г. Краснодар |
|
27 июня 2024 г. |
Дело N А32-41192/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А, при участии в судебном заседании, от заявителя - индивидуального предпринимателя Иванова Романа Игоревича - Пшипий Р.М. (доверенность от 22.05.2023), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования города Краснодар - Скиба Н.С.
(доверенность от 11.06.2024), Кириченко К.А. (доверенность от 10.03.2024), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А32-41192/2023, установил следующее.
ИП Иванов Роман Игоревич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования города Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении согласования на проведение ярмарки, оформленного письмом от 28.06.2023 N 405/03; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на организацию периодичной универсальной розничной ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. Героев разведчиков (вблизи строения N 26/1) на период с 01.01.2024 по 31.12.2024 в соответствии с поданной заявкой.
Решением от 16.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2024, суд удовлетворил заявленное предпринимателем требование относительно признания незаконным отказа администрации в предоставлении согласования на проведение ярмарки, оформленного письмом от 28.06.2023 N 405/03.
В удовлетворении остальной части требования суд отказал. Судебные акты мотивированы тем, что заявка предпринимателя полностью отвечала требованиям пункта 4 статьи 9 Закона Краснодарского края от 01.03.2011 N 2195-КЗ "Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2195-КЗ), а приведенные администрацией основания для отказа в проведении ярмарки действующим законодательством не предусмотрены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судебные акты приняты по неполном выяснении и исследовании всех обстоятельств дела, судами не дана оценка доводам администрации.
Так, не дана оценка доводу администрации о том, что в результате рассмотрения проекта о получении согласия на проведение ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. Героев-Разведчиков (вблизи строения N 26/1), на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360, департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар предоставлена информация, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами, на которых предполагается размещение ярмарки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем проект согласованию департаментом не подлежит. Заявитель также указывает, что на территории в районе улиц Героев-Разведчиков, Восточно-Кругликовской, Героя Яцкова функционирует три ярмарочные площадки и согласование заявки предпринимателя приведет к перенасыщению количества действующих ярмарок на указанной территории.
Отзыв на кассационную жалобу суду кассационной инстанции не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 05.05.2023 предприниматель обратился в администрацию с заявкой на предоставление права на организацию на период с 01.01.2024 по 31.12.2024 универсальной розничной ярмарки, на 100 торговых мест, состоящих из легковозводимых сборно-разборных конструкций, в целях реализации продовольственных и непродовольственных товаров, на территории Прикубанского внутригородского округа муниципального образования город Краснодар, по адресу: г. Краснодар, ул. Героев разведчиков, вблизи строения 26/1 (кадастровые номера земельных участков 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360).
По результатам рассмотрения заявки администрация письмом от 28.06.2023 N 405/03 отказала предпринимателю в предоставлении согласования на проведение ярмарки, на основании того, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360 имеют другой адрес (г. Краснодар, Восточно-Кругликовская,48/6) и находятся в пользовании у другого лица, в охранных зонах инженерных коммуникаций, попадают в границы проекта планировки территории жилого района, прилегающего к улице Восточно-Кругликовской, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, и рассматриваются на территории, предназначенной для проектируемых улиц, подъездов, автостоянок и застройки.
Не согласившись с отказом администрации, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Закона N 381-ФЗ регламентировано, что ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений данной статьи.
Деятельность розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края регулируется Законом N 2195-КЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 2195-КЗ ярмарка - форма торговли, осуществляемой в заранее установленное время и в заранее установленном месте, подавшими соответствующую заявку участниками, осуществляющими деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Организаторами ярмарки в силу статьи 8 Закона N 2195-КЗ могут выступать администрации соответствующих муниципальных образований, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Порядок подачи заявки для организации ярмарки, перечень необходимых документов и основания для отказа в проведении ярмарки установлены в статье 9 Закона N 2195-КЗ.
Заявка на проведение ярмарки, выставки-ярмарки должна содержать информацию о специализации ярмарки, выставки-ярмарки, сроке, времени и месте проведения ярмарки, выставки-ярмарки, примерном количестве участников ярмарки, выставки-ярмарки, а также: для юридического лица - информацию о полном и сокращенном (в случае, если имеется) наименовании юридического лица, в том числе фирменном наименовании, об организационно-правовой форме юридического лица, месте его нахождения (юридический адрес); для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество и его почтовый адрес.
К заявке на проведение ярмарки, выставки-ярмарки прилагаются: юридическим лицом - копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; индивидуальным предпринимателем - копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 2195-КЗ к заявке на проведение ярмарки, выставки-ярмарки должны быть приложены: копии документов, подтверждающих право собственности (пользования, владения) земельным участком (объектом имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки, выставки-ярмарки; согласие собственника (землепользователя, землевладельца), арендатора земельного участка (объекта имущественного комплекса) в простой письменной форме на проведение ярмарки, выставки-ярмарки на заявленной ярмарочной площадке в случае, если организатор ярмарки, выставки-ярмарки не является собственником (землепользователем, землевладельцем), арендатором земельного участка (объекта имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки, выставки-ярмарки.
Закон N 2195-КЗ не содержит утвержденной формы заявок в отношении конкретного вида и типа ярмарок, не соблюдение которой может повлечь последствия в виде отказа в утверждении поданной заявки. Основаниями для отказа в проведении ярмарки, выставки-ярмарки являются: непредставление либо неполное представление сведений и документов, указанных в частях 4 и 4.1 данной статьи, а также мотивированный отказ органа местного самоуправления в предоставлении согласия на проведение ярмарки, выставки-ярмарки на заявленной ярмарочной площадке, когда земельный участок (объект имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки, выставки-ярмарки, находится в муниципальной собственности; наличие на момент подачи заявки ранее выданного решения о проведении ярмарки, выставки-ярмарки в заявленные сроки на данной ярмарочной площадке другому организатору; наличие у администрации муниципального образования, рассматривающей заявку, информации исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в области потребительской сферы о не уплаченном организатором ярмарки, выставки-ярмарки в установленный срок административном штрафе, назначенном за правонарушения, предусмотренные статьей 3.14 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях"; несоответствие ярмарочной площадки требованиям законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в случае подачи заявки на проведение специализированной ярмарки винодельческой продукции).
Удовлетворяя заявленное предпринимателем требование, судебные инстанции исходили из того, что поданная заявителем заявка содержала информацию о специализации ярмарки (универсальная), сроке (с 01.01.2024 по 31.12.2024), времени (ежедневно с 8:00 до 20:00), месте (соответствующие адреса), персональных данных (ФИО, адрес, ИНН, ОГРН предпринимателя), т. е. полностью отвечала требованиям пункта 4 статьи 9 Закона N 2195-КЗ; основание отказа в проведении ярмарки по причине несоответствия разрешенному виду использования земельного участка, а также размещения в охранных зонах, постановлением N 385, Законом N 2195 не предусмотрены. Суды отметили, что подав заявку на предоставление права на организацию универсальной розничной ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. Героев Разведчиков, вблизи строения 26/1 и, указав кадастровые номера земельных участков 23:43:0142047:1359 и 23:43:0142047:1360, на которых планируется размещение торговых мест, запрашивал разрешение для размещения торговых мест, расположенных непосредственно перед строением под номером 26/1 по ул. Героев Разведчиков, в связи с чем они имеют иные кадастровые номера в отличие от земельного участка, на котором расположено строение под номером 26/1. Указав, что на представленном в материалы дела скриншоте публичной кадастровой карты видно, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0142047:33760 расположено строение под номером 26/1 по ул. Героев Разведчиков (которое выбрано ИП Ивановым Р.И. исключительно в качестве ориентира для указания места ярмарки), а напротив него расположены земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0142047:1359 и 23:43:0142047:1360, суды исходили из того, что ИП Ивановым Р.И. в заявке максимально точно указано место, где он планировал размещение торговых мест. Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода судебных инстанций о том, что отказ в предоставлении согласования на проведение ярмарки, оформленный письмом от 28.06.2023 N 405/03 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Вместе с тем, указав в судебных актах доводы администрации, послужившие основанием для отказа в удовлетворении заявки предпринимателя, суды не дали им, а также представленным в подтверждение данных доводов доказательствам, оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суды не дали оценку доводу администрации о том, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы г. Краснодара от 02.09.2020 N 100 пункт 1 "О генеральном плане муниципального образования город Краснодар", рассматриваемая территория расположена в зоне застройки многоэтажными домами и в указанной зоне рынки, выставочно-ярмарочная деятельность относятся к условно разрешенным видам использования земельных участков; спорные участки располагаются в охранных зонах инженерных коммуникаций: водопровода, напорной канализации, газопровода высокого давления, электрокабелей, кабели связи, теплотрассы, ливневой канализации (с охранными зонами); земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0142047:1359 и 23:43:0142047:1360, на которым предполагается размещение ярмарки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Не получил оценку судебных инстанций и довод администрации, со ссылкой на сведения публичной кадастровой карты о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0142047:1359 и 23:43:0142047:1360 расположены по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская,48/6, тогда как ИП Иванов Р.И. в заявке указал адрес: г. Краснодар, ул. Героев Разведчиков, 26/1, который имеет кадастровый номер земельного участка 23:43:0142047:33760.
Суды не оценили также довод администрации, заявлявшийся администрацией, в том числе в апелляционной жалобе, о том, что на территории в районе улиц Героев-Разведчиков, Восточно-Кругликовской, Героя Яцкова функционируют три ярмарочные площадки. По постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 12.04.2023 N 1525 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году" по адресу: ул. Героев-Разведчиков (от ул. Черкасской до ул. Героя Аверкиева А.А.) расположена универсальная розничная ярмарка на 150 торговых мест, организатором которой является ИП Жилин А.А. Согласно постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году" по адресу : г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская (вблизи строения N 48/1) расположена универсальная периодичная розничная ярмарка на 100 торговых мест, организатором которой является ИП Кожевникова Е.Н. В соответствии. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.12.2022 N 5963 "О проведении ярмарок, выставок-ярмарок на территории муниципального образования город Краснодар" по адресу: ул. Героя Яцкова (вблизи дома N 11) расположена специализированная розничная ярмарка выходного дня на 65 торговых мест, организатором которой является муниципальное унитарное предприятие "Карасунский". При этом, как пояснили в судебном заседании кассационной инстанции представители администрации, ярмарка предполагается к размещению предпринимателем на земельном участке, ранее не использовавшемся для организации ярмарок, и расположенном в непосредственной близости к уже действующим вышеуказанным ярмаркам; согласование заявки предпринимателя приведет к перенасыщению количества действующих ярмарок на указанной территории. Данное обстоятельство судами не исследовалось.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия законных судебных актов, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Учитывая, что для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения, установить фактические обстоятельства по делу, исследовать и оценить представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А32-41192/2023 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решение о признании незаконным отказа администрации в согласовании проведения ярмарки, указав на недостаточное исследование фактических обстоятельств дела и доводов сторон. Судебные инстанции не оценили представленные доказательства и не учли важные аспекты, касающиеся использования земельных участков и наличия действующих ярмарок в районе. Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2024 г. N Ф08-3611/24 по делу N А32-41192/2023