• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2024 г. N Ф08-6075/24 по делу N А63-15448/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Удовлетворяя требование, суд правильно применил к установленным им фактическим обстоятельствам дела статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федеральные законы от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), от 29.12.2020 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 478-ФЗ), Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375), отклонив ссылки фонда на представление больницей недостоверных сведений о застрахованном лице, что повлекло излишнюю (повторную) выплату ему фондом 192 824 рублей 84 копеек. Доводы фонда о некорректной передаче больницей сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия (первичных данных для его назначения), неверном номере приказа на отпуск по уходу за ребенком и периоде отпуска получили надлежащую оценку суда. Из решения фонда следует, что больница после получения сведений об изменении номера СНИЛСа Курбанмагомедовой А.А. не направила сведения о застрахованном лице и копию уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС, действующий с 17.07.2021, на Курбанмагомедову А.А.), но при этом 26.08.2021 направила фонду реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия на Курбанмагомедову А.А. как первичный расчет. При этом в тексте решения фонда отсутствует подробное описание нормативно утвержденной формы "Сведений о застрахованном лице", которая, по мнению фонда, являлась бы корректной.

Кроме того, фонд в отзыве от 01.11.2022 и дополнении к нему от 09.03.2023 отразил, что при изменении сведений о застрахованном лице страхователю следует направить эти изменения в виде информационного письма о соответствующих изменениях или представить новые сведения о застрахованном лице по форме утвержденной фондом (Приложение N 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021 N 26). Направление реестра сведений осуществляется в случае необходимости назначения и выплаты пособия или его перерасчета. Также в дополнении к отзыву от 31.03.2023 фонд указал, что фактически больница направила два реестра сведений на своего сотрудника с разными СНИЛСами - 07.08.2020 и 26.08.2021, а также разными сведениями о периодах отпуска. Суд проверил ссылки фонда на то, что реестр сведений от 26.08.2021 подан неверно, поскольку из-за изменения СНИЛСа право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по первоначальному номеру лицевого счета утрачивается; больнице следовало уведомить о прекращении права застрахованного лица на получение пособия в соответствии с пунктом 6 Положения N 2375 по форме, утвержденной приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021 N 26 (приложение N 4 к приказу). Однако, как правильно указал суд, у больницы отсутствовала техническая возможность сформировать пакет документов по форме 6 приложения N 2 к приказу N 26, так как в силу пункта 13 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции 26.05.2021) обязанность представлять сведения о застрахованных лицах установлена для всех работодателей только с 01.01.2022. По этой причине в системе электронного документооборота до 01.01.2022 сведения о застрахованном лице отдельно не формировались, а являлись приложением к реестру. Данные сведения при заполнении реестра от 26.08.2021 больница, как установил суд, не вносила, не изменяла и они подгрузились (присоединились) в электронном формате к нему автоматически. Эти технические особенности, к тому же, находились вне пределов контроля больницы, а гражданско-правовая ответственность за установленные держателем электронного ресурса особенности соответствующего программного продукта наступать в данном случае не наступает. Кроме того, изменение номера СНИЛСа территориальными подразделениями самого же фонда не является основанием утраты права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Пункт 6 Положения N 2375 и форма уведомления о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденная приказом Фонда социального страхования Российской Федерации N 26 (приложение N 4) не содержат к тому же и каких-либо оснований, влекущих утрату права на выплату пособия, связанных с изменением персональных данных (ФИО, паспортных данных, номере СНИЛСа и т.д.)."