Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
приказом министерства экологии и
природных ресурсов Тамбовской области
от 25.03.2024 N 102
Доклад
о правоприменительной практике осуществления федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Тамбовской области за 2023 год
Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Тамбовской области за 2023 год (далее - государственный контроль (надзор)) подготовлен в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1065 "О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)" отражает основные направления и результаты деятельности по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира министерства экологии и природных ресурсов Тамбовской области (далее - министерство) за 2023 год, в том числе сведения о профилактике нарушений обязательных требований.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Законом об охоте, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тамбовской области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
1. Общие положения
Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений, содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением деятельности, действий (бездействия) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) (далее - обязательные требования) на территории области являются:
1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Тамбовской области и иных нормативных правовых актов Тамбовской области;
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике путем их публикации для сведения граждан и организаций, деятельность, действия или результаты деятельности которых подлежат федеральному государственному контролю (надзору);
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности контролируемых лиц о практике применения обязательных требований обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике министерством путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций;
5) повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
6) выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного контроля (надзора).
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
1) выработка оптимальных решений проблем правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;
2) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
3) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
5) выработка рекомендаций подконтрольным субъектам в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований;
6) подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
Руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) в 2022 - 2023 годах установлен мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в этой связи проведение плановых проверок не осуществлялось, ежегодный план проведения плановых проверок на 2023 год не составлялся.
Государственный контроль (надзор) планировался к осуществлению на основе рисками причинения вреда (ущерба).
Для целей рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов объекты контроля отнесены к категории низкого риска.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица;
5) инструментальное обследование.
Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом, не проводятся.
Контролируемыми лицами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении или пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору).
Объектами федерального государственного контроля (надзора) являются деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, а также охотничье угодье или иная территория, являющаяся средой обитания охотничьих ресурсов.
По состоянию на 31.12.2023 на территории Тамбовской области осуществляли деятельность в сфере охотничьего хозяйства: 28 юридических лиц и 3 индивидуальных предпринимателя, за которыми закреплено 48 охотничьих угодий.
В качестве источников формирования материала использованы результаты профилактических мероприятий по надзору, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
2. Обобщение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Тамбовской области
Как отмечалось выше, ввиду установления моратория на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не осуществлялось.
В ходе проведения профилактических мероприятий проводилась работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по разъяснению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Главой 18 Федерального закона N 248-ФЗ установлены специальные режимы государственного контроля (надзора), в частности, постоянный рейд (ст. 97.1 Федерального закона N 248-ФЗ).
Приказом министерства экологии и природных ресурсов Тамбовской области от 12.10.2023 N 500 "Об осуществлении постоянного рейда в рамках федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Тамбовской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения" определен перечень территорий постоянного рейда и должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль (надзор), уполномоченных на проведение постоянного рейда.
Всего за 2023 год, в том числе в рамках постоянного рейда, проведено 2805 контрольных надзорных мероприятий специального режима государственного контроля, из них без взаимодействия - 2625.
При проведении рейдовых мероприятий по охране охотничьих ресурсов в отношении физических лиц выявлено 180 административных правонарушений в области охоты.
Назначено штрафов на общую сумму 30 тыс. руб.
Уплачено с учетом возмещения ущерба 30 тыс. руб.
Составлено 176 протоколов об административных правонарушениях, из которых назначено административных наказаний в виде предупреждения - 165, в виде административного штрафа - 11.
Основными нарушениями, выявленными при проведении рейдовых мероприятий, являются:
охота в общедоступных охотничьих угодьях без разрешения на добычу охотничьих ресурсов (п. 5.2.3 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты");
охоты в закрепленных охотничьих угодьях без разрешения на добычу охотничьих ресурсов или путевки (п. 5.2.4 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты");
применение на охоте запрещенных орудий охоты (п. 62.26 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты").
Всего выявлено 180 нарушений.
Наименование статей |
Выявлено нарушений |
Возбуждено административных дел |
Привлечено к административной ответственности |
Передано дел в следственные органы |
Передано дел в суды |
Наложено штрафов, тыс. руб. |
Взыскано штрафов, тыс. руб. |
Предъявлено исков, тыс. руб. |
|||||
всего |
госохотинспекторами |
иными лицами |
всего |
юридических лиц |
должностных лиц |
физических лиц |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 1 |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: | |||||||||||||
7.2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7.11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.33 |
3 |
3 |
0 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8.34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.37 |
172 |
128 |
44 |
172 |
172 |
0 |
0 |
172 |
0 |
1 |
30,0 |
30,0 |
0 |
8.39 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19.4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19.6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19.7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19.20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20.25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уголовный кодекс Российской Федерации | |||||||||||||
258 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Основной причиной нарушений, выявленных при проведении контрольно-надзорных мероприятий, является формальный подход со стороны юридических лиц - охотпользователей к ведению необходимой документации и оформлению результатов деятельности на закрепленной территории, стремление к сокращению затрат на ведение охотничьего хозяйства, а также введение надзорных "каникул".
3. Профилактические мероприятия
С учетом требований постановления N 336 осуществлялись мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований.
В целях организации профилактической работы приказом министерства экологии и природных ресурсов Тамбовской области от 13.07.2023 N 314 утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Тамбовской области на 2023 год.
В 2023 году осуществлено:
размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zoo.tmbreg.ru/ перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного охотничьего надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
информирование пользователей охотничьими ресурсами по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Использовались:
Федеральная государственная информационная система "Единый реестр видов контроля";
Типовое облачное решение контрольной надзорной деятельности;
Федеральная государственная информационная система "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий";
публичные мероприятия (публичные обсуждения, семинары, совещания, конференции и иные), основанные на открытом и свободном обсуждении их участниками вынесенных вопросов.
На постоянной основе велась работа по обновлению, дополнению и поддержанию в актуальном состоянии раздела "Государственный контроль (надзор)", размещенного на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По итогам года проведено 11 профилактических визитов, объявлено 112 предостережений (из них: 20 юридическим лицам, 92 физическим лицам).
Проведено 12 консультаций с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по разъяснению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) при проведении государственных учетов охотничьих ресурсов, а также осуществления ими производственного охотничьего контроля в закрепленных охотничьих угодьях.
Рассмотрены вопросы:
о планировании и оформлении результатов проводимых охотпользователями мероприятий по осуществлению ими производственного охотничьего контроля на закрепленных территориях (составление планов, инструктаж, оформление актов при выявлении нарушений);
об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного охотничьего контроля (надзора).
Целями профилактических мероприятий являются:
повышение открытости и прозрачности деятельности государственного контроля (надзора);
предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области охоты и ведения охотничьего хозяйства;
предупреждение нарушений поднадзорными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области охоты и ведения охотничьего хозяйства;
снижение административных и финансовых издержек как надзорных органов, так и поднадзорных субъектов по сравнению с ведением надзорной деятельности путем проведения надзорных мероприятий;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.