Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июля 2024 г. N Ф08-3135/24 по делу N А32-25917/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"При проверке доводов кассационной жалобы санатория суд округа исходит из следующего. В соответствии с положениями статьи 6 Водного кодекса поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Исключения из общего правила, при которых свободный доступ к водному объекту может быть ограничен, установлены Федеральным законом от 03.04.2023 N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В целях реализации прав граждан, предусмотренных положениями статьи 6 Водного кодекса, решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть установлен публичный сервитут. Однако это не означает, что соответствующее решение уполномоченного органа должно быть произвольным и может приниматься им без соблюдения установленной процедуры. Учреждения в обоснование доводов поданного заявления указывало на то, что сервитут установлен постановлением N 447 с нарушением положений пункта 8 статьи 23 Земельного кодекса, согласно которой публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Санаторий ссылался на то, что оспариваемым постановлением обременена вся площадь земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0107003:2135, 23:33:0107003:2134, 23:33:0107003:1945. При этом один из обремененных публичным сервитутом участков (с кадастровым номером 23:33:0107003:1945) имеет вид разрешенного использования - гидротехнические сооружения, на нем расположены такие сооружения, закрепленные за санаторием на праве оперативного управления. Постановление администрации N 447 не содержит координат обремененных частей участков и (или) схему прохода граждан именно в целях обеспечения доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Однако данные доводы судами при разрешении спора надлежаще не проверялись, правовая оценка им не давалась. Учреждение указывало также на нарушение администрацией процедуры принятия решения об установлении публичного сервитута. Санаторий ссылался при этом на Положение, утвержденное решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 24.05.2019 N 144. Данным Положением установлен порядок проведения общественных (публичных) слушаний по вопросам установления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные на территории сельских поселений Туапсинского района. Заявитель указывал на то, что в нарушение пунктов 5.6 и 5.8 названного Положения не извещался о дате проведения публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута, копия постановления N 447 ему не направлялась. Суды, отклоняя данные доводы, исходили из того, что проведение публичных слушаний об установлении публичного сервитута не предусмотрено статьей 28 Закона N 131-ФЗ, поэтому процедура его принятия администрацией не нарушена. При этом суды, зная о Положении, утвержденном решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 24.05.2019 N 144, не признали его не подлежащим применению, как не соответствующее закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Актуальная судебная практика принимает во внимание муниципальные правовые акты, определяющие порядок установления публичных сервитутов на соответствующей территории и исходит из того, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных слушаний (общественных обсуждений), обеспечивающих соблюдение необходимого баланса публичного и частного интереса при использовании земельного участка. Кооператив, возражая против этих доводов, ссылался на соблюдение уполномоченным органом установленной процедуры, что подтверждается материалами дела (постановление от 24.12.2019 N 1041, протокол публичных (общественных) слушаний от 21.01.2020, заключение N 2/20 о результатах публичных (общественных) слушаний). В этой связи доводы санатория о нарушении администрацией процедуры проведения общественных (публичных) слушаний по вопросу установления публичного сервитута требовали проверки и судебной оценки. С учетом решения Туапсинского районного суда Краснодарского края от 25.04.2024 по делу N 2-637/2024 и действий по обустройству подземного пешеходного перехода с кадастровым номером 23:33:0107003:1478 к пляжу поселка дома отдыха "Кубань", подлежат дополнительной проверке доводы учреждения о наличии альтернативного способа прохода граждан (членов кооператива) к Черному морю. Документы, на которые ссылается прокуратура, подлежат оценке судом в совокупности с ранее представленным санаторием в материалы дела экспертным заключением от 24.10.2023 N 0489900630. В связи с тем, что постановление N 447 на основании протеста Туапсинской межрайонной прокуратуры отменено постановлением администрации от 20.03.2024 N 158, суду следует учесть разъяснения, содержащиеся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 31 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"."