г. Краснодар |
|
11 июля 2024 г. |
Дело N А53-21137/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Зотовой И.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области и веб-конференции, помощником судьи Кодаш И.С., при участии в судебном заседании от заявителя - частного образовательного учреждения высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики" (ИНН 6154029321, ОГРН 1026102579029) - Камышановой А.Е. (доверенность от 16.06.2023), от заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (ИНН 6161069131, ОГРН 1136193006641) - Колтуновой Н.А. (доверенность от 21.07.2023), Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области (ИНН 6163041269, ОГРН 1046163900001) - Маргаряна Г.Б. (доверенность от 15.01.2024), в отсутствие третьих лиц: Комитета по управлению имуществом города Таганрога и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу частного образовательного учреждения высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 по делу N А53-21137/2023, установил следующее.
Частное образовательное учреждение высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (далее - инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительными решений инспекции от 29.11.2022 N 39112А, от 07.02.2023 N 2903А и решения управления от 22.03.2023 N 15-22/1408, а также о возложении обязанности на инспекцию внести изменения в ЕГРЮЛ, исключить запись о Комитете по управлению имуществом города Таганрога (далее - комитет) как об учредителе учреждения, приведя в соответствие с уставом учреждения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет и Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - управление Минюста).
Решением суда от 29.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.02.2024, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о собственнике учреждения противоречит действующему законодательству; комитет вышел из состава учредителей в 2010 году, то есть после введения в действие пункта 2.2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ); Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) и Закон N 129-ФЗ не содержат прямого запрета на выход из состава учредителей частного учреждения; судами не учтено, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц; действия инспекции привели к включению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
В отзывах на кассационную жалобу управление и инспекция указали на ее несостоятельность, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что из числа учредителей учреждения в 2010 году на основании протокола N 1/2010 вышел комитет, в 2015 году - Зарва И.Г, соответствующие изменения внесены в устав, зарегистрированный в Минюсте России.
22 ноября 2022 года учреждение обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ, и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Целью обращения являлось приведение в соответствие сведений в ЕГРЮЛ и сведений, содержащихся в уставе учреждения.
В заявлении учреждение просило исключить вышедших из числа его учредителей -
Зарва И.Г. и комитет.
Решением от 29.11.2022 N 39112А в государственной регистрации изменений отказано.
31 января 2023 года инспекцией принято решение N 1917А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице в части прекращения прав участия Зарва И.Г. в учреждении. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ГРН 2236100057598 от 31.01.2023.
Учреждение 31.01.2023 обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ учреждения, и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении комитета.
Решением от 07.02.2023 N 2903А учреждению отказано в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ об исключении из числа учредителей комитета.
28 февраля 2023 года на указанное решение учреждение подало жалобу в управление.
Решением управления от 22.03.2023 N 15-22/1408 в удовлетворении жалобы отказано.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в случае удовлетворения требований должен привести к восстановлению нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Кодекса решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом N 129-ФЗ.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма N Р13014 заявления о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
При первоначальном отказе учреждению в государственной регистрации изменений, инспекция обосновала принятое решение от 29.11.2022 N 39112А тем, что заявитель не представил определенные Законом N 129-ФЗ документы (заявление по форме N Р13014), а также обратился в ненадлежащий регистрирующий орган.
31 января 2023 года учреждение представило в инспекцию заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице в отношении комитета - по форме N Р13014.
Инспекция в решении от 07.02.2023 N 2903А вновь отказала учреждению, руководствуясь подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ: несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, предусмотренных указанным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации. В решении также указано на нарушение требований пункта 2.2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что исходя из положений пункта 2.2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ учредители некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме как частное учреждение, не получили право на выход из состава учредителей таких некоммерческих организаций.
Между тем суды не учли следующего.
Статья 123.21 Гражданского кодекса, регулирующая основные положения об учреждениях, введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ).
На основании части 1 статьи 3 данный Закон вступает в силу с 01.09.2014, за исключением положений, для которых названной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно пункту 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В силу части 16 статьи 3 Закона N 99-ФЗ учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Пунктом 3 статьи 15 Закона N 7-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган путем представления заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
В силу частей 1 и 2 статьи 9 Закона N 7-ФЗ, частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 300 Гражданского кодекса, при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества (пункт 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса).
Учитывая изложенное выход лица из состава учреждения или его вход осуществляется посредством изменения собственника имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, и следовательно, в последующем собственник учреждения может не совпадать с лицом, принявшим решение о его создании (учредителем), сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, заинтересованное лицо вправе привести свой устав в соответствие с требованиями закона в части количества учредителей: оставить одного учредителя посредством смены собственника имущества учреждения или, при недостижении согласия в указанной части, преобразовать учреждение в одну из предусмотренных законом организационно-правовых форм с сохранением нескольких учредителей (автономная некоммерческая организация либо фонд).
Согласно протоколу собрания учредителей учреждения от 15.09.2010 N 01/2010 присутствовавшие на собрании проголосовали "за" единогласно по вопросу о выходе Комитета по управлению имуществом города Таганрога по собственному желанию из состава учредителей учреждения.
Также согласно протоколу от 16.09.2015 N 01/2015 присутствовавшие проголосовали "за" единогласно по вопросу о выходе из состава учредителей учреждения Зарвы И.Г.
Изменения в устав учреждения зарегистрированы в Минюсте России, действует редакция устава 2019 года.
В соответствии с уставом учреждения в редакции, утвержденной решением собственника от 15.10.2019 N б/н, собственником учреждения является Аваков Сергей Юрьевич (ИНН 615401941818).
Суды не учли, что 31.01.2023 инспекция приняла решение N 1917А о государственной регистрации прекращения прав участия Зарва И.Г. в учреждении.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, не разрешили правовую неопределенность в указанной части, а также в части прав учреждения на приведение своего устава в соответствие с требованиями действующего законодательства и обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
Поскольку при разрешении спора суды не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, оценить доводы сторон с учетом требований, установленных статьей 71 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 по делу N А53-21137/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 300 Гражданского кодекса, при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества (пункт 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса).
...
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2024 г. N Ф08-4052/24 по делу N А53-21137/2023