В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Правительства Ставропольского края от 25 октября 2021 г. N 537-п "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)", от 25 октября 2021 г. N 535-п "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)" и Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 г. N 221-п (далее - министерство) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
доклад о правоприменительной практике министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2023 год;
доклад о правоприменительной практике министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2023 год.
2. Центральному комплексному отделу министерства обеспечить размещение докладов, указанных в пункте 1 настоящего приказа, на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в срок до 01 апреля 2024 года.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Ващенко Р.В.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр |
Р.А. Коврыга |
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Ставропольского края
от 25.03.2024 N 169
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2023 год
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) с 28.10.2021 организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на территории Ставропольского края (далее - надзор) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Правительства Ставропольского края от 25 октября 2021 г. N 537-п "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)" от 02 июля 2012 г. N 221-п "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края".
Деятельность министерства по осуществлению надзора направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Надзор осуществляется министерством на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты, при этом министерством на постоянной основе проводится мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Плановые проверки в 2023 году не проводились, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление ПРФ N 336) направленного на снижение административной нагрузки на бизнес в условиях санкций.
Постановление ПРФ N 336 устанавливает строгий мораторий на плановые проверки до конца 2024 года.
При этом следует отметить, что проведение внеплановых проверок допускалось лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований. При этом такие проверки должны были согласовываться с органами прокуратуры.
Вместе с тем, министерством в адрес прокуратуры было направлено 18 заявлений для согласования внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц. Однако по каждому заявлению получено решение об отказе в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Министерством утверждена и реализована программа профилактики нарушений обязательных требований.
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами и, как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований природоохранного законодательства;
предотвращение рисков причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу, окружающей среде;
повышение прозрачности деятельности при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) министерством;
обеспечение доступности информации об обязательных требованиях при осуществлении хозяйственной деятельности.
В рамках реализации программы профилактики за 2023 год министерством проведены следующие профилактические мероприятия:
1. Информирование контролируемых лиц осуществлялось посредством размещения и актуализации на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства) в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" следующей информации:
- текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
- сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора);
- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается министерством при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора);
- утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования;
- руководства по соблюдению обязательных требований;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- критериев отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программу профилактики рисков причинения вреда;
- плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведений о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- докладов о государственном контроле (надзоре);
- иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Кроме того, в рамках проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований министерством осуществляется информирование контролируемых лиц посредством опубликования на официальном сайте министерства информационных писем и материалов.
2. Обобщение правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора). Ежегодный доклад о результатах правоприменительной практики размещен на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
3. Контролируемым лицам объявлено 300 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
4. Проведено 308 консультаций контролируемых лиц.
5. Проведено 354 обязательных профилактических визита.
В течение 2023 года в адрес министерства поступали административные материалы (протоколы, постановления) составленные сотрудниками правоохранительных органов (МВД, Прокуратуры) и содержащие признаки нарушения требований природоохранного законодательства
При рассмотрении указанных материалов в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), в том числе при взаимодействии с правоохранительными органами на территории Ставропольского края выявлено 515 нарушений, из них рассмотрений - 515.
К административной ответственности привлечено 132 хозяйствующих субъекта на общую сумму 1557,5 тыс. рублей, а также 383 хозяйствующих субъекта привлечены к административной ответственности в виде предупреждения, из которых:
- за нарушение требований водного законодательства всего привлечено 148 лиц: 13 в виде штрафа и 135 в виде предупреждения;
- за иные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды привлечено 367 лица: 119 в виде штрафа и 248 в виде предупреждения.
В результате систематизации, обобщения и анализа информации о выявленных нарушениях, можно сделать вывод, что наиболее частыми нарушениями являются нарушения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Основными причинами, факторами и условиями, способствующими нарушению обязательных требований контролируемыми лицами на территории Ставропольского края, являются:
1) не сформировано понимание исполнения требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды у контролируемых лиц;
2) стремление к получению материальной выгоды за счет выгрузки отходов производства и потребления в несанкционированных местах с применением автотранспортных средств и прицепов к ним;
3) не достаточный уровень правовой культуры и низкая социальная ответственность населения.
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Ставропольского края
от 25.03.2024 N 169
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2023 год
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) с 28.10.2021 организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий по региональному государственному геологическому контролю (надзору) на территории Ставропольского края (далее - надзор) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Правительства Ставропольского края от 25 октября 2021 г. N 535-п "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)" от 02 июля 2012 г. N 221-п "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края".
Деятельность министерства по осуществлению надзора направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области использования и охраны недр, посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Надзор осуществляется министерством на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты, при этом министерством на постоянной основе проводится мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Плановые проверки в 2023 году не проводились, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление ПРФ N 336) направленного на снижение административной нагрузки на бизнес в условиях санкций.
Постановление ПРФ N 336 устанавливает строгий мораторий на плановые проверки до конца 2024 года.
При этом следует отметить, что проведение внеплановых проверок допускалось лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований. При этом такие проверки должны были согласовываться с органами прокуратуры.
Вместе с тем, министерством в адрес прокуратуры было направлено 7 заявлений для согласования внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц. Однако по каждому заявлению получено решение об отказе в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Министерством утверждена и реализована программа профилактики нарушений обязательных требований.
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами и, как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований природоохранного законодательства;
предотвращение рисков причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу, окружающей среде;
повышение прозрачности деятельности при осуществлении государственного геологического контроля (надзора) министерством;
обеспечение доступности информации об обязательных требованиях при осуществлении хозяйственной деятельности.
В рамках реализации программы профилактики за 2023 год министерством проведены следующие профилактические мероприятия:
1. Информирование контролируемых лиц осуществлялось посредством размещения и актуализации на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства) в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" следующей информации:
- текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
- сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора);
- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается министерством при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора);
- утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования;
- руководства по соблюдению обязательных требований;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- критериев отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программу профилактики рисков причинения вреда;
- плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведений о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- докладов о государственном контроле (надзоре);
- иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Кроме того, в рамках проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований министерством осуществляется информирование контролируемых лиц посредством опубликования на официальном сайте министерства информационных писем и материалов.
2. Обобщение правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора). Ежегодный доклад о результатах правоприменительной практики размещен на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
3. Контролируемым лицам объявлено 46 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
4. Проведена 31 консультация контролируемых лиц.
5. Проведено 8 обязательных профилактических визитов.
В течение 2023 года в адрес министерства поступали административные материалы (протоколы, постановления) составленные сотрудниками правоохранительных органов (МВД, Прокуратуры) и содержащие признаки нарушения требований природоохранного законодательства.
При рассмотрении указанных материалов в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора), в том числе при взаимодействии с правоохранительными органами на территории Ставропольского края выявлено 3 нарушения, из них рассмотрений - 3.
К административной ответственности привлечено 2 хозяйствующих субъекта на общую сумму 6 тыс. рублей, а также 1 хозяйствующий субъект привлечен к административной ответственности в виде предупреждения.
В результате систематизации, обобщения и анализа информации о выявленных нарушениях, можно сделать вывод, что наиболее частыми нарушениями в области использования и охраны недр является нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Основными причинами, факторами и условиями, способствующими нарушению обязательных требований контролируемыми лицами на территории Ставропольского края, являются:
1) не сформировано понимание исполнения требований природоохранного законодательства в области использования и охраны недр у контролируемых лиц;
2) формальный подход контролируемых лиц к выполнению требований, установленных лицензией на право пользования недрами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 25 марта 2024 г. N 169 "Об утверждении Докладов о правоприменительной практике министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2023 год"
Вступает в силу с 25 марта 2024 г.
Опубликование:
- на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (www.mpr26.ru)