышающего коэффициента Кпр=100.
Предприятие исполнило требование от 22.11.2021 N 10-25/15/21 в части внесения дополнительной платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на сумму 565 681 рубль 62 копейки и пени в размере 39 456 рублей 29 копеек; за размещение отходов производства и потребления в размере 1 621 016 рублей 48 копеек и пени в размере 113 065 рублей 90 копеек. В оставшейся части, учитывая ранее уплаченные авансовые платежи в сумме 7 963 256 рублей 06 копеек, предприятие не исполнило требование управления и обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению о признании недействительным и отмене требования от 22.11.2021 N 10-25/15/21 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 107 320 917 рублей 93 копейки.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по данному делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, определениях от 12.12.2002 N 284-О, от 22.12.2015 N 2987-О, пришли к выводу об обоснованности заявленного предприятием требования.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок, определяющий требования к представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате, плата соответственно) лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды утвержден приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 и от 30.12.2019 N 899".
Законодательством Российской Федерации установлен повышающий коэффициент при расчете платы за сброс загрязняющих веществ с целью побуждения юридических лиц провести соответствующие мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и представить необходимые разрешительные документы и, в случае их непроведения и непредставления, взимается более высокая плата (статья 16.3 Закона об охране окружающей среды, пункт 21 Правил N 255).
Пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Судебные инстанции установили, что заявитель является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоотведения городского округа Ялта. На объект Ялтинские канализационно-очистные сооружения нормативы сбросов ранее были установлены законодательством Украины и действовали вплоть до конца 2014 года, что подтверждается Разрешением на специальное водопользование от 29.12.2012 УКР-КРЫ N 1203. В 2016 - 20200 годах предприятием не превышались нормативы допустимых сбросов, утвержденные для Ялтинских канализационно-очистных сооружений по законодательству Украины, что подтверждается данным о нормативном и фактическом сбросе загрязняющих веществ за 2016 - 2020 годы. При этом, как установили судебные инстанции, начиная с 2015 года предприятие принимало последовательные действия для установления нормативов сбросов по законодательству Российской Федерации, однако получал отказы по независящим от него причинам, основной из которых является отсутствие на Ялтинских канализационно-очистных сооружениях обеззараживания сточных вод перед сбросом в море, что подтверждается письмами Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым от 13.03.2018 N 6516/16/5, от 04.04.2022 N 907/09-23/5, письмами Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 08.02.2018 N 02-1044-18, от 02.03.2022 N 82-00-02/04-2481-2022.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество неоднократно обращалось в Минприроды для утверждения ПНООЛР и получало отказы (письма от 13.03.2018, от 04.04.2022, от 29.09.2022), в том числе, по причине отсутствия на очистных сооружениях установок по обеззараживанию сточных вод (письма Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю N 02-1044-18 от 08.02.2018, N 82-00-02/04-2481-2022 от 02.03.2022, N 82-00-02/04-9476-2022 от 29.08.2022). Проанализировав причины отказа, суды пришли к выводу о том, что нормативы не были своевременно утверждены по независящим от предприятия причинам. Доказательства обратного управление не представило.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила N 641).
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 19.11.2019 N 1440-р "О некоторых вопросах Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым" в адресную инвестиционную программу Республики Крым включены мероприятия по реконструкции канализационно-очистных сооружений; приложением N 3 к распоряжению N 1440-р утверждена Республиканская адресная инвестиционная программа в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя", согласно которому главным распорядителем бюджетных средств определено Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
Судебные инстанции установили, что в 2020 году в Республиканскую адресную инвестиционную программу в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя", утвержденную Распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.11.2019 N 1440-р (в действующей редакции программа утверждена Распоряжением Совета министров Республики Крым от 13.12.2022 N 2015-р), включено мероприятие "Реконструкция канализационно-очистных сооружений "Ялта" в п. Отрадное" (далее - объект) стоимостью 8 997 860 тыс. рублей. Контроль за исполнением указанного мероприятия возложен на Совет Министров Республики Крым; утвержденный срок завершения строительно-монтажных работ по данному мероприятию - 2025 год; в рамках реализации проекта технология очистки на Ялтинских канализационно-очистных сооружениях будет приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации, в том числе предусмотрено обеззараживание сточных вод. 13.05.2021 в рамках реализации социально значимого для Республики Крым мероприятия по реконструкции объекта государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" и ООО "Трансстройиндустрия" заключили д государственный контракт на выполнение проекто-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту N 117/ЕП-ПИР/СМР, в соответствии с условиями которого подрядчик в установленные в контракте сроки обязуется выполнить проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по объекту и передать работы и объект учреждению, а учреждение обязалось принять работы и объект и оплатить их в соответствии с условиями контракта. Пунктом 4.1.2 государственного контракта N 117/ЕП-ПИР/СМР (дополнительное соглашение от 29.06.2022 N 3) окончание строительно-монтажных работ предусмотрено не позднее 31.10.2025.
Суды учли, что предприятие принимает все возможные меры по разработке документации и получению необходимых разрешений. На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 09.12.2019 N 00-21.01.00.004-М-РСБК-С-2019-00902/00 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым предоставило предприятию право пользования водным объектом (Черное море), сроком действия до 09.12.2024, целью использования водного объекта установлен сброс сточных вод.
Суды установили, что с 2015 года предприятием проводились работы по подготовке Службы лабораторного контроля качества предприятия к процедуре аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (приобретено лабораторное оборудование, проведен капитальный ремонт в помещениях 2-х производственных лабораторий предприятия на основании требований СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней": получение лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах (выдана Межрегиональном управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю N 82.01.03.001.Л.000007.08.18 от 19.08.2018); получение аттестата аккредитации Службы лабораторного контроля качества ГУП РК "Водоканал ЮБК" в национальной системе аккредитации (номер RA.RU.21HP26) от 01.07.2019.
Вывод судов о том, что предприятие, в данном случае, действовало разумно и добросовестно, предприняло все зависящие от него меры с целью снижения негативного влияния на окружающую среду результатов своей хозяйственной деятельности на спорном объекте, не уклонялось от получения разрешительных документов, осуществляло меры, направленные на их получение, невозможность получения которых не зависит от поведения и воли предприятия, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств. Доказательства того, что предприятием, в том числе в 2020 году допущено превышение нормативов допустимых сбросов, утвержденных для Ялтинских канализационно-очистных сооружений по законодательству Украины, управлением в материалы дела не представило. Судебные инстанции проверили расчет задекларированного предприятием размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и признали его правильным.
Суды, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 01.04.2021 N 310-ЭС21-2390 по делу N А83-3255/2018, согласно которой повышающий коэффициент не может быть применен к добросовестным природопользователям, принимающим меры к получению указанного разрешения и имеющим соответствующее разрешение в предыдущем периоде, установив, что предприятие действовало добросовестно, пришли к выводу об отсутствии, в данном случае, оснований для применения повышающего коэффициента при расчете размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. Доказательства обратного управление не представило.
Доводы управления выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу N А32-2453/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что с 2015 года предприятием проводились работы по подготовке Службы лабораторного контроля качества предприятия к процедуре аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (приобретено лабораторное оборудование, проведен капитальный ремонт в помещениях 2-х производственных лабораторий предприятия на основании требований СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней": получение лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах (выдана Межрегиональном управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю N 82.01.03.001.Л.000007.08.18 от 19.08.2018); получение аттестата аккредитации Службы лабораторного контроля качества ГУП РК "Водоканал ЮБК" в национальной системе аккредитации (номер RA.RU.21HP26) от 01.07.2019.
...
Суды, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 01.04.2021 N 310-ЭС21-2390 по делу N А83-3255/2018, согласно которой повышающий коэффициент не может быть применен к добросовестным природопользователям, принимающим меры к получению указанного разрешения и имеющим соответствующее разрешение в предыдущем периоде, установив, что предприятие действовало добросовестно, пришли к выводу об отсутствии, в данном случае, оснований для применения повышающего коэффициента при расчете размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. Доказательства обратного управление не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2024 г. N Ф08-12672/23 по делу N А32-2453/2022