Решение Самарского областного суда от 25 декабря 2023 г. N 3а-2539/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2539/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "К." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием представителя административного истца по доверенности Ч.В.М., установил:
общество с ограниченной ответственностью "К." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими пункты 10260, 10261 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, пункты 8912, 8913 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, пункты 8787, 8788 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, пункты 8643, 8644 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в них нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N.
Требования обоснованы тем, что указанные здания принадлежат административному истцу на праве собственности, они расположены на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем административному истцу на праве аренды, видом разрешенного использования которого является: для завершения строительства и эксплуатации зданий и сооружений комбината коттеджей. По сведениям технического учета в здании отсутствуют помещения, соответствующие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и нарушает права и законные интересы юридического лица.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ч.В.М. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - Министерство имущественных отношений Самарской области не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, сославшись на то, что объекты недвижимости имеют наименование" выставочные площадки", включены в Перечни в связи с тем, что здания выставочных центров, как правило, используются одновременно как под размещение офисов, так и под размещение торговых объектов, объектов общественного питания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно решения Думы городского округа Тольятти от 12 ноября 2014 года N 50 "о налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти" следует, что в отношении объектов, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога составляет 2%, от кадастровой стоимости объекта налогообложения, а в отношении иных объектов - 0,5%.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2014 от 19 октября 2020 года утвержден Перечень на 2021 год
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2233 от 22 октября 2021 года утвержден Перечень на 2022 год.
Приказом Министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень на 2023 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 10260 Перечня на 2020 год, в пункт 8912 Перечня на 2021 год, в пункт 8787 Перечня на 2022 год, в пункт 8643 Перечня на 2023 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 10261 Перечня на 2020 год, в пункт 8913 Перечня на 2021 год, в пункт 8788 Перечня на 2022 год, в пункт 8644 Перечня на 2023 год.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 2014 от 19 октября 2020 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22 октября 2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства от 8 ноября 2022 года N 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "К." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 142,7 кв. м., нежилое здание с кадастровым номером N площадью 152,7 кв. м., расположенные по адресу: <адрес>
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - выставочная площадка (здание лит. А13), нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - выставочная площадка (здание лит. А11).
Нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию городской округ Тольятти, с видом разрешенного использования: для завершения строительства и эксплуатации зданий и сооружений комбината коттеджей.
Согласно представленной в суд технической документации в зданиях отсутствуют помещения, соответствующие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имеют наименования: тамбуры, коридоры, теплоузлы, подсобные, шкафы, гараж и кабинеты, которые не тождественны офисам, торговым объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания.
Осмотр нежилых зданий для определения их фактического использования на момент утверждения Перечней не производился.
Основным видом деятельности ООО "К." является строительство жилых и нежилых зданий. Из пояснений представителя административного истца здания не используются ни под офисы, ни под торговые объекты или объекты общественного питания, здания пустуют, общество с ограниченной ответственностью "К." не ведет никакую деятельность.
Принимая во внимание, что техническая документация и ЕГРН не содержат сведений о назначении нежилых зданий в качестве офисных объектов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, отсутствуют сведения о фактическом использовании нежилых зданий под вышеуказанные объекты, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем объектов офисного, торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания, суд приходит к выводу о том, что включение зданий в оспариваемые нормативные правовые акты противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и нарушает права административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020, 2021, 2022, 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "К." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 10260 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 10261 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 8912 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 8913 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 8787 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 8788 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 8643 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 8644 нежилого здания с кадастровым номером N
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 декабря 2023 г. N 3а-2539/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника