г. Краснодар |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А32-38218/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431) и ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А32-38218/2023, установил следующее.
ООО "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) с иском о взыскании 13 368 рублей 31 копейки задолженности по уплате дополнительных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за январь - март 2023 года, а также 243 рублей 97 копеек неустойки, начисленной с 13.03.2023 по 21.06.2023.
Решением суда от 09.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2024, иск удовлетворен; распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины. Суды исходили из подтверждения факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по своевременному внесению дополнительных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что компания не заключила с МКУ "Горжилхоз" договор по начислению и уплате взносов на капитальный ремонт, не направляла администрации платежные документы, поэтому отсутствовала возможность внесения спорной платы.
Доказательств надлежащего уведомления администрации о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в материалы дела не представлено, поэтому решение, принятое на этом собрании является недействительным. В материалах дела отсутствуют доказательства проведения капитального ремонта подъездов (договор подряда, локальный сметный расчет, акты выполненных работ). Приказом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2023 N 190 прекращено ведение учета в реестре муниципального имущества муниципального образования город Краснодар в отношении спорных нежилых помещений, поскольку они отвечают признакам общего имущества в многоквартирном доме. Ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от обязанности уплаты государственной пошлины.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 12.04.2023 за муниципальным образованием город Краснодар зарегистрировано право собственности на нежилые помещения с кадастровыми номерами 23:43:0305029:358 и 23:43:0305029:77, находящиеся на первом этаже и в подвале многоквартирного дома N 54 по ул. им. Орджоникидзе в г. Краснодаре.
В отношении указанного многоквартирного жилого дома компания осуществляет функции управляющей организации.
На общем собрании собственников помещений в указанном доме принято решение о дополнительных взносах для оплаты капительного ремонта подъездов N 1, 2, 3 и 4, которое оформлено протоколом от 03.10.2022 N 2.
Ссылаясь на невнесение администрацией названных взносов за январь - март 2023 года, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды пришли к выводу о том, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором находятся спорные помещения, в том числе по внесению взносов на капитальный ремонт, лежит на администрации.
Возражая против иска, администрация сослалась на то, что приказом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2023 N 190 "О прекращении ведения учета в Реестре муниципального имущества муниципального образования город Краснодар в отношении объектов учета (нежилых помещений), отвечающих признакам общего имущества сособственников помещения в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - Приказ N 190) в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 23:43:0305029:358 и 23:43:0305029:77 прекращено ведение учета в реестре муниципального имущества муниципального образования город Краснодар (т. 1, л. 98 - 104).
Суд первой инстанции отклонил указанный довод администрации со ссылкой на то, что задолженность по взносам взыскивается за период с января по март 2023 года, а ведение учета в реестре муниципального имущества муниципального образования город Краснодар в отношении нежилых помещений прекращено в апреле 2023 года.
Между тем судом не учтено следующее.
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и частями 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) установлены иные момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество многоквартирного жилого дома, в том числе на земельный участок, сформированный под таким домом, а также момент перехода доли в праве на общее имущество - именно с даты государственной регистрации права собственности на квартиру.
Основным критерием отнесения имущества к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в здании.
Приказом N 190 нежилые помещения N 1 - 16 площадью 111,1 кв. м и нежилые помещения N 20, 20/1, 20/2, 20/3, 20/4, 20/5 и 92 площадью 100,9 кв. м исключены из реестра муниципального имущества города Краснодар, как помещения, обладающие признаками общего имущества собственников помещений.
Сведений о том, что спорные нежилые помещения возникли в результате осуществления какой-либо перепланировки или реконструкции помещений в многоквартирном доме в материалы дела не представлено.
Согласно актуальным сведениям, размещенным в общедоступных источниках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (rosreestr.ru, "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online"), право собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:43:0305029:358 и 23:43:0305029:77 не зарегистрировано.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 3 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", правовыми позициями, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13391/09 по делу N А65-7624/2008-СГ3-14/13 и определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2015 N 91-КГ14-5, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Соответственно, в силу регулирующих данный правовой режим нормативных положений возникновение права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме производно от приобретения права собственности на помещения в этом доме (статья 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) и не связано с государственной регистрацией прав на объекты, относящиеся к общему имуществу.
Доля в праве собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на помещение в многоквартирном доме и не подлежит выделу в натуре (пункт 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 и 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, по смыслу положений частей 2 - 4 статьи 36 и пункта 1 части 2 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, общее имущество в многоквартирном доме также не подлежит разделу либо отчуждению в целом третьим лицам.
Спорные нежилые помещения, являясь общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, изначально не могли быть самостоятельными объектами, находящимися в муниципальной собственности.
Регистрация права собственности ответчика на спорные нежилые помещения в ЕГРП не означает, что право собственности собственников помещений многоквартирного дома на данное имущество прекратилось.
Принятие департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар Приказа N 190 направлено на приведение в соответствие с действующим законодательством ранее принятых правовых актов органов местного самоуправления.
То обстоятельство, что в спорный период помещения числились в реестре муниципального имущества муниципального образования город Краснодар, не изменяет правовой режим спорного имущества как относящегося к общему имуществу многоквартирного дома.
Таким образом, истцом не представлено доказательств того, что муниципальное образование город Краснодар является собственником нежилых помещений в спорном доме, обязанным нести бремя по внесению взносов на капитальный ремонт, поэтому оснований для взыскания с администрации заявленных сумм не имеется и в иске следует отказать.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А32-38218/2023 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 3 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", правовыми позициями, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13391/09 по делу N А65-7624/2008-СГ3-14/13 и определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2015 N 91-КГ14-5, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Соответственно, в силу регулирующих данный правовой режим нормативных положений возникновение права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме производно от приобретения права собственности на помещения в этом доме (статья 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) и не связано с государственной регистрацией прав на объекты, относящиеся к общему имуществу.
Доля в праве собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на помещение в многоквартирном доме и не подлежит выделу в натуре (пункт 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 и 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, по смыслу положений частей 2 - 4 статьи 36 и пункта 1 части 2 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, общее имущество в многоквартирном доме также не подлежит разделу либо отчуждению в целом третьим лицам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2024 г. N Ф08-3646/24 по делу N А32-38218/2023