г. Краснодар |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А32-54739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., при участии от заявителя - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Камыниной Я.В. (доверенность от 18.03.2024), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А32-54739/2022, установил следующее.
Администрация муниципального образования города Краснодар (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление, уполномоченный орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ территориального управления в безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка общей площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505, расположенного по адресу: г. Краснодар, ст. Елизаветинская, КГАУ учхоз "Кубань", как несоответствующий нормам земельного законодательства Российской Федерации;
- обязать территориальное управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального образования город Краснодар путем принятия решения о согласовании безвозмездной передачи в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка общей площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505, расположенного по адресу: г. Краснодар, ст. Елизаветинская, КГАУ учхоз "Кубань", и направления соответствующего положительного решения администрации в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу (требования уточнены на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях главы 24 Кодекса, главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), и мотивировано незаконностью решения уполномоченного органа об отказе передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 при наличии к тому оснований. Оспариваемое решение нарушает право муниципального образования город Краснодар на распоряжение данным земельным участком, расположенным на территории города Краснодара. Документами территориального планирования и функционального зонирования предусмотрено, что испрашиваемый к передаче земельный участок отнесен к зеленой зоне, ограниченной улицами Красной и Советской в ст. Елизаветинской, ему присвоено наименование "Сквер Кленовый".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024, признано незаконным решение территориального управления, выраженное в письме от 10.01.2023 N 23-05/246, об отказе в безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505, как не соответствующее Земельному кодексу. На уполномоченный орган возложена обязанность в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу принять и направить администрации решение о безвозмездной передаче указанного земельного участка из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар.
Суды установили, что на территории муниципального образования город Краснодар по адресу: г. Краснодар, ст. Елизаветинская, КГАУ учхоз "Кубань", расположен земельный участок площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505, находящийся в собственности Российской Федерации. Решением городской Думы Краснодара от 25.06.2013 N 50 п. 9 зеленой зоне, ограниченной улицами Красной и Советской, присвоено наименование "Сквер Кленовый". Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 сформирован под данным сквером и поставлен на государственный кадастровый учет из земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Администрацией с 2019 года ведется переписка по вопросу передачи в муниципальную собственность указанного земельного участка, вместе с тем, уполномоченный орган отказывает в его передаче при следующих обстоятельствах. Администрацией направлено обращение в ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный аграрный университет" (далее - университет) о даче согласия на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505. Также направлено обращение в территориальное управление о безвозмездной передаче указанного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар, расположенного в границах сквера "Кленовый", утвержденного решением городской Думы Краснодара от 25.06.2013 N 50 п. 9. Территориальное управление письмом от 18.12.2019 N 23-01-05/21789 сообщило, что передача земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 будет осуществлена после получения согласия университета о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В администрацию поступило письмо университета исх. от 21.06.2021 N 07-274 о том, что им направлено в территориальное управление обращение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505 с целью дальнейшей его передачи из федеральной в муниципальную собственность. Администрацией вновь направлено обращение в территориальное управление исх. от 16.07.2021 N 1686/01 о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар. Территориальное управление письмом от 29.07.2021 N 23-05/14959 сообщило, что в целях принятия обоснованного решения по указанному вопросу направлены запросы в акционерное общество "ДОМ.РФ" (далее - общество) и субъектам естественных монополий. Администрацией направлено обращение в территориальное управление исх. от 28.09.2021 N 2423/07 о ходе рассмотрения вопроса о передаче земельного участка площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505 в муниципальную собственность. Территориальное управление в письме от 26.10.2021 N 23-05/20869 сообщило, что в целях принятия обоснованного решения по указанному вопросу направлены запросы в общество и субъектам естественных монополий. Вопрос о передаче земельного участка может быть рассмотрен территориальным управлением по существу после поступления запрошенной информации в полном объеме. Администрацией направлены обращения в территориальное управление исх. от 14.01.2022 N 62/07 и от 04.04.2022 N 616/07 о предоставлении информации о ходе рассмотрения вопроса о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар. Территориальное управление в письме от 11.05.2022 N 23-05/9809 сообщило, что на ранее направленный в общество запрос ответ не получен, в этой связи уполномоченным органом направлено повторное обращение с просьбой направить информацию о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 7 и 8 части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса. После поступления от общества запрошенной информации в полном объеме вопрос о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 может быть рассмотрен по существу. Администрацией направлено очередное обращение исх. от 05.07.2022 N 1470/01 о безвозмездной передаче земельного участка, на которое территориальное управление письмом от 04.08.2022 N 23-ИА-05/15949 сообщило следующее. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования". В этой связи нет правовых оснований для осуществления безвозмездной передачи данного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар. В ходе судебного разбирательства администрация получила новый отказ территориального управления за исх. от 10.01.2023 N 23-05/246 по вопросу о передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность, в связи с чем, заявитель уточнил требования. При разрешении спора суды руководствовались положениями главы V.5 Земельного кодекса. В качестве основания для отказа в передаче испрашиваемого участка территориальное управление сослалось на сведения ЕГРН, согласно котором он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Суды установили, что администрацией соблюден порядок обращения с заявлением о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505. Уполномоченный орган не представил доказательств того, что передача данного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар невозможна с учетом положений пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса. Университет направил территориальному управлению заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:43:0115015:505. По сведения ЕГРН (выписка об объекте недвижимости от 01.11.2022 N КУВИ-001/2022-193566166) ограничение прав (обременение) в виде права постоянного бессрочного пользования участком отсутствует. Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар предоставлена следующая информация (письмо от 29.08.2023 N 14020/29). В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1, испрашиваемый участок расположен в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). В границах зоны предусмотрены планируемые к размещению объекты местного значения (спортивное сооружение на 500 кв. м, сквер). Участок также расположен в зоне транспортной инфраструктуры, в границах которой предусмотрен существующий объект местного значения (магистральная улица районного значения). Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции от 22.07.2021 N 17 п. 19), земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады) (Р-1). Также участок расположен в зоне застройки объектами капитального строительства физической культуры и спорта (ОД-4), зоне, предназначенной для научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей (СХ-8), зоне зеленых насаждений специального назначения (С-3), зоне транспортной инфраструктуры (Т-1). Такого основания для принятия решения об отказе в передаче земельного участка в муниципальную собственность как отнесение его к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования положениями статьи 39.31 Земельного кодекса не предусмотрено. Кроме того, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 по сведениям ЕГРН относится к категории земель населенных пунктов (выписка об объекте недвижимости от 28.08.2023 N КУВИ-001/2023-196207395). Из материалов дела не следуют обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса в качестве оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в безвозмездной передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность. В этой связи суд первой инстанции признал требования администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению. Отклоняя доводы территориального управления о подмене судом функций уполномоченного органа, в ведении которого находится принятие решения о распоряжении федеральным земельным участком, о понуждении его к принятию решения о предоставлении земельного участка в нарушение принципа разделения властей, суд апелляционной инстанции указал на следующее. Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса, которая действует с 01.03.2015. Действия суда основаны на положениях частей 2, 5 статьи 201 Кодекса и соответствуют разъяснениям, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Кроме того, судебная практика по применению положений главы V.5 Земельного кодекса также исходит из возможности возложения на уполномоченный орган обязанности по принятию решения о безвозмездной передаче федерального земельного участка в собственность муниципального образования.
Территориальное управление обжаловало решение и постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать. Жалоба мотивирована следующим. Администрация обратилась в территориальное управление (письмо от 07.12.2022 N 2727/61) для рассмотрения вопроса о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 из федеральной собственности в муниципальную собственность. Письмом от 10.01.2023 N 23-05/246, территориальное управление сообщило о невозможности передачи земельного участка из одного уровня собственности в другой. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому категория земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования предусматривают ведение сельского хозяйства. Учитывая, что земельный участок общей площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505 находится на инвестиционно-привлекательной территории, уполномоченный орган полагает возможным вовлечь его в хозяйственный оборот с целью пополнения федерального бюджета неналоговыми поступлениями, что не принято во внимание судами первой и апелляционной инстанций. В соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным от 24.02.2022 N ИП-08/6914 в случае поступления обращений о передаче федерального имущества в безвозмездное пользование муниципальным и региональным организациям или на иной уровень публичной собственности, территориальному управлению необходимо учитывать приоритет перераспределения федерального имущества. В первую очередь прорабатывается вопрос включения такого имущества в прогнозный план приватизации, вовлечения в хозяйственный оборот (аренда) или перераспределения имущества в пользу федеральных организаций, включая передачу ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности", и только затем в безвозмездное пользование или на иной уровень публичной собственности. В этой связи передача земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 из федеральной собственности в муниципальную собственность города Краснодар существенно нарушает права и законные интересы Российской Федерации. Территориальному управлению согласие университета на передачу земельного участка в муниципальную собственность не поступало. Участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 находится в постоянном (бессрочном) пользовании университета и используется им для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и иных целей, связанных с таким производством. В деле отсутствуют доказательства направления территориальному управлению заявления университета о прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:43:0115015:505, в этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к необоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона. Суды не привлекли университет и общество к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, что повлияло на итоги разрешения спора. Данные лица участие в судебных разбирательствах не принимали, свою правовую позицию не предоставляли, что существенно повлияло на обоснованность вынесенных судебных актов. Также суд не вправе подменять функции уполномоченного органа, в ведении которого находится принятие решения о распоряжении земельным участком. Вместе с тем, суды подменили функции уполномоченного органа и обязали его принять незаконное решение. Обязав территориальное управление принять решение о предоставлении администрации земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505, суд нарушил принцип разделения властей, подменив собой орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение государственной собственностью.
Суд округа не располагает сведениями о поступлении от администрации отзыва на кассационную жалобу.
Представитель администрации возражал в судебном заседании против доводов кассационной жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций закону и материалам дела, не подтверждающим наличие оснований для отказа уполномоченного органа в передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность.
Территориальное управление явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на территории муниципального образования город Краснодар по адресу: г. Краснодар, ст. Елизаветинская, КГАУ учхоз "Кубань", расположен земельный участок общей площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505, находящийся в собственности Российской Федерации.
Решением городской Думы Краснодара от 25.06.2013 N 50 п. 9 зеленой зоне, ограниченной улицами Красной и Советской, присвоено наименование "Сквер Кленовый". Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 сформирован под данным сквером и поставлен на государственный кадастровый учет из земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Администрацией с 2019 года ведется с территориальным управлением переписка по вопросу передачи в муниципальную собственность указанного земельного участка, не разрешающим вопрос о такой передаче при следующих обстоятельствах. Администрацией направлено обращение в территориальное управление о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар, расположенного в границах сквера "Кленовый", утвержденного решением городской Думы Краснодара от 25.06.2013 N 50 п. 9. Территориальное управление письмом от 18.12.2019 N 23-01-05/21789 сообщило, что передача земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 будет осуществлена после получения согласия университета о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Администрацией направлено обращение в университет о даче согласия на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:43:0115015:505. В администрацию поступило письмо университета исх. от 21.06.2021 N 07-274 о том, что им направлено в территориальное управление обращение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505 с целью дальнейшей его передачи в муниципальную собственность. Администрацией вновь направлено обращение в территориальное управление исх. от 16.07.2021 N 1686/01 о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар. Территориальное управление письмом от 29.07.2021 N 23-05/14959 сообщило, что в целях принятия обоснованного решения по указанному вопросу направлены запросы в общество и субъектам естественных монополий. Администрацией направлено обращение в территориальное управление исх. от 28.09.2021 N 2423/07 о ходе рассмотрения вопроса о передаче земельного участка в муниципальную собственность. Территориальное управление в письме от 26.10.2021 N 23-05/20869 сообщило, что в целях принятия обоснованного решения по указанному вопросу направлены запросы в общество и субъектам естественных монополий. Вопрос о передаче земельного участка может быть рассмотрен территориальным управлением по существу после поступления запрошенной информации в полном объеме. Администрацией направлены обращения в территориальное управление исх. от 14.01.2022 N 62/07 и от 04.04.2022 N 616/07 о предоставлении информации о ходе рассмотрения вопроса о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар. Территориальное управление в письме от 11.05.2022 N 23-05/9809 сообщило, что на ранее направленный в общество запрос ответ не получен, в этой связи уполномоченным органом направлено повторное обращение с просьбой направить информацию о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 7 и 8 части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса. После поступления от общества запрошенной информации в полном объеме вопрос о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка может быть рассмотрен по существу. Администрацией направлено очередное обращение исх. от 05.07.2022 N 1470/01 о безвозмездной передаче земельного участка, на которое территориальное управление письмом от 04.08.2022 N 23-ИА-05/15949 сообщило следующее. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. В этой связи нет правовых оснований для осуществления безвозмездной передачи данного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
Ссылаясь на длительное незаконное бездействие территориального управления по вопросу о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, администрация оспорила его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. В ходе судебного разбирательства от территориального управления в администрацию поступил новый отказ за исх. от 10.01.2023 N 23-05/246 по вопросу о передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность, в связи с чем, администрация уточнила первоначально заявленные требования.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном данным Кодексом.
Органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если они полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 198 Кодекса).
Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял решение или совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, муниципальных округов, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие участки расположены на территориях соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса).
Перечень оснований, по которым федеральные земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, определен в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса.
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Перечень оснований для принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, решения об отказе в передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, установлен пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса. Одним из таких оснований является то, что земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (подпункт 4 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что порядок обращения с заявлением о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 администрацией соблюден. Решение территориального управления об отказе в безвозмездной передаче этого земельного участка в муниципальную собственность незаконно в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса. Поэтому суды признали заявление администрации обоснованным, обязав уполномоченный орган принять соответствующее решение в порядке, установленном Земельным кодексом.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Суд кассационной инстанции полагает, что в данном случае имеются предусмотренные частью 1 статьи 288 Кодекса основания для отмены обжалуемых территориальным управлением судебных актов. Стороны спора признают, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования университету. Территориальное управление в письме от 18.12.2019 N 23-01-05/21789 сообщало администрации, что передача земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 будет осуществлена после получения согласия университета на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Администрация направляла в университет обращение о даче согласия на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:43:0115015:505. В материалах дела имеется также адресованное администрации письмо университета исх. от 21.06.2021 N 07-274 о том, что им направлено в территориальное управление обращение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505 с целью дальнейшей его передачи в муниципальную собственность. По сведениям ЕГРН (выписки представлены в материалы дела) право постоянного (бессрочного) пользования университета на испрашиваемый администрацией к передаче земельный участок в ЕГРН не зарегистрировано. При этом территориальное управление отрицает факт принятия распорядительного акта о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования университета в связи с отказом последнего от соответствующего вещного права (пункт 1 статьи 45, статья 53 Земельного кодекса). Из изложенного можно сделать выводы о том, что право постоянного (бессрочного) пользования университета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 является ранее возникшим (поэтому оно не зарегистрировано в ЕГРН), а также не прекращенным в порядке, установленном положениями Земельного кодекса (в отсутствие в материалах дела доказательств обратного). При этом указанные выводы носят предположительный характер, поскольку университет к участию в деле не привлечен, в материалах которого отсутствуют как документы, подтверждающие его вещное право на земельный участок, испрашиваемый администрацией к передаче, как и доказательства (пояснения университета) относительно прекращения этого права, в порядке, установленном положениями Земельного кодекса. При этом суд кассационной инстанции обращает внимание на положения пунктов 3 и 5 статьи 39.32 Земельного кодекса, согласно которым решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном названной статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных статьей 45 Земельного кодекса. В случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность. Из приведенных правовых норм следует, что вопросы, связанные с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком университета и безвозмездной передачей этого участка в муниципальную собственность, должны разрешаться в одном решении, принимаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника земельного участка. Обязывая территориальное управление принять и направить администрации решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, суд эти правовые нормы не учитывал, обстоятельства, связанные с наличием существующего (либо уже прекращенного) права постоянного (бессрочного) пользования не устанавливал. Университет к участию в деле не привлекался, документы, подтверждающие наличие (либо отсутствие) у него вещного права на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 судом не истребовались. Исходя из положений подпункта 4 пункта 7 статьи 39.31 и пункта 3 статьи 39.32 Земельного кодекса, данные обстоятельства должны входить в предмет исследования (подлежат судебной оценке) в целях правильного разрешения спора. При этом в случае документального подтверждения факта наличия у университета (сохранения за ним) указанного вещного права, не прекращенного в установленном законом порядке, судебные акты по настоящему делу не будут соответствовать положениям пункта 3 статьи 39.32 Земельного кодекса. Законодатель в ней предусмотрел, что решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования университета на земельный участок одновременно является и решением уполномоченного органа о передаче такого земельного участка в собственность муниципального образования город Краснодар. В силу изложенного, без разрешения вопроса о прекращении вещного права университета на земельный участок не может быть принят судебный акт о передаче такого участка в муниципальную собственность.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Обжалуемые территориальным управлением судебные акты не могут быть признаны окружным судом законными и обоснованными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех представленных в материалы дела доказательств. В силу требований части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств. Поэтому дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, привлечь к участию в деле университет, после этого оценить доводы участвующих в деле лиц с учетом требований, установленных статьи 71 Кодекса, проверить существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам. Исходя из подлежащих применению норм материального и процессуального права, из доводов и возражений лиц, участвующих в деле, обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение для правильного разрешения спора, следует рассмотреть спор по существу и принять законное и обоснованное решение.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. В этой связи следует учесть, что территориальное управление освобождено от уплаты пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А32-54739/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции полагает, что в данном случае имеются предусмотренные частью 1 статьи 288 Кодекса основания для отмены обжалуемых территориальным управлением судебных актов. Стороны спора признают, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования университету. Территориальное управление в письме от 18.12.2019 N 23-01-05/21789 сообщало администрации, что передача земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 будет осуществлена после получения согласия университета на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Администрация направляла в университет обращение о даче согласия на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:43:0115015:505. В материалах дела имеется также адресованное администрации письмо университета исх. от 21.06.2021 N 07-274 о том, что им направлено в территориальное управление обращение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 29 156 кв. м с кадастровым номером 23:43:0115015:505 с целью дальнейшей его передачи в муниципальную собственность. По сведениям ЕГРН (выписки представлены в материалы дела) право постоянного (бессрочного) пользования университета на испрашиваемый администрацией к передаче земельный участок в ЕГРН не зарегистрировано. При этом территориальное управление отрицает факт принятия распорядительного акта о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования университета в связи с отказом последнего от соответствующего вещного права (пункт 1 статьи 45, статья 53 Земельного кодекса). Из изложенного можно сделать выводы о том, что право постоянного (бессрочного) пользования университета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0115015:505 является ранее возникшим (поэтому оно не зарегистрировано в ЕГРН), а также не прекращенным в порядке, установленном положениями Земельного кодекса (в отсутствие в материалах дела доказательств обратного). При этом указанные выводы носят предположительный характер, поскольку университет к участию в деле не привлечен, в материалах которого отсутствуют как документы, подтверждающие его вещное право на земельный участок, испрашиваемый администрацией к передаче, как и доказательства (пояснения университета) относительно прекращения этого права, в порядке, установленном положениями Земельного кодекса. При этом суд кассационной инстанции обращает внимание на положения пунктов 3 и 5 статьи 39.32 Земельного кодекса, согласно которым решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном названной статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных статьей 45 Земельного кодекса. В случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность. Из приведенных правовых норм следует, что вопросы, связанные с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком университета и безвозмездной передачей этого участка в муниципальную собственность, должны разрешаться в одном решении, принимаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника земельного участка. Обязывая территориальное управление принять и направить администрации решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, суд эти правовые нормы не учитывал, обстоятельства, связанные с наличием существующего (либо уже прекращенного) права постоянного (бессрочного) пользования не устанавливал. Университет к участию в деле не привлекался, документы, подтверждающие наличие (либо отсутствие) у него вещного права на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115015:505 судом не истребовались. Исходя из положений подпункта 4 пункта 7 статьи 39.31 и пункта 3 статьи 39.32 Земельного кодекса, данные обстоятельства должны входить в предмет исследования (подлежат судебной оценке) в целях правильного разрешения спора. При этом в случае документального подтверждения факта наличия у университета (сохранения за ним) указанного вещного права, не прекращенного в установленном законом порядке, судебные акты по настоящему делу не будут соответствовать положениям пункта 3 статьи 39.32 Земельного кодекса. Законодатель в ней предусмотрел, что решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования университета на земельный участок одновременно является и решением уполномоченного органа о передаче такого земельного участка в собственность муниципального образования город Краснодар. В силу изложенного, без разрешения вопроса о прекращении вещного права университета на земельный участок не может быть принят судебный акт о передаче такого участка в муниципальную собственность.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2024 г. N Ф08-3227/24 по делу N А32-54739/2022