г. Краснодар |
|
12 июля 2024 г. |
Дело N А63-7297/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ИНН 2635050520 ОГРН 1022601942978) (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723 ОГРН 1102650002212), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" (ИНН 6168054889 ОГРН 1046168000020), общества с ограниченной ответственностью геофирма "Пласт" (ИНН 2636212710 ОГРН 1162651078105), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.10.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 по делу N А63-7297/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительным решения от 05.03.2022 N 17-29/1089 о принятии решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду (уточненные требования). К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" (далее - учреждение) и общество с ограниченной ответственностью геофирма "Пласт" (далее - фирма).
Решением суда первой инстанции от 31.10.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2024, требование удовлетворено. Суд счел подтвержденным обществом исключение негативного воздействия на окружающую среду объектами размещения отходов (шламонакопители N 2, 3), расположенными по адресу: г. Ставрополь ул. 1-я Промышленная д. 19 (далее - объекты).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось управление, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что отчет общества о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (далее - отчет) не соответствует Порядку проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1030 (далее - Порядок N 1030) и Положению о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что 20.07.2018 управление выдало обществу разрешение N 000111-В на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В 2020 году общество утвердило программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, 28.12.2020 - календарный план выполнения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением компонентов природной среды и природных компонентов. Затем общество заключило с фирмой договор от 10.01.2021 НИР N 1-21 на выполнение научно-исследовательских работ "Геолого-гидрогеологический контроль участка подземного захоронения стоков". В письме от 14.05.2021 N 1/62-41/Л учреждение сообщило об отсутствии возможности предоставления справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в почве и грунтовых водах, 11.06.2021 фирма отобрала пробы воды из скважины 202, о чем составила акт, где отражено, что скважина 78 засыпана, а в скважинах 65, 38, 200, 201 вода расположена на дне. Учреждение 24.06.2021 по результатам анализа отобранных фирмой у общества проб воды составило протокол испытаний (измерений) воды N 779-в из скважины 202. Геолого-гидрогеологический контроль полигона подземного захоронения стоков за 1 полугодие 2021 года общество и фирма утвердили 08.07.2021. Общество заключило с учреждением договор от 07.12.2021 N 497/ст-21/АК на проведение испытаний, исследований (в том числе микробиологических и радиологических) измерений и анализов (включая отбор проб) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов, компонентов окружающей среды, 09.12.2021 совместно с фирмой общество отобрало пробы воды из скважины 202 в районе шламонакопителей заявителя, составило акт, где отражено, что скважина 78 засыпана, в скважинах 65, 38, 200, 201 вода имеется только на дне. Геолого-гидрогеологический контроль полигона подземного захоронения стоков за 2 полугодие 2021 года общество и фирма утвердили 10.12.2021 и 09.12.2021, учреждение 27.12.2021 по результатам анализа отобранных проб 09.12.2021 составило протокол испытаний (измерений) воды N 1706-в из скважины 202.
Общество также выполнило отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2021 год (далее - отчет), состоящий из 7 разделов: сведения об объекте размещения, сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных) характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, оценка и прогноз изменений окружающей среды, список использованных источников, приложения.
Отчет выполнен в отношении объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов: 26-00022-Х-00421-270716 - шламохранилище N 2, 26-00021-Х-00421-270716 - шламонакопитель N 2, 26-00023-Х00645-031016 - шламонакопитель N 3.
Результаты мониторинга грунтовых подземных вод изложены в разделе 2.3 отчета, а также в протоколах измерений от 24.06.2021 N 779-в, от 21.12.2021 N 1706-в, значения показателей отражены в разделе 3 отчета.
Письмом от 14.01.2022 N 2/эко общество направило управлению названный отчет, приложив также аттестат аккредитации, копии документов и материалов о соответствии использованных средств измерений и определений требованиям законодательства, программу мониторинга, свидетельства о поверке, электронную версию отчета. Эти документы поступили управлению (31.01.2022 N 839/17-39). По результатам рассмотрения отчета управление в порядке подпункта "а" пункта 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467) приняло решение от 05.03.2022 N 17-29/1089 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), в связи с его несоответствием положениям Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1030 и пункту 5 Положения N 467. Общество обжаловало решение в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд установил и материалами дела подтверждается, что представленный обществом отчет за 2021 год содержит 7 разделов: сведения об объекте размещения, сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных) характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, оценка и прогноз изменений окружающей среды, список использованных источников, приложения, что не противоречит пункту 20 Порядка N 1030.
Представленный управлению отчет выполнен в отношении объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов:
26-00022-Х-00421-270716 - шламохранилище N 2, 26-00021-Х-00421-270716 - шламонакопитель N 2, 26-00023-Х-00645-031016 - шламонакопитель N 3. Указанные ОРО отнесены ко II категории объектов, внесенных в государственный реестр и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Эти обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются, доказательств иного материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции отметил, что законодательством не предусмотрены обязательные требования об оснащении объектов II категории автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с этим отсутствие в отчете за 2021 год, выполненный обществом, сведений об оснащении автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, не является нарушением требований пункта 22 Порядка N 1030.
Более того, об отсутствии сведений прямо указано в пункте 2.4 отчета, они подлежат обязательному указанию в отчете для объектов I категории, которыми шламохранилище N 2, шламонакопители N 2 и 3 не являются.
Отклоняя доводы управления о нарушении обществом пункта 25 Порядка N 1030 (раздел 5 не содержит сведения об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды), суд правомерно отметил, что они представлены в разделе 3. Кроме того, в разделе 5 отчета имеется сравнение значений фоновых данных с данными 2020, 2021 годов и прогнозируемыми данными на 2022 год по атмосферному воздуху, а также сведения за 2019, 2020, 2021, 2022 (прогноз) по подземным грунтовым водам, приведен анализ. В разделе 5 отчете за 2021 год общество отметило стабильное состояние грунтовых вод в районе расположения ОРО за период наблюдений с 2019 по 2022 год. Сведения об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества среды фактически изложены обществом в разделе 4 Отчета. То, что эти сведения отражены в разделе 3 и 4 отчета, не свидетельствует о нарушении пункта 25 Порядка N 1030.
Отклоняя ссылки управления на отсутствие в отчете значений соответствующих химических показателей состояния почв, подземных вод на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, суд правомерно указал, что программа мониторинга направлена обществом в управление, замечаний к ней у него не имелось, обратного в материалы дела не представлено. Из пояснений общества также следует, все мероприятия мониторинга по отбору проб проводятся в соответствии с программой мониторинга, что управление не опровергло. Наблюдения за состоянием показателей подземных вод общество производило в 2021 году и представило в составе в разделе 2.3 отчета и протоколах измерений от 24.06.2021 N 779-в, от 21.12.2021 N 1706-в, значения этих показателей отражены в разделе 3 отчета. Кроме того, в актах отбора проб отражено, что скважина 78 засыпана, в скважинах 65, 38, 200, 201 вода расположена на дне, в связи с чем из-за малого столба воды пробы отобрать невозможно. Таким образом, отчет за 2021 год общество подготовило в соответствии с утвержденной программой мониторинга, оно также ежегодно направляет уполномоченному органу программы мониторинга, относительно которой по спорным объектам размещения отходов никакие замечания, недостатки, нарушения обществу не вменялись. Общество представило в материалы дела доказательства ведения мониторинга окружающей среды в предусмотренном программой объеме. Доказательства обратного управление не представило и его доводы не опровергает результаты лабораторных исследований, свидетельствующих об отсутствии негативного изменения качества окружающей среды (загрязнение грунтовых вод и почвы). В материалы дела специализированной организацией (фирмой) представлено письмо, из которого следует, что в 2021 году на основании заключенного с обществом договора выполнялся химический анализ грунтовых вод по определению водородного показателя (рН), иона аммония, нитратов (по NO3), хлоридов, сульфатов, кадмия, никеля, цинка, гидрокарбонатов, иона калия, иона натрия, иона магния, иона кальция, сухого остатка. Также фирма представила протоколы испытаний (измерений) проб воды от 21.06.2021 N 000000000012/2021 и от 27.12.2021 N 000000000017/2021, подготовленные региональным центром независимых экспертиз по Северо-Кавказскому Федеральному округу, из которых следует, что пробы воды, отобранные из скважины 202 07.06.2021 и 09.12.2021 проверялись, в том числе и по таким показателям, как гидрокарбонаты, ион калия, ион кальция, сухой остаток. Значения показателей в указанных протоколах находятся в пределах значений, являющихся безопасными для окружающей среды и не оказывающими негативного воздействия.
В протоколах испытания (измерений) проб воды от 21.06.2021 и от 27.12.2021, представленных Региональным центром независимых экспертиз по Северо-Кавказскому федеральному округу, также содержится информация об аккредитации лаборатории, проводившей исследования - свидетельство о добровольной сертификации N РОСС RU.31594.04ПАНО со сроком действия до 23.10.2022. Это свидетельство представлено обществом в материалы дела.
Выводы суда об установленных им обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.10.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 по делу N А63-7297/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции отметил, что законодательством не предусмотрены обязательные требования об оснащении объектов II категории автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с этим отсутствие в отчете за 2021 год, выполненный обществом, сведений об оснащении автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, не является нарушением требований пункта 22 Порядка N 1030.
Более того, об отсутствии сведений прямо указано в пункте 2.4 отчета, они подлежат обязательному указанию в отчете для объектов I категории, которыми шламохранилище N 2, шламонакопители N 2 и 3 не являются.
Отклоняя доводы управления о нарушении обществом пункта 25 Порядка N 1030 (раздел 5 не содержит сведения об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды), суд правомерно отметил, что они представлены в разделе 3. Кроме того, в разделе 5 отчета имеется сравнение значений фоновых данных с данными 2020, 2021 годов и прогнозируемыми данными на 2022 год по атмосферному воздуху, а также сведения за 2019, 2020, 2021, 2022 (прогноз) по подземным грунтовым водам, приведен анализ. В разделе 5 отчете за 2021 год общество отметило стабильное состояние грунтовых вод в районе расположения ОРО за период наблюдений с 2019 по 2022 год. Сведения об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества среды фактически изложены обществом в разделе 4 Отчета. То, что эти сведения отражены в разделе 3 и 4 отчета, не свидетельствует о нарушении пункта 25 Порядка N 1030."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2024 г. N Ф08-5555/24 по делу N А63-7297/2022