г. Краснодар |
|
19 июля 2024 г. |
Дело N А53-29252/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой М.А. при участии с применением системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) при участии в судебном заседании от заявителя - Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (ИНН 7710747640, ОГРН 1097746136124) - Комоза Э.Д. (доверенность от 29.11.2023), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ВКС" (ИНН 6194001731, ОГРН 1166196108935), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А53-29252/2023, установил следующее.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - служба) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области к обществу с ограниченной ответственностью "ВКС" (далее - общество) с заявлением об аннулировании лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 04.12.2019 N 61ЗАП0009087.
Решением суда от 26.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием достаточных оснований для принятия решения об аннулировании лицензии.
Служба обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.12.2023 и постановление апелляционной инстанции от 06.03.2024, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования либо направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы не согласен с позицией судов. В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основаниями для аннулирования лицензии в судебном порядке, указанными в данной статье, являются, в том числе: непредставление лицензирующему органу возможности провести контрольное (надзорное) мероприятие. Характер допущенного обществом нарушения, выразившегося в непредставлении лицензирующему органу возможности провести контрольное (надзорное) мероприятие, указывает на существенность совершенного нарушения и в совокупности на соразмерность применения к обществу такой меры ответственности как аннулирование лицензии. Служба, считает, что в материалах дела достаточно доказательств, подтверждающих факт совершения обществом нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии (непредставление лицензирующему органу возможности провести контрольное (надзорное) мероприятие).
В судебном заседании представитель службы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя службы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела установлено, что службой обществу выдана лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 04.12.2019 N 613АП0009087.
Деятельность общества, связанная с оборотом алкогольной продукции не велась, в период с 08.07.2022 по 31.12.2022. В Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) отсутствовала информация об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции непрерывно на протяжении более 70 календарных дней. Указанное обстоятельство относится к перечню индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с действующим в указанный выше период приказом Минфина России от 15.11.2021 N 176н "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - приказ N 176н).
На основании решения Межрегиональное управление службы по Южному федеральному округу (далее - межрегиональное управление) от 29.03.2023 N РЗ17/09, принятого в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее - постановление N 336), в период с 06.04.2023 по 19.04.2023 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества.
Межрегиональным управлением в соответствии со статьей 66 Закона N 248-ФЗ в адрес прокуратуры Ростовской области направлено заявление о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении общества, в результате рассмотрения которого прокуратурой Ростовской области 30.03.2023 вынесено решение N 544 о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении общества.
Посредством направления письма межрегионального управления от 31.03.2023 N уЗ-3945/09-13 по адресу электронной почты vksv70643@gmail.com общество уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки, предметом которой согласно тексту решения от 29.03.2023 N РЗ-17/09 является соблюдение обществом обязательных требований, утвержденных пунктом 1 статьи 10.2, пунктом 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - постановление N 2466).
В целях проведения выездной проверки 06.04.2023 межрегиональным управлением в адрес общества направлено требование о предоставлении документов, необходимых для проведения внеплановой выездной проверки, в срок до 14.04.2023.
От общества в ответ на требование от 06.04.2023 посредством направления на электронную почту, представлено пояснение б/н (от 18.04.2023 N вх. З-2711), в котором общество сообщило о том, что с 2021 года не осуществляет деятельность в области закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, соответственно, в связи с отсутствием деятельности отсутствуют первичные документы бухгалтерской отчетности и действующие договоры. К пояснению прилагался приказ на директора общества Ковалькова В.А. и оборотно-сальдовая ведомость по остаткам продукции на 14.04.2023.
Для проведения контрольного (надзорного) действия - осмотра в рамках внеплановой выездной проверки, 11.04.2023 инспекторами межрегионального управления осуществлен выезд по адресу осуществления деятельности общества, а именно: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, д. 158г, нежилое здание, литер В, этаж 1, комната N 2в-2г-9-10 (S=991,4 кв. м).
В связи с отсутствием общества по месту осуществления деятельности, а также с фактическим неосуществлением им деятельности составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 11.04.2023 N уЗ-al78/09.
По факту нарушения обществом лицензионных условий в сфере оборота алкогольной продукции, в том числе установленных статьями 20, 26 Закона N 171-ФЗ, выразившихся в непредставлении возможности провести контрольное (надзорное) мероприятие службой принято решение от 27.07.2023 N РК-опт/33 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 04.12.2019 N 613АП0009087, выданной обществу.
При разрешении дела суды руководствовались пунктом 3, подпунктом 10 пункта 3.1 статьи 20, пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, пунктом 18 постановления N 2466, разъяснениями пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"" (далее - постановление N 47).
В силу пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основаниями для аннулирования лицензии в судебном порядке, указанными в данной статье, являются, в том числе: непредставление лицензирующему органу возможности провести контрольное (надзорное) мероприятие. Между тем эта норма не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии. Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Суды установили, что в период с 06.04.2023 по 19.04.2023 не представилось возможным провести внеплановую выездную проверку в отношении общества ввиду отсутствия должностных лиц, сотрудников и законного представителя общества на месте осуществления деятельности общества (территория базы) по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 158г, нежилое здание, литер В, этаж 1, комната N 2в-2г-9-10 (S=991,4 кв. м), а также с фактическим неосуществлением деятельности обществом. Данные обстоятельства зафиксированы актом от 11.04.2023 N уЗ-al78/09 о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Суды пришли к правильному выводу, оценив наряду с актом проверки, представленные в материалы дела фотографии и видеосъемку о том, что доступ в помещение перекрыт не был. Фотографии указывают на открытые двери при входе в помещение.
Суды правомерно отклонили доводы службы о невозможности провести обследование общества как противоречащие данным, отраженным в акте проверки от 11.04.2023 N уЗ-al78/09 и в видеоматериале.
Служба не оспаривает, что затребованные в решении от 29.03.2023 N РЗ-17/09 документы обществом представлены, деятельность по производству и обороту алкогольной продукции в период, предшествующий проведению проверки (с 2021 года), общество не осуществляло.
Судебные акты правильно мотивированы отсутствием достаточных оснований для принятия решения об аннулировании лицензии.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А53-29252/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении дела суды руководствовались пунктом 3, подпунктом 10 пункта 3.1 статьи 20, пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, пунктом 18 постановления N 2466, разъяснениями пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"" (далее - постановление N 47).
В силу пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основаниями для аннулирования лицензии в судебном порядке, указанными в данной статье, являются, в том числе: непредставление лицензирующему органу возможности провести контрольное (надзорное) мероприятие. Между тем эта норма не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии. Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2024 г. N Ф08-4696/24 по делу N А53-29252/2023