Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
приказом министерства труда и
занятости населения
Тамбовской области
от 24.11.2023 N 470-П
Методические рекомендации
по осуществлению исполнительными органами Тамбовской области и органами местного самоуправления Тамбовской области ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях
(далее - Методические рекомендации)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению исполнительными органами Тамбовской области и органами местного самоуправления Тамбовской области (далее - органы, осуществляющие ведомственный контроль) ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
1.2. Методические рекомендации определяют сроки и последовательность проведения мероприятий по ведомственному контролю, права и обязанности лиц, принимающих участие в мероприятиях по ведомственному контролю, меры по профилактике и предупреждению нарушений трудового законодательства, а также содержат перечень основных положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежащих проверке в ходе осуществления ведомственного контроля, устанавливают формы документов, составляемых в ходе осуществления ведомственного контроля.
1.3. Мероприятия по ведомственному контролю осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Тамбовской области от 25.09.2018 N 271-З "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Тамбовской области" (далее - Закон о ведомственном контроле), настоящими Методическими рекомендациями.
1.4. Основными направлениями проведения мероприятий по ведомственному контролю являются:
- социальное партнерство в сфере труда;
- трудовой договор;
- рабочее время;
- время отдыха;
- оплата и нормирование труда;
- гарантии и компенсации, предоставляемые работникам;
- трудовой распорядок и дисциплина труда;
- квалификация работников, аттестация работников, профессиональные стандарты, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;
- охрана труда;
- материальная ответственность сторон трудового договора;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
1.5. Понятия, термины и сокращения, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных Законом о ведомственном контроле.
1.6. Иные термины и определения применяются в значениях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.7. Руководитель органа, осуществляющего ведомственный контроль, определяет должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по ведомственному контролю.
Должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по ведомственному контролю:
1) в установленный срок готовит проект ежегодного плана проведения плановых проверок подведомственных организаций (далее - план проверок) и представляет его на утверждение руководителю органа, осуществляющего ведомственный контроль;
2) организует проведение проверок и осуществляет контроль за исполнением плана проверок;
3) ведет журнал учета мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
4) осуществляет контроль за своевременным представлением руководителем подведомственной организации отчета об устранении выявленных в ходе проверки нарушений;
5) информирует руководителя органа, осуществляющего ведомственный контроль, о выявленных в ходе проверок нарушениях трудового законодательства, а также о непредставлении в сроки, установленные актом проверки, руководителем подведомственной организации отчета об устранении выявленных в ходе проверки нарушений;
6) ежегодно готовит информацию об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных организаций и обеспечивает ее направление в установленные сроки в министерство труда и занятости населения Тамбовской области;
7) выполняет иные обязанности, установленные локальным актом органа, осуществляющего ведомственный контроль, направленные на проведение мероприятий по ведомственному контролю.
2. Организация ведомственного контроля
2.1. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок в форме документарной или выездной проверки в соответствии с Законом о ведомственном контроле.
2.2. Руководитель органа, осуществляющего ведомственный контроль, принимает решение о кадровом обеспечении мероприятий ведомственного контроля.
2.3. Исполнительный орган Тамбовской области разрабатывает и утверждает план проверок по согласованию с исполнительным органом Тамбовской области в сфере трудовых отношений - министерством труда и занятости населения Тамбовской области - в порядке и сроки, предусмотренные статьей 6 Закона о ведомственном контроле, нормативным правовым актом министерства труда и занятости населения Тамбовской области.
2.4. По результатам проведенных в отчетном периоде мероприятий по ведомственному контролю орган, осуществляющий ведомственный контроль, готовит информацию за отчетный год и направляет ее в министерство труда и занятости населения Тамбовской области в порядке и сроки, установленные статьей 14 Закона о ведомственном контроле.
2.5. Органы, осуществляющие ведомственный контроль, принимают меры по профилактике и предупреждению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях.
3. Уполномоченные должностные лица
3.1. Мероприятия по ведомственному контролю проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление ведомственного контроля (далее - уполномоченные должностные лица).
3.2. Уполномоченные должностные лица не вправе проводить мероприятия по ведомственному контролю в случае наличия личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.
В случае возникновения конфликта интересов, уполномоченные должностные лица принимают соответствующие меры по его предотвращению, а также урегулированию возникших случаев конфликта интересов в соответствии с законодательством о противодействии коррупции.
3.3. Уполномоченные должностные лица осуществляют мероприятия по ведомственному контролю с учетом ограничений, установленных статьей 9 Закона о ведомственном контроле.
4. Порядок формирования плана проверок
4.1. Формирование плана проверок осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 6 Закона о ведомственном контроле.
4.2. План проверок является основанием для издания правового акта руководителя органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении плановой проверки.
4.3. Плановые проверки в отношении подведомственных организаций проводятся с периодичностью, установленной нормативным правовым актом органа, осуществляющего ведомственный контроль.
4.4. В случае отсутствия оснований для включения подведомственных организаций в план проверок на соответствующий плановый период, в срок до 20 ноября года, предшествующего году проведения проверок, исполнительный орган Тамбовской области направляет в министерство труда и занятости населения Тамбовской области уведомительное письмо с соответствующими пояснениями.
4.5. Порядок утверждения плана проверок органа местного самоуправления Тамбовской области, внесения в него изменений и доведения актуализированного плана проверок до сведения подведомственных организаций устанавливается правовым актом органа местного самоуправления Тамбовской области.
4.6. При формировании плана проверок в перечень направлений плановой проверки могут быть включены все или несколько основных направлений, указанных в пункте 1.4. раздела 1 настоящих Методических рекомендаций.
По решению руководителя органа, осуществляющего ведомственный контроль, перечень направлений плановой проверки может быть дополнен иными направлениями в рамках требований Закона о ведомственном контроле с учетом отраслевой принадлежности подведомственной организации.
4.7. Согласованный план проверок исполнительного органа Тамбовской власти области и план проверок органа местного самоуправления Тамбовской области утверждается руководителем органа, осуществляющего ведомственный контроль, не позднее 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
4.8. План проверок доводится до сведения руководителей соответствующих подведомственных организаций посредством его размещения на официальном сайте органа, осуществляющего ведомственный контроль, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех рабочих дней после дня его утверждения.
В случае внесения исполнительным органом Тамбовской области изменений в ранее согласованный и утвержденный план проверок, в течение 3 рабочих дней с даты утверждения руководителем исполнительного органа Тамбовской области изменений производится актуализация ежегодного плана проверок с учетом внесенных изменений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Организация проведения проверок
5.1. Порядок проведения проверок определен статьей 8 Закона о ведомственном контроле.
5.2. Проверка подведомственной организации проводится на основании правового акта органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении проверки.
В правовом акте о проведении проверки указываются сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 8 Закона о ведомственном контроле.
Проверка проводится только теми должностными лицами, которые указаны в правовом акте руководителя органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении проверки.
5.3. О проведении плановой проверки орган, осуществляющий ведомственный контроль, уведомляет подведомственную организацию не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления заверенной печатью (при наличии) копии соответствующего правового акта исполнительного органа Тамбовской области, органа местного самоуправления Тамбовской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим достоверно установить вручение указанного документа.
5.4. Перечень нормативных правовых и локальных актов, документов, иных материалов и пояснений, запрашиваемых при проведении плановой проверки, формируется в зависимости от выбранных направлений ведомственного контроля, утвержденных в ежегодном плане проверок, в соответствии с примерным перечнем согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.5. В случаях и порядке, установленных пунктом 4 статьи 8 Закона о ведомственном контроле, срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней и может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Для продления срока проведения плановой выездной проверки руководитель органа, осуществляющего ведомственный контроль, издает соответствующий правовой акт на основании мотивированного предложения (служебной записки) уполномоченного должностного лица, проводящего мероприятия по ведомственному контролю.
5.6. В случае принятия решения в ходе проведения плановой документарной проверки о проведении плановой выездной проверки общая продолжительность проверочных мероприятий не может превышать 40 рабочих дней.
5.7. Орган, осуществляющий ведомственный контроль, принимает решение о проведении внеплановой проверки путем издания соответствующего правового акта:
1) в течение семи рабочих дней со дня истечения указанного в акте проведенной проверки срока для устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) в течение трех рабочих дней со дня поступления обращений, заявлений, информации, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона о ведомственном контроле.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "пункте 1 части 1 статьи 7" следует читать "пункте 1 статьи 7"
Орган, осуществляющий ведомственный контроль, уведомляет подведомственную организацию о проведении в отношении нее внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, позволяющим удостоверить вручение указанного документа.
Любым доступным способом уведомления является вручение копии правового акта органа, осуществляющий ведомственный контроль, о проведении проверки непосредственно уполномоченному представителю подведомственной организации с получением отметки на втором экземпляре копии правового акта органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении проверки, содержащей дату получения, подпись, Ф.И.О. и должность получателя.
В случае отдаленного места нахождения проверяемой подведомственной организации, копия правового акта органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении проверки может быть направлена посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии правового акта органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении проверки с отметкой о получении с указанием даты получения, подписи, Ф.И.О. и должности получателя.
5.7.1. Перечень нормативных правовых актов, документов, иных материалов и пояснений, запрашиваемых при проведении внеплановой проверки, по основанию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона о ведомственном контроле, формируется, исходя из поступившей в орган, осуществляющий ведомственный контроль, информации о фактах нарушений в подведомственной организации требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "пункте 1 части 1 статьи 7" следует читать "пункте 1 статьи 7"
5.7.2. При наличии установленных статьей 5 Закона о ведомственном контроле оснований для проведения внеплановой выездной проверки орган, осуществляющий ведомственный контроль, издает соответствующий правовой акт о проведении внеплановой выездной проверки и уведомляет подведомственную организацию не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, позволяющим достоверно установить вручение указанного документа.
5.7.3. В случае принятия решения в ходе проведения внеплановой документарной проверки о проведении внеплановой выездной проверки общая продолжительность проверочных мероприятий не может превышать 40 рабочих дней.
5.8. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя подведомственной организации, ее представителя или иного уполномоченного должностного лица, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя подведомственной организации, представителя подведомственной организации, или иного уполномоченного должностного лица, повлекшими невозможность проведения проверки, уполномоченное должностное лицо органа, осуществляющего ведомственный контроль, составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
Акт о невозможности проведения проверки направляется в подведомственную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру указанного акта, хранящемуся в органе, осуществляющего ведомственный контроль.
6. Порядок привлечения представителей уполномоченного органа
Органы исполнительной власти области при проведении мероприятий по ведомственному контролю могут привлекать представителей министерства труда и занятости населения Тамбовской области, участие которых необходимо согласовать в письменной форме не позднее, чем за 14 рабочих дней до даты начала проверки.
7. Итоги проверки
7.1. В соответствии со статьей 10 Закона о ведомственном контроле по результатам проверки непосредственно после ее завершения, уполномоченное должностное лицо органа, осуществляющего ведомственный контроль, составляет акт проверки в двух экземплярах по форме, согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Один экземпляр акта проверки вручается под роспись руководителю (уполномоченному руководителем представителю) подведомственной организации либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа, осуществляющего ведомственный контроль.
7.2. В случае, если в ходе проведения плановой (внеплановой) документарной проверки было принято решение о ее продолжении в форме выездной проверки, результаты такой проверки оформляются одним актом проверки и принимаются к учету, как одна проверка.
7.3. Сроки устранения выявленных нарушений определяются в зависимости от их вида, количества, характера и времени необходимого для их устранения.
В зависимости от вида и характера, сроки устранения выявленных нарушений могут быть дифференцированы.
7.4. В случае устранения выявленных нарушений (части выявленных нарушений) непосредственно в ходе проведения проверки, сведения о выявлении и устранении таких нарушений указываются в акте проверки.
7.5. На основании аргументированного письменного обращения руководителя подведомственной организации о продлении указанных в акте проверки сроков устранения выявленных нарушений руководителем органа, осуществляющего ведомственный контроль, может быть принято решение о продлении установленных сроков.
7.6. Подведомственная организация, в отношении которой проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган, осуществлявший ведомственный контроль, в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом подведомственная организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их соответственно в исполнительный орган Тамбовской области, орган местного самоуправления Тамбовской области.
В случае направления подведомственной организацией возражений в письменной форме течение установленных в акте проверки сроков устранения выявленных нарушений не приостанавливается.
Орган, осуществляющий ведомственный контроль, рассматривает поступившие в письменной форме возражения в течение 10 рабочих дней, по истечении которых руководитель органа, осуществляющего ведомственный контроль, направляет аргументированный письменный ответ в адрес подведомственной организации.
В случае возникновения разногласий между органом, осуществляющим ведомственный контроль, и подведомственной организацией, обусловленных различным толкованием отдельных положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, руководитель органа, осуществляющего ведомственный контроль, вправе обратиться в министерство труда и занятости населения Тамбовской области с целью проведения консультации и выработки единой позиции по спорным вопросам.
Обращение органа, осуществляющего ведомственный контроль, рассматривается министерством труда и занятости населения Тамбовской области посредством проведения консультационного мероприятия с участием представителей сторон.
7.7. Подведомственная организация в порядке и сроки, установленные в пункте 2 статьи 11 Закона о ведомственном контроле, направляет отчет о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности (далее - отчет об устранении).
Отчет об устранении должен содержать информацию об устранении каждого указанного в акте проверки выявленного нарушения и несоответствия отдельно
7.8. По завершении проверки уполномоченные должностные лица органа, осуществляющего ведомственный контроль, вносят соответствующую запись в журнал учета мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органа, осуществляющего ведомственный контроль.
7.9. В случае проведения внеплановой проверки по основанию пункта 1 части 1 статьи 7 Закона о ведомственном контроле ее результаты доводятся до сведения заявителя (ей) в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "пункта 1 части 1 статьи 7" следует читать "пункта 1 статьи 7"
8. Меры по профилактике и предупреждению нарушений трудового законодательства
8.1. В целях принятия профилактических мер по предупреждению и пресечению нарушений требований трудового законодательства, и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях, органами, осуществляющими ведомственный контроль, должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на:
- своевременное информирование о нововведениях, касающихся регулирования трудовых отношений;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению трудового законодательства, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- создание условий для развития мотивации руководителей подведомственных организаций к соблюдению трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;
- организацию и проведение информационно-разъяснительной работы.
8.2. При выявлении системных, типичных, повторяющихся нарушений в ходе проведения проверок, орган, осуществляющий ведомственный контроль, организует информирование иных подведомственных организаций о фактах выявления таких нарушений и о мерах по их предотвращению.
Также могут быть организованы совещания, рабочие встречи, конференции, обучающие семинары, иные мероприятия по профилактике нарушений трудового законодательства, направленные на популяризацию новых принципов, подходов и методик обеспечения соблюдения трудового законодательства.
Дополнительной мерой может быть рекомендация руководителям подведомственных организаций о направлении работников на курсы повышения квалификации и семинары, посвященные вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Могут быть использованы и иные не противоречащие законодательству меры.
9. Ежегодная информация органа, осуществляющего ведомственный контроль, об осуществлении ведомственного контроля
9.1. В соответствии со статьей 14 Закона о ведомственном контроле ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, орган, осуществляющий ведомственный контроль, формирует и направляет в министерство труда и занятости населения Тамбовской области информацию об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, (далее - ежегодная информация об осуществлении ведомственного контроля) по форме, согласно приложению N 3 к настоящим Методическим рекомендациям, в электронном виде на официальный адрес электронной почты с последующим подтверждением на бумажном носителе.
9.2. В случае отсутствия проведенных в отчетном периоде проверок (плановых, внеплановых) в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, орган, осуществляющий ведомственный контроль, направляет в министерство труда и занятости населения Тамбовской области уведомительное письмо об отсутствии в отчетном периоде проведенных проверок.
9.3. На основе ежегодных информаций об осуществлении ведомственного контроля органов, осуществляющих ведомственный контроль, министерством труда и занятости населения Тамбовской области формируется ежегодный доклад об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.