Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства экономического
развития и торговли Республики Адыгея
от 18 марта 2024 года N 79-п
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики осуществления Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2023 год
1. Общие положения
1.1. Настоящий Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики осуществления Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея (далее - Министерство) регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2023 год (далее - обобщение правоприменительной практики) подготовлено в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2022 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В соответствии со статьей 45 Федерального закона N 248-ФЗ одним из видов профилактических мероприятий является обобщение правоприменительной практики, по итогам которого не реже одного раза в год подготавливается доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
1.2. Целями подготовки обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
1) предупреждение нарушений обязательных требований, выявление проблем правоприменения;
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей;
4) подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
1.3. Задачами подготовки обобщения правоприменительной практики являются:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
1.4. Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики подготовлен за январь - декабрь 2023 года по результатам контрольной деятельности Министерства в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
1.5. В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20 декабря 2021 года N 279 "О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 мая 2011 года N 82 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея" Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметом которого являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
1.6. Подконтрольными субъектами, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), являются:
- организации, осуществляющие деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, требующую наличие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - лицензиат);
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания.
1.7. По данным, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за истекший период 2023 года на территории Республики Адыгея розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляют 1164 субъекта.
2. Правоприменительная практика осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
2.1. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений:
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым установлены ограничения на проведение в 2023 году контрольных (надзорных) мероприятий и проверок при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, Министерством за истекший период 2023 года проверки в рамках регионального контроля (надзора) не проводились, протоколы об административных правонарушениях не составлялись и не рассматривались.
В 2023 году Министерством рассмотрено 309 заявлений от лицензиатов и соискателей лицензии, из них:
- 36 заявлений о выдаче лицензии;
- 180 заявлений о продлении срока действия лицензии;
- 89 заявлений о переоформлении лицензии;
- 4 заявления о досрочном прекращении действия лицензии.
Проведено:
- 295 внеплановых выездных проверок;
- 10 внеплановых документарных проверок.
Принято решений:
- 303 о выдаче, продлении, переоформлении лицензии;
- 4 о досрочном прекращении действия лицензии;
- 2 об отказе в выдаче лицензии.
По результатам проведенных внеплановых проверок 2 соискателям лицензии отказано в предоставлении государственной услуги.
2.2. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба):
Поскольку в 2023 году Министерством контрольные (надзорные) мероприятия не проводились, то нарушения обязательных требований не выявлялись.
При этом считаем необходимым отразить наиболее часто совершаемые нарушения, выявленные в предыдущих годах, и меры по их недопущению:
1) Розничная продажа алкогольной продукции в неустановленное время.
Согласно статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с Законом Республики Адыгея от 1 августа 2013 года N 228 "О регулировании отдельных вопросов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается:
- розничная продажа алкогольной продукции с 22 часов до 11 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли;
- в День защиты детей в Республике Адыгея (1 июня) и День знаний (1 сентября или другая дата первого дня учебного года).
За нарушение требований по соблюдению времени розничной продажи алкогольной продукции частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции:
- изучить действующее законодательство, в том числе региональные нормативные правовые акты, в части установления дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками в части соблюдения дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;
- обеспечить надлежащий контроль со стороны руководителей организаций за настройками времени на оборудовании, используемом для реализации алкогольной продукции;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2) Занижение минимальной розничной цены алкогольной продукции.
Согласно пункта 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных регулирующим органом (Министерство финансов Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Осуществление розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже установленной приказами Министерства финансов Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Меры, которые необходимо предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения порядка ценообразования:
- изучить действующее законодательство, в том числе приказы Министерства финансов Российской Федерации, которыми установлены цены, не ниже которых осуществляется розничная продажа игристого вина (шампанского), алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов;
- отслеживать изменения в приказы Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающие минимальные цены на розничную продажу алкогольной продукции;
- привести системы учета алкогольной продукции в соответствии с установленными минимальными ценами;
- периодически информировать специалистов, ответственных за соблюдение порядка ценообразования, об установленных минимальных ценах на алкогольную продукцию;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением должностных обязанностей сотрудниками в части розничной продажи алкогольной продукции не ниже установленных минимальных цен;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения порядка ценообразования в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3) Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
- нефиксация в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно статье 8 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет ее оборота в системе ЕГАИС.
- невнесение в ЕГАИС в установленном порядке сведений о возврате алкогольной продукции поставщику или ее списании с учета организации после окончания срока действия лицензии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
За нарушение хозяйствующими субъектами действующего законодательства по не отражению сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС или не списанию в установленный срок остатков алкогольной продукции в ЕГАИС статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка в целях недопущения нарушений государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
- изучить действующее законодательство о порядке фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции;
- усилить контроль за внесением в ЕГАИС в установленном порядке сведений о реализации алкогольной продукции, о ее возврате поставщику или ее списании с учета организации;
- после окончания срока действия лицензии в целом, либо прекращения действия лицензии на одном из объектов (в связи с его закрытием) своевременно обратиться в лицензирующий орган за открытием доступа в ЕГАИС для списания остатков или перемещения на другое подразделение, или возврат поставщикам;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых лицензионных требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;
- получать у специалистов Министерства информацию по вопросам соблюдения порядка учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
4) Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
В силу подпункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ оборотом алкогольной продукции является закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет административную ответственность по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка в целях недопущения нарушений лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции:
- изучить Федеральный закон N 171-ФЗ;
- обеспечить получение лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услут общественного питания перед ее осуществлением;
- осуществлять контроль за сроком действия лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и своевременную подачу заявления и документов для продления срока действия лицензии;
- не допускать розничную продажу алкогольной продукции в случае истечения срока действия лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Наиболее частые нарушения, выявляемые при предоставлении государственной услуги и являющиеся основанием для отказа в предоставлении услуги |
Количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения в 2023 году |
1. Отсутствие контрольно-кассовой техники на заявленном к лицензированию торговом объекте. |
- |
2. Отсутствие у заявителя в соответствии с абзацем 1 пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ стационарных торговых объектов в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения заявленного к лицензированию обособленного подразделения. Отсутствие у заявителя в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ стационарных торговых объектов в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, расположенных в сельских населенных пунктах, общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения заявленного к лицензированию обособленного подразделения. |
1 |
3. Расположение торгового объекта, заявленного для лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, в пределах границ прилегающей территории, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции |
|
4. Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ - осуществление розничной продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии. |
1 |
В 2023 году Министерством проведено 13 профилактических визитов, из них обязательных - 5. По итогам проведения профилактических визитов нарушений обязательных требований в предприятиях торговли и общественного питания не выявлено.
3. Предложения об актуализации обязательных требований
Предложения об актуализации обязательных требований отсутствуют.
4. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле отсутствуют.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 18 марта 2024 г. N 79-п "Об утверждении Доклада... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.