• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2024 г. N Ф08-5677/24 по делу N А63-5897/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Акт о техническом состоянии котла, насосов, установленных в спорном МКД, как отметил суд, в инспекцию не представлялся (акт проверки от 03.02.2023 N 0107002), поэтому это доказательство не признано судом относимым и допустимым к рассматриваемому спору. Суд проверил и отклонил ссылки общества на установление инспекцией нарушений в повреждениях на внутридомовой инженерной системе горячего водоснабжения МКД. Из документов, составленных при проверке, следует, что нарушение выразилось в нарушении подачи холодного водоснабжения, должностное лицо инспекции при проверке также выявило отсутствие ОДПУ ХВС в МКД и горячего водоснабжения из-за неисправности оборудования для приготовления горячего водоснабжения. Последующее в другой период выявление этих нарушений в ходе проверки не свидетельствует, как правомерно указал суд при установленных им фактических обстоятельствах дела, об отсутствии у должностного лица инспекции полномочий по их фиксации, иное положение нивелировало бы законно установленные полномочия лицензирующего органа, в том числе с учетом необходимого времени не только для фиксации выявленных нарушений, но и времени для проверки обстоятельств их совершения с целью правовой оценки наличия (отсутствия) в действиях виновного состава правонарушения, а также виновных в его совершении лиц (в данном случае не исключалось совершение вмененных инспекцией деяний гарантирующей водоснабжающей организацией, а не управляющей компанией, что требовало проверки). Административная ответственность в данном случае наступила независимо от количества (одного или нескольких) выявленных в ходе проверки нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, что усматривается в том числе из различных периодов проведения проверки и вынесения постановлений о привлечении общества к ответственности. Нарушения лицензионных требований, предусмотренных одной лицензией, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, выявленные в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, в рассматриваемом случае образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса с учетом установленных судом особенностей. Так, из материалов дела следует, что инспекцией с 08.11.2022 10 час. 30 мин. по 10.11.2022 14 час. 00 мин. проведена проверка управляющей компании МКД, в ходе которой осуществляется некачественное предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД в связи с неисправностью оборудования (циркуляционного насоса). Постановлением инспекции от 08.12.2022 N 400-Ю общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса (250 тыс. рублей штрафа). Суд отметил, что в рассматриваемых случаях совершено два правонарушения, а именно: 1) не обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (правонарушение зафиксировано в ходе выездной проверки 08.11.2022); 2) отсутствие ОДПУ ХВС в МКД и отсутствие горячего водоснабжения в связи неисправностью оборудования для приготовления горячего водоснабжения (правонарушение выявлено в ходе документарной проверки с 18.01.2022 по 03.02.2023, проведенной в том числе для установления виновного лица). Таким образом, доводы общества о привлечении дважды за совершение одного и того же правонарушения, суд отклонил обоснованно и с учетом установленных им фактических обстоятельств, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательств. Постановление о привлечении к ответственности от 08.12.2022 N 400-Ю, на которое ссылается общество, как установил суд, вынесено по результатам иной проверки, по иным правонарушениям. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вступая в соответствующие правоотношения, обществу следовало знать об установленных законодательством обязанностях и обеспечить их выполнение, то есть действовать с той степенью заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил. Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс формы вины не выделяет (пункт 16.1 Постановления). Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как правильно указал суд, доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, не имеется. Нет в материалах дела и доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий."