г. Краснодар |
|
19 июля 2024 г. |
Дело N А53-38827/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Зотовой И.И., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) - Лежавы Е.М. (доверенность от 31.08.2022), в отсутствие ответчика - государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Медицинский информационно-аналитический центр" (ИНН 6166052727, ОГРН 1056163019846), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А53-38827/2022, установил следующее.
ПАО "Ростелеком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ГБУ Ростовской области "МИАЦ" (далее - учреждение) о взыскании 35 510 842 рублей 94 копеек неосновательного обогащения в виде стоимости оказанных услуг по контракту от 24.02.2021 N 0358200051221000001 (уточненные исковые требования, заявленные в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением суда от 11.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что суды необоснованно не применили нормы Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (далее - Закон N 126-ФЗ) к правоотношениям сторон, в том числе пункт 4 статьи 51.1 Закона N 126-ФЗ, а также статьи 8, 1102, пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункт 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор от 28.06.2017). Суды не приняли во внимание доводы ответчика о том, что взаимоотношения сторон носят длящийся и регулярный характер, работы или услуги не терпят отлагательства, направлены на защиту охраняемого публичного интереса и оказание услуг не могло быть прекращено в одностороннем порядке. Прекращение оказания услуг невозможно без уничтожения размещенной на ресурсах центра обработки данных информации.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 24.02.2021 учреждение (заказчик) общество (исполнитель) заключили контракт N 0358200051221000001 на оказание услуг по предоставлению виртуального центра обработки данных (ЦОД), интегрированного с узлами доступа ЕГИСЗ и МИС Ростовской области, для минимизации затрат и сроков организаций доступа к федеральному сегменту ЕГИСЗ и МИС Ростовской области (Услуги).
Цена контракта определена по итогам электронного аукциона, является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом, и составляет 11 875 тыс. рублей 50 копеек (пункт 2.1 контракта).
Срок начала оказания услуг - с даты заключения контракта, срок окончания - исполнитель должен предоставлять услугу 24 часа в сутки в течение 10 месяцев (пункт 4.1 контракта).
В силу пункта 13.1 контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31.12.2021.
В обоснование исковых требований общество указало, что с 01.01.2022 по 06.10.2022 продолжало оказание учреждению услуг по предоставлению виртуального центра обработки данных для обеспечения работоспособности ЕГИСЗ. Однако оказанные услуги не оплачены. Обществом и учреждением заключен контракт от 07.10.2022 N 0358200051222000003 на предоставление услуг центра обработки данных, объем услуг по которому соответствует объемам, оказываемым в период с 01.01.2022 по 07.10.2022.
Общество направило в адрес учреждения претензию от 23.08.2022 N 0408/05/5894/22 с расчетом суммы задолженности за оказанные в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 услуги. Указанная сумма составила 23 175 497 рублей 50 копеек.
Оставление данного требования учреждением без финансового удовлетворения послужило основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым иском о взыскании 35 510 842 рублей 94 копеек неосновательного обогащения за период с 01.01.2022 по 06.10.2022 (уточненные требования).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом N 44-ФЗ, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исходя из подпункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса, не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
В силу пункта 20 Обзора от 28.06.2017 по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Суды установили, что общество с 01.01.2022 по 06.10.2022 оказывало услуги без наличия государственного контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, и не могло не знать, что услуги оказываются им при отсутствии обязательства.
Отклоняя довод общества о том, что к спорным правоотношениям должны применяться положения пункта 4 статьи 51.1 Закона N 126-ФЗ, суды указали, что услуга по использованию учреждением виртуальных серверов общества не является услугой связи.
Суды также исходили из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства обязательности оказания услуг вне зависимости от волеизъявления, а также того, что их оказание связано с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера или угрозой их возникновения. Поскольку пролонгация срока действия контрактом не предусмотрена, общество имело возможность прекратить исполнение после истечения срока действия контракта (31.12.2021) или при превышении его максимальной цены. Кроме того, в спорный период услуги связи учреждению оказывались обществом, а также иными лицами на основании других сделок, обязательства по которым учреждение исполняло надлежащим образом, при этом такие услуги оплачивались ответчиком в рамках таких сделок.
Суды пришли к выводу, что заключенные контракты, на которые ссылалось общество, являются договорами смешанного характера содержащего в себе элементы аренды оборудования и оказания услуг.
Между тем суды не учли следующего.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены в Законе N 126-ФЗ.
В силу пунктов 28 и 32 статьи 1 Закона N 126-ФЗ средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по предоставлению виртуального центра обработки данных в соответствии с техническим заданием.
Техническим заданием установлено, что услугой, в том числе дополнительной опцией услуги, является предоставление виртуальных машин, виртуальной сети, шлюза виртуальной сети на ПАК исполнителя, предоставление учетных данных для доступа к панели управления, обеспечение их бесперебойного функционирования, обеспечение доступа (сетевого подключения) к шлюзу виртуальной сети через публичную сеть Интернет и/или локальную сеть заказчика, предоставление технической поддержки.
Таким образом, предметом государственного контракта является предоставляемая обществом комплексная услуга связи, обеспечивающая посредством предоставленных каналов связи доступ к виртуальным серверам обработки данных. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2023 N Ф07-11246/2023 по делу N А21-5777/2022.
В силу статьи 51 Закона N 126-ФЗ оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, заключенного в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.
Согласно пункту 2 пункта 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Пунктом 2 статьи 44 Закона N 126-ФЗ установлено, что правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса определено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Заключенный между сторонами контракт относится к договору возмездного оказания услуг связи, специальными источниками регулирования которого являются Закон о связи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1 Закона N 126-ФЗ при исполнении контрактов (договоров) на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных государственных контрактов для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также для нужд иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в случае, если финансирование оказания данных услуг осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оператор связи, заключивший указанные контракты (договоры), не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме соответствующего заказчика.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Суд округа отмечает, что само по себе отсутствие заключенного контракта не является безусловным основанием для отказа во взыскании платы за оказанные услуги для государственных нужд. Оказание услуг обществом подтверждается имеющимися в материалах дела актами об оказании услуг связи. Спорные услуги принимались учреждением в отсутствие каких-либо возражений относительно качества и объемов оказанных услуг.
Суды первой и апелляционной инстанций фактически оставили без внимания обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, не дали надлежащую оценку действиям и поведению сторон спорного правоотношения.
Ограничение предмета доказывания при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, повлекшее принятие ошибочных судебных актов, может являться основанием для направления дела на новое рассмотрение (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 16112/2009, от 16.11.2010 N 8467/2010).
Согласно положениям части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта по существу спора требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А53-38827/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1 Закона N 126-ФЗ при исполнении контрактов (договоров) на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных государственных контрактов для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также для нужд иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в случае, если финансирование оказания данных услуг осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оператор связи, заключивший указанные контракты (договоры), не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме соответствующего заказчика.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2024 г. N Ф08-2544/24 по делу N А53-38827/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2025 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-704/2025
19.12.2024 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38827/2022
19.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2544/2024
27.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13959/2023
11.07.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38827/2022