г. Краснодар |
|
12 июля 2024 г. |
Дело N А18-2016/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Мальсагова М.И., направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заинтересованного лица - акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мальсагова Магомеда Ибрагимовича на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.01.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по делу N А18-2016/2023, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Мальсагов Магомед Ибрагимович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк" (далее - банк), в котором просил признать незаконным бездействие банка, выразившееся в неисполнении требований выданного Арбитражным судом Республики Ингушетия исполнительного листа серии ФС N 038399716 от 08.06.2023 по делу N А18-1311/2023, привлечь банк к ответственности по части 2 статьи 17.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс) и возложить на него обязанность принять меры по исполнению исполнительного листа серии ФС N 038399716 от 08.06.2023. К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление).
Решением суда первой инстанции от 17.01.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.03.2024, в удовлетворении требований отказано. По мнению суда, предприниматель избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, правовые основания для взыскания с банка штрафа отсутствуют.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился предприниматель, просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить требования. Считает ошибочным вывод суда о надлежащем исполнении банком своих обязательств в ходе исполнительного производства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 08.06.2023 по делу N А18-1311/2023 с общества с ограниченной ответственностью "АСК-Проект" (далее - компания) в пользу предпринимателя взыскано 22 116 500 рублей задолженности по договору от 26.01.2023 N 1-П/2023, выдан исполнительный лист от 08.06.2023 ФС N 038399716. В связи с тем, что у компании открыт счет в банке, предприниматель предъявил исполнительный лист к исполнению непосредственно в банк. В ответе от 15.06.2023 исх. N Б02-23-07/14024 банк сообщил предпринимателю, что в силу пункта 6 статьи 70 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) с 15.06.20023 операции по расчетному счету должника в сумме 22 116 500 рублей приостановлены, но не более чем на 7 дней для проведения дополнительной проверки. Письмом от 27.06.2023 банк уведомил предпринимателя о том, что на основании предъявленного исполнительного документа сформировано инкассовое поручение, которое помещено в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций, не исполненных в срок. Предприниматель обжаловал действия банка в арбитражный суд, просит также привлечь его к ответственности.
Исходя из части 7 статьи 70 Закона N 229-ФЗ в случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет службы судебных приставов. Частью 5 статьи 70 Закона N 229-ФЗ установлено, что, что банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона N 229-ФЗ, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя. В силу части 1 статьи 114 Закона N 229-ФЗ в случае неисполнения в установленный настоящим законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 17.14 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов. Судебные приставы являются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.14 Кодекса (пункт 77 части 2 статьи 28.3 Кодекса). Соответственно, судебный пристав вправе обратиться с заявлением в суд о привлечении банка к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.14 Кодекса.
Обращение с таким заявлением в суд взыскателя по исполнительному документу (исполнительный лист серии ФС N 038399716), которым является предприниматель, правомерно расценено судом как обращение неуполномоченного лица. Вывод суда о выборе предпринимателей надлежащего способа защиты нарушенного права по требованию о привлечении банка к ответственности основан на правильном применении норм права, поскольку материалы дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях) по факту совершения в отношении предпринимателя излагаемого им правонарушения банка в арбитражный суд не поступали.
В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ, для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений банк (кредитная организация) вправе задержать исполнение исполнительного документа на срок не более чем на семь дней (часть 6 статьи 70 Закона N 229-ФЗ). Перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов (часть 2 статьи 70 Закона N 229-ФЗ).
Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация могут при отсутствии на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 8 статьи 70 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ, Банк России) Банк России относит юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций на основании критериев, которые определяются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и утверждаются Советом директоров.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 7.6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) Банк России доводит информацию об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций до кредитных организаций через их личные кабинеты в соответствии со статьей 73.1 Закона N 86-ФЗ в сроки и объеме, которые установлены Банком России, в форматах, размещенных Банком России на своем официальном сайте в сети Интернет, а до уполномоченного органа в порядке, сроки, объеме и форматах, которые предусмотрены соглашением, заключенным между Банком России и уполномоченным органом.
В силу пункта 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ при осуществлении внутреннего контроля кредитная организация, использующая информацию Банка России, предусмотренную абзацем 2 пункта 1 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ, в отношении клиента - юридического лица (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуального предпринимателя), зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, который отнесен кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, применяет следующие меры:
- не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, а также операции с иным имуществом.
Согласно пункту 6 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ по банковскому счету (вкладу, депозиту) клиента - юридического лица (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуального предпринимателя), зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, который отнесен кредитной организацией, использующей информацию Банка России, предусмотренную абзацем вторым пункта 1 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ, и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, допускается проведение следующих операций:
- уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
- оплата труда работников, получавших заработную плату до дня отнесения кредитной организацией и Банком России такого клиента этой кредитной организации к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций. При этом объем указанных выплат не может превышать объем выплаты заработной платы таким работникам за предыдущий месяц;
- денежные выплаты, связанные с предоставлением таким работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за исключением компенсаций расходов на проезд и наем жилого помещения), выплаты пенсий, стипендий и иных социальных выплат, алиментов, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
- операции в целях исполнения обязательств юридического лица (индивидуального предпринимателя) по кредитному договору, возникших у такого лица до применения к нему мер, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;
- операции в целях обеспечения жизнедеятельности индивидуального предпринимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, в размере, не превышающем 30 тыс. рублей в календарный месяц из расчета на указанное лицо и каждого члена его семьи, не имеющего самостоятельного источника дохода;
- списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом такого клиента при проведении в отношении него процедур, применяемых в деле о банкротстве, если проведение данной операции допускается в ходе соответствующей процедуры;
- списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом такого клиента для погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, и удовлетворения требований кредиторов, если в отношении такого клиента принято решение о его ликвидации;
- списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом такого клиента после исключения его из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по исполнительным документам, поступившим до исключения такого клиента из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом такого клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) после исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в пользу участников (учредителей) соответствующего юридического лица или физического лица, если к моменту проведения этой операции исполнены требования, предусмотренные абзацами вторым - пятым и девятым настоящего пункта, а также после государственной регистрации при ликвидации соответствующего юридического лица или после государственной регистрации при прекращении соответствующим физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из пунктов 1, 2, 3 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ, в случае получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанной в абзаце первом пункта 8 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ информации о применении к нему мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, и об отнесении Банком России такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) (далее для целей настоящей статьи - заявитель) вправе обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, с приложением при необходимости пояснений, документов и (или) сведений (далее - заявление об отсутствии оснований) в указанную в пункте 13.5 статьи 7 Закона N 115-ФЗ межведомственную комиссию.
Заявление об отсутствии оснований может быть направлено в межведомственную комиссию в течение шести месяцев со дня, следующего за днем получения заявителем информации, указанной в абзаце первом пункта 8 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ. По результатам рассмотрения заявления об отсутствии оснований межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, или о наличии таких оснований. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и кредитной организации в соответствии с абзацем вторым пункта 13.6 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. Применение к заявителю мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, может быть обжаловано в судебном порядке только после обращения заявителя в межведомственную комиссию в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.
С 30.06.2022 посредством платформы "Знай своего клиента" (сервис, с помощью которого Банк России информирует кредитные организации о том, насколько рискованную деятельность ведет тот или иной клиент с точки зрения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Регулятор поделил всех клиентов на три группы в зависимости от уровня риска: низкую, среднюю и высокую (зеленую, желтую и красную). В зависимости от такой оценки банки определяют режим работы с клиентом.) Банк получил информацию, о том, что истец, как клиент Банка имеет повышенный (средний) уровень риска с точки зрения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
При рассмотрении дела суд установил, что банк 21.02.2023 получил информацию от Банка России о присвоении компании высокого (красного) уровня риска совершения подозрительных операций (платформа ЗСК) с указанием критерия "8.01" Общ. Сомнительные транзитные операции. С учетом этой информации банк 22.02.2023 применил меры в отношении клиента (компании) по правилам пункта 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, уведомив его об этом 22.02.2023.
Как следует из Картотеки арбитражных дел, исполнительный лист по делу N А18- 1311/2023 серии ФС N 038399716 арбитражным судом 08.06.2023, то есть после применения к компании мер на основании пункта 5 статьи 7.7. Закона N 115-ФЗ.
Решение межведомственной комиссии или судебный акт о признании несоответствующими закону действий по применению мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с абзацем 9 пункта 6 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом клиента-должника, отнесенного Центральным банком Российской Федерации, Банком к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, по исполнительным документам, поступившим до исключения такого клиента из единого государственного реестра юридических лиц, возможно только после исключения указанного клиента из ЕГРЮЛ.
По состоянию на дату поступления в банк исполнительного документа и до текущего момента компания не исключена из ЕГРЮЛ, соответственно, в силу Закона N 115-ФЗ у банка отсутствовали основания для списания денежных средств со счетов должника на основании исполнительно листа от 08.06.2023 серии ФС N 038399716.
Таким образом, обоснованными являются и выводы суда о наличии у банка оснований для применения мер, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ. Рассмотрение судом спора по существу при установленном абзаце первом пункта 8, пунктом 5 статьи 7.7, пунктами 13.5, 13.13.4, абзацем вторым пункта 13.6 статьи 7, статьей 7.8 Закона N 115-ФЗ порядке, минуя стадию досудебного урегулирования спора, на стадии кассационного производства, с учетом объединения требований предпринимателя в этой части вместо с заявлением о привлечении банка к ответственности, нарушением норм процессуального права, влекущего отмену обжалуемых судебных актов, не является (в том числе с учетом принципа процессуальной экономии). С учетом изложенного Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам, которые соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.01.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по делу N А18-2016/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По состоянию на дату поступления в банк исполнительного документа и до текущего момента компания не исключена из ЕГРЮЛ, соответственно, в силу Закона N 115-ФЗ у банка отсутствовали основания для списания денежных средств со счетов должника на основании исполнительно листа от 08.06.2023 серии ФС N 038399716.
Таким образом, обоснованными являются и выводы суда о наличии у банка оснований для применения мер, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ. Рассмотрение судом спора по существу при установленном абзаце первом пункта 8, пунктом 5 статьи 7.7, пунктами 13.5, 13.13.4, абзацем вторым пункта 13.6 статьи 7, статьей 7.8 Закона N 115-ФЗ порядке, минуя стадию досудебного урегулирования спора, на стадии кассационного производства, с учетом объединения требований предпринимателя в этой части вместо с заявлением о привлечении банка к ответственности, нарушением норм процессуального права, влекущего отмену обжалуемых судебных актов, не является (в том числе с учетом принципа процессуальной экономии). С учетом изложенного Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам, которые соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2024 г. N Ф08-5970/24 по делу N А18-2016/2023