Апелляционное определение Самарского областного суда от 13 февраля 2024 г. N 33а-1252/2024 (33а-14946/2023)
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НАО "П." на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 20 сентября 2023 года по административному делу N 2а-2890/2023 по административному иску НАО "П." к ОСП Красноглинского района г. Самары судебному приставу-исполнителю ОСП Красноглинского района г. Самары Г.О.И., старшему судебному приставу ОСП Красноглинского района г. Самары Ф.М.Ю., ОСП Красноглинского района г. Самары, ГУФССП России по Самарской области об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, заслушав доклад судьи Самарского областного суда Р.И.А., судебная коллегия, установила:
НАО "П." обратилось в суд с административным иском к ОСП Красноглинского района г. Самары, судебному приставу-исполнителю ОСП Красноглинского района г. Самары Г.О.И., старшему судебному приставу ОСП Красноглинского района г. Самары Ф.М.Ю., ОСП Красноглинского района г. Самары, ГУФССП России по Самарской области об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что на исполнении в ОСП Красноглинского района г. Самары находилось исполнительное производство N-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа N в отношении должника К.Д.А. в пользу НАО "П.".
06.12.2021 в соответствии с решением единственного учредителя, НАО "П.к.б." сменило полное фирменное название на НАО "П.".
В ходе мониторинга портала ФССП России установлено, что исполнительное производство N-ИП окончено 26.06.2023 по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Представитель НАО "П." указывает, что на дату обращения в суд с административным исковым заявлением взыскатель не получил оригинал исполнительного документа, в связи с чем полагает, что имеет место быть незаконное бездействие судебного пристава-исполнителя в части несвоевременного направления исполнительного документа взыскателю.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд:
- признать бездействие начальника ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Ф.И.Ю., выразившееся в неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц вверенного ему подразделения, в том числе в части организации делопроизводства и контроля за соблюдением установленных инструкцией правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах службы, незаконным,
- признать бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Г.О.И. в части своевременного направления путем заказной корреспонденции оригинала исполнительного документа, незаконным,
- обязать начальника ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Ф.И.Ю. устранить нарушения норм права и права взыскателя путем организации надлежащего контроля за организацией делопроизводства и документооборота,
- обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Г.О.И. устранить нарушения норм права и права взыскателя путем направления оригинала исполнительного документа взыскателю.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 20 сентября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления НАО "П." отказано (л.д. 63-69).
В апелляционной жалобе НАО "П." просит решение суда отменить, поскольку с выводами суда первой инстанции не согласен, и принять по делу новое решение (л.д. 72-75).
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании судебного приказа от 30.04.2021 N, выданного мировым судьей судебного участка N Красноглинского судебного района г. Самары, судебным приставом-исполнителем ОСП Красноглинского района г. Самары П.О.А. 02.02.2023 возбуждено исполнительное производство N N-ИП по взысканию с должника К.Д.А. в пользу взыскателя НАО "П." денежных средств в сумме 73 16,97 рублей.
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направлены запросы в ФНС России, Пенсионный фонд России, ГУВМ МВД России, кредитные организации, получены ответы, в том числе о наличии у должника счетов в банках.
26.06.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП Красноглинского района г. Самары Г.О.И. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю НАО "П.".
Согласно почтовому реестру от 30.08.2023 постановление об окончании исполнительного документа направлено в адрес взыскателя НАО "П." по адресу: <адрес>, заказной корреспонденцией с присвоением почтового идентификатора N, взыскателем постановление получено 04.09.2023.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный документ направлены в адрес взыскателя НАО "П." с нарушением срока, установленного частью 6 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". При этом указал, что отсутствуют основания полагать о том, что направление копии постановления об окончании исполнительного производства с нарушением срока в данном случае повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что бездействие судебного пристава-исполнителя по вышеуказанному обстоятельству отсутствует.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда данным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В силу пункта 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве указанное обстоятельство является основанием для окончания исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона об исполнительном производстве копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должны направляться взыскателю и должнику.
Исходя из материалов дела, следует, что постановление об окончании исполнительного производства от 26.06.2023 (л.д. 49) направлено 30.08.2023 в адрес взыскателя заказной почтой (ШПИ N).
Сведений о том, что копия постановления об окончании исполнительного производства от 26.06.2023 направлена не позднее дня, следующего за днем его вынесения, материалы дела не содержат.
При этом почтовое отправление с копией постановления об окончании исполнительного производства от 13.08.2021 г., а также исполнительный документ действительно направлены в адрес административного истца только 30.08.2023, т.е. за пределами установленного законом срока, вручено адресату 04.09.2023 г., только после обращения административного истца в суд - 28.08.2023 (л.д. 6).
При этом, исходя из изложенного, оснований полагать, что в рассматриваемом случае судебный пристав-исполнитель неправомерно окончил исполнительное производство, не имеется, однако требования Закона об исполнительном производстве не были соблюдены в части направления постановления об окончании исполнительного производства в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, поскольку установлено, что судебный пристав-исполнитель несвоевременно направил взыскателю копию постановления об окончании исполнительного производства, то есть надлежащим образом возложенная законом обязанность на него им не исполнена, имеются основания для признания бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Г.О.И. в части несвоевременного направления исполнительного документа взыскателю незаконным.
В связи с изложенным решение суда об отказе в удовлетворении требований нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене в части признания бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Г.О.И. по несвоевременному направлению постановления об окончании исполнительного производства незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Суд апелляционной инстанции, признавая бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Г.О.И. в части несвоевременного направления исполнительного документа взыскателю незаконным, исходит из доказанности факта нарушения судебным приставом-исполнителем требований части 6 статьи 47 Закона об исполнительном производстве.
Неуведомление взыскателя об окончании исполнительного производства в установленный законом срок лишает его права на получение достоверной и своевременной информации о ходе исполнительного производства, на своевременное обжалование постановления об окончании исполнительного производства в случае его незаконности, так как окончание исполнительного производства влечет прекращение осуществления судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению исполнительного документа, отмену примененных ограничений.
В связи с изложенным решение суда об отказе в удовлетворении требований нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене в части признания бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Г.О.И. в части несвоевременного направления исполнительного документа взыскателю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия определила:
решение Красноглинского районного суда г. Самары от 20 сентября 2023 года отменить в части, изложить резолютивную часть решения следующим образом:
"Административные исковые требования НАО "П." к ОСП Красноглинского района г. Самары судебному приставу-исполнителю ОСП Красноглинского района г. Самары Г.О.И., старшему судебному приставу ОСП Красноглинского района г. Самары Ф.М.Ю., ОСП Красноглинского района г. Самары, ГУФССП России по Самарской области об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя удовлетворить частично.
Признать бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Красноглинского района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Г.О.И. в части несвоевременного направления исполнительного документа взыскателю незаконным.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 13 февраля 2024 г. N 33а-1252/2024 (33а-14946/2023)
Текст определения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника